Галина Сергеевна Красильникова
Семинар «Задачи, формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Выдающиеся педагоги Н. К. Крупская и А. С. Макаренко неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочислен-ные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. К шести-семи годам у ребенка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.
Публикация «Семинар „Задачи, формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста создают благоприятные возможности морального воспитания. Дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, ее способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. Очень многое, что ребенок воспринимает, становиться предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления. Однако в силу ограниченности жизненного опыта, большой эмоциональности, недостаточного умения дать верную оценку воспринимаемому дошкольникам, особенно младшего возраста, часто бывает не под силу отличить хорошее от дурного, определить верный путь поведения. Поэтому так важно, во-первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом и чтобы он хотел им подражать, во-вторых они организовывали нравственно направленную деятельность ребенка, систематически упражняли его в нравственных поступках.
Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем: воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважение и симпатия к трудящимся разных национальностей. Особенно важной задачей является воспитание у детей трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться.
Воспитание моральных чувств и привычек является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества, представления о явлениях общественной жизни страны и положительное отношение к ним.
Воспитателю непременно нужно знать о помыслах, чувствах, намерениях ребенка, чтобы правильно оценить его поступок, поведение. Зная причины, побудившие воспитанника к тому или иному поступку, педагог сможет найти наиболее верные методы нравственного воспитания, помочь ребенку в реализации положительных мотивов.
Содержание и методы нравственного воспитания дошкольников должны соответствовать особенностям детей этого возраста и предусматривают зону ближайшего нравственного развития.
Метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитание нравственных привычек. Метод приучения дает наибольший эффект, если он сочетается и использованием примера взрослого или других детей. Можно использовать и показ действия. Метод организации деятельности, метод направления на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы и рассказывание сказок, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов. Метод убеждения, поощрения и наказания.
Объективности суждений педагогов о своих воспитанниках, о каждом ребенке будут способствовать, также сведения, которые они получат от родителей и от других старших членов семьи.
Каким должен быть человек нового поколения?
Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра произведений художественно- декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсия, праздники, развлечения.
Система эстетического воспитания детей предусматривают идейную целеустремленность, органическое сочетание нравственного эстетического идеалов, взаимодействие различных видов искусства и литературы.
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.
Эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми ее сторонами.
Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.
Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка-дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.
Наиболее характерными признаками нравственной направленности в эстетическом воспитании являются : эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовывать быт, хотя бы в игре.
В детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания :
1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучать их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.
3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
4. Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.