Сидоренко Елена Михайловна
Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования
Семинар предназначен для начинающих педагогов ДОУ с целью повышения педагогической компетентности в технологии конструирования учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС. Семинар включает теоретическую и практическую части.
В теоретической части начинающие педагоги систематизируют знания об организации, структуре, написании конспекта учебного занятия.
В практической части организуется квест. Молодые педагоги в игровой форме тренируют профессиональные навыки и умения в разработке учебного занятия с дошкольниками.
Публикация «Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Завершается мероприятие подведением итогов и рефлексией.
Конспект семинара-практикума
Цель: повышение педагогической компетентности молодых педагогов в технологии конструирования учебного занятия.
Задачи:
1. Систематизировать знания молодых педагогов об организации, структуре, написании конспекта учебного занятия в системе дошкольного образования.
2. Развивать профессиональные навыки и умения начинающих воспитателей в разработке учебного занятия с дошкольниками.
План проведения мероприятия:
1. Ознакомление с темой и целью семинара.
2. Упражнение «Ожидание».
3. Выступление по теме семинара с показом презентации и параллельным обсуждением.
4. Игра для молодых педагогов.
5. Подведение итогов мероприятия, рефлексия: методика «Неоконченное предложение».
1 часть. Теоретическая
Наставник:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вам принять участие в семинаре-практикуме, тему которого попрошу отгадать:
Раскроет тему педагог,
Чтобы малыш запомнить мог.
Как увлекательное мероприятие
Должно быть для детей… (занятие)
Наставник:
- Совершенно верно! Давайте вспомним, что такое учебное занятие в ДОУ, систематизируем наши знания соответствии с требованиями ФГОС.
Упражнение «Ожидание»
Цель: определить ожидания и получить обратную связь.
Участникам предлагают на листах в виде сердечек несколькими словами написать свои ожидания от семинара, а затем наклеить их на плакат с изображением стебля цветка, озвучить свои мысли.
Наставник:
- Надеюсь, что ваши ожидания оправдаются! Итак, начнём!
Образовательный процесс в учреждении осуществляется через учебное занятие. Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.
Согласно ФГОС следует выделять 3 вида занятий в ДОУ:
1. Комбинированное: предусматривает объединение в один комплекс различных видов активности, не имеющих между собой обоснованных логических связей (лепка и подвижная игра). Целостность педагогического воздействия может достигаться за счет выбора единой темы.
2. Комплексное: организация различных видов деятельности, один из которых выделяется в качестве основного, а остальные — служат вспомогательными компонентами. Так, после беседы о правилах поведения в общественном транспорте воспитатель может предложить создать рисунки по теме.
3. Интегрированное: базируется на сочетании знаний из разных предметных областей для комплексного рассмотрения вопроса, например, знакомство с понятием «настроение» в ходе чтения литературного произведения, рассматривания иллюстраций, прослушивания музыки.
Отдельного внимания заслуживают формы занятий в ДОУ по ФГОС, отличающиеся не только количественным составом участников, но и по характеру взаимодействия:
1. Индивидуальная, предусматривающая проведение педагогической работы с одним ребенком. Она не требует больших временных затрат, но характеризуется неэкономичностью распределения ресурсов, ограничивает возможность активного взаимодействия с другими воспитанниками и может провоцировать эмоциональный дискомфорт.
2. Групповая (индивидуально-коллективная). Для ее реализации детей разделяют на подгруппы с учетом общности интересов или поставленных задач, при этом главной задачей воспитателя становится обеспечение их эффективного взаимодействия.
3. Фронтальная (работа со всей группой). Привлекательна единством содержания, четкостью организационной структуры, простотой управления, экономичностью распределения педагогических ресурсов, но не позволяет индивидуализировать обучение.
Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом. Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.
Каждое занятие должно рассматриваться как органичная часть целостного образовательного процесса. Как основная организационная форма, занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения. В учебном занятии взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса: общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения, ожидаемые результаты и др.
Для того чтобы начинающему воспитателю подготовиться к проведению учебного занятия, необходимо составить план-конспект, который включает в себя:
• титульный лист, тему;
• цель;
• задачи;
• методические приёмы;
• материалы и оборудование;
• время (продолжительность занятия);
• ход занятия.
Титульный лист: в верхней части титульного листа, в центре, указывается полное название образовательной организации (по уставу). В центре так же указывается вид организованной деятельности, образовательная область, тема, для какой возрастной группы составлен данный конспект. В правом нижнем углу указывается данные составителя конспекта (полностью ФИО, должность, номер группы – если есть). В нижней части листа, в центре, пишется название населенного пункта и год написания.
Цель – всегда одна, это конечный результат, то к чему мы стремимся. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д.
Цель мы достигаем через решение задач: обучающая, развивающая, воспитывающая.
Обучающие: здесь мы можем расширять знания, обогащать представления о предметах и явлениях окружающего и другое. Удобно начинать формулировку данных задач со слов: закрепить, обобщить, расширить, уточнить, систематизировать, совершенствовать и т. п. какие-либо программные знания, умения, навыки. Пример: «Закрепить определения, характеризующие внешний вид овощей и фруктов».
