Кирьянова Татьяна
Семинар «Определение новых направлений и путей их решения в условиях ФГОС до «Образовательная область речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар «Определение новых направлений и путей их решения в условиях ФГОС ДО
«Образовательная область речевое развитие».
Учитель – логопед
Кирьянова Татьяна Александровна
г. Челябинск
Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса. Поэтому необходимо изучать разработанные нормативные документы, анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы.
Публикация «Семинар „Определение новых направлений и путей их решения в условиях ФГОС ДО „Образовательная область речевое развитие“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В тексте ФГОС отмечено, что «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21). Образование в любых формах неразрывно связано с речью. Значит, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить «неуспех», негативизм, обеспечить возможность освоения программы;
«Требования … учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся» (п. 1); «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ» (п. 2); это же предполагает и системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта (п. 7);
Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, чтобы ребёнок мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с воспитателем и сверстниками в обрзовательном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение».
Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач».
Основная цель – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития в ФГОС ДОУ :
1. Овладение речью как средством общения и культуры.
2. Обогащение активного словаря.
3. Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4. Развитие речевого творчества.
5. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
6. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
7. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Из задач вытекают основные направления работы по развитию речи детей в дошкольной организации.
Направления работы по развитию речи.
1. Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания с ситуацией, в которой происходит общение).
2. Воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношение).
3. формирование грамматического строя речи (морфология –изменение слов по родам, числам и падежам; синтаксис – освоение различных типов словосочетаний и предложений, словообразование).
4. Развитие связной речи (диалогическая речь - разговорная, монологическая речь – рассказывание).
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение место звука в слове).
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Методами развития речи являются :
Наглядные – непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе и экскурсии) опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность : рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные – чтение и рассказывание художественной литературы, заучивание наизусть, пересказ,
обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические – дидактические игры, игры – драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средствами развития речи являются : общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы.
Таким образом, образовательная работа по данному разделу направлена на :
1. развитие фонематической стороны речи и овладение элементарными графическими умениями.
2 «Художественное творчество». В этом разделе педагоги проводят особенно много пальчиковых игр – а это и «Художественная литература», и «Здоровье», и «Социализация».
3. Работа по развитию звуковой стороны речи и овладению основами грамоты способствует развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
В заключение хочу сказать, что в нашей работе интеграция присутствует всегда. Просто раньше мы в каждом занятии ставили образовательные, воспитательные и развивающие задачи. А сейчас мы это называем интеграцией образовательных областей. Например, решается задача развития начальных форм сотрудничества детей друг с другом – «Социализация». Работа по развитию речи ведётся на каждом занятии – «Коммуникация». Стихи, загадки, проблемные ситуации с использованием сказочных и литературных героев, сюрпризные моменты – «Художественная литература». Разные виды гимнастик: для глаз, для пальчиков, для язычка – «Здоровье». Физкультминутки – «Физическая культура». И так далее и тому подобное.
Не надо бояться этих слов: «Интеграция образовательных областей». Это то, что всегда делал и продолжает делать каждый воспитатель, логопед.