Развивающие: при обучении развиваем у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности, речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитывающие: предполагает воспитание в рамках проводимого занятия каких-либо нравственных качеств. (Культуру речевого общения, коллективизм, дисциплину, взаимопомощь, заботу о животных, уважение к труду, дисциплину на занятии и др.). Пример: «Воспитывать культуру речевого общения – совершенствовать умение формулировать просьбы».
• Общее количество задач должно быть не менее 3-х и не более 6-ти в конспекте.
• Каждую задачу необходимо нумеровать отдельно, не совмещать несколько задач. Ошибочный вариант формулирования задачи: «Развивать внимание, память, дружелюбие).
• Каждая задача начинается с глагола несовершенного вида, то есть, отвечающего на вопрос «Что делать?» ( Например: «Развить фонематический слух …» - ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух …» - правильный вариант).
Методические приё мы: перечисляются методические приёмы, используемые на занятии.
Например,
• Наглядные: слайдовая презентация «Ёлочная игрушка», демонстрация «Сказки о том, как лесные жители узнали о новогоднем празднике»
• Словесные: объяснение, итоговая беседа.
• Игровые: упражнения («Приветствие», «Чуткие уши», «Зоркие глаза», «Зеркало», «Волшебная коробка», «Мне нравится в тебе»); физкультминутка.
• Практические: конструирование ёлочных игрушек-оригами.
Материалы и оборудование: перечисляется, какое оборудование будет использовано на данном НОД ( например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т. д.). Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры. Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.
Время: продолжительность одного занятия для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Ход занятия:
1. Вводная часть (составляет 8-10% от общего времени занятия)
Предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации (использование приёмов, содержащих занимательность, сюрпризность, загадочность). В конспекте прописывается эта ситуация.
2. Основная часть (составляет 80% от общего времени занятия)
Образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
3. Заключительная часть (составляет 10-12% от общего времени занятия)
Подведение итога, рефлексия. Дети фиксируют в речи, что нового узнали, где новые знания, умения пригодятся. В конце занятия воспитатель подводит совместно с детьми итог, привлекая детей к самооценке (взаимооценке) результатов деятельности.
2 часть. Практическая
Наставник:
- Теоретическая часть нашего семинара закончена. Теперь предлагаю попрактиковаться в игре-квесте. Вам необходимо пройти все модули, согласно, маршрутного листа. Модули расположены в здании детского сада, каждая обозначена вывеской. Вам нужно пройти все испытания и найти клад. За каждое пройденное испытание команда молодых педагогов получает ключ от сундука с кладом. По завершении квеста, педагоги прикладывают ключи и открывают сундук.
Наставник:
- Итак, не будем терять время, начнем нашу игру!
Игра
Модуль «Планирование учебного занятия»
Молодым педагогам предлагается поиграть в непростые кубики, каждому необходимо в течение 5-7 минут сложить свою «картинку занятия». Участник получает кубик, на котором наклеена карточка с названием определенного этапа занятия.
Задание: «Выберите и наклейте на кубик из предложенных элементов те, которые присущи вашему этапу занятия, по возможности приведите примеры активизации деятельности на занятии».
Модуль «Постановка цели и задач занятия»
Команда молодых педагогов получает карточку с указанием темы занятия. В течение 5-7 минут должны сформулировать цель и задачи данного занятия. Результат зачитывается и обсуждается членами коллектива.
Модуль «Использование здоровьесберегающих технологий»
Команда молодых педагогов получает задание – в течение 5 минут подобрать здоровьесберегающие технологии, которые необходимо применять в ходе учебного занятия.
Модуль «Интеграция образовательных областей»
Педагоги получают предметы : корзина с осенними дарами, карточки с овощами, фруктами, геометрические фигуры, детские книги со стихами об овощах, времени года «Осень», ткани и т. д., лист А4 для записи, фломастеры. Каждый участник выбирает карточку с надписью одной из пяти образовательных областей, затем предлагает формы и методы работы по теме «Осенняя корзина».
В течение 5-10 минут каждый участник придумывает, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области. Затем молодые педагоги зачитывают свои результаты. Обсуждается, как можно интегрировать образовательные области в конструировании занятия, делаются выводы.
Заключительный этап игры.
Наставник:
- Осталось приложить полученные ключи и открыть сундук. Какой клад вы сегодня нашли? (памятки «Технологическая карта конструирования учебного занятия в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС». Приложение 1)
Также наградой для всех участников семинара стало получение знаний, которые молодые педагоги могут применить на практике.
Рефлексия.
Методика «Неоконченное предложение»
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
Выполнять задания мне помогало…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар…
Наставник:
- Мне было очень приятно с вами работать. Уважаемые коллеги, каждому я желаю успеха в конструировании своего самого-самого интересного занятия! Спасибо за участие!