Мария Александровна Тюкова
Семинар «Театрализованная деятельность как средство коммуникации и развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи через театрализованную деятельность с детьми дошкольного возраста»
Актуальность
С каждым годом растет количество детей, у которых возникают проблемы с речью, произношением, проговариванием звуков. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей устранения недостатков в развитии речи.
Публикация «Семинар „Театрализованная деятельность как средство коммуникации и развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивались правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ-речевое развитие дошкольников по ФГОС.
К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи-вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнок к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Односложная, состоящая из простых предложений;
Бедность речи, недостаточный словарный запас;
Замусоривание речи сленговыми словами;
Бедная диалогическая речь;
Неспособность построить монолог;
Отсутствие навыков культуры речи.
Многие родители полагают в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Рекомендованная литература по теме:
1. А. М. Бородич «Методика развития речи»,
2. М. М. Алексеевой, Б. И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку»,
3. В. И. Логиновой «Развитие связной речи».
4. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников».
5. Т. И. Петрова «Театрализованные игры в детском саду».
6. М. Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.
7. Методическая литература, журналы «Ребёнок в детском саду»,
«Дошкольное воспитание».
Формы работы и задачи:
Большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями.
Театрализованная деятельность позволяет одну из важных задач-развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:
- Для формирования грамматического строя речи «У кого похожая картинка?”, «Подбираем рифму», «Загадки-описание» и т. д.
- На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается?», «Что происходит в природе?».
- В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т. д.
Следующий этап моей работы–творческие задания. Например, в игре «Подарок на всех» даю детям задание: «Если ты был бы волшебником и творить чудеса, что бы нам подарил?» или «Какое желание ты бы загадал?». Эти игры развивают у детей умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Также провожу игры на повышение значимости каждого ребёнка, например в играх «Комплимент» и «Зеркало», предлагаю детям сказать фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…», в подобных играх помогаю ребёнку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что его принимают партнёры по игре.
Метод сказкотерапия, развивает у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувство тревожности. Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быть «Гадкий утёнок», «Волшебное слово», «Кто заговорил первым?».
Своеобразная школа элементарных основ актёрского мастерства-театральные этюды. Репетиции над этюдами не менее важны, чем постановка самого спектакля: идёт последовательное знакомство, артистические навыки дошкольников. Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности необходимо проводить музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи необходима использовать речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т. д.
Практика показала, что работа по развитию речи не будут полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов.
Рекомендации родителям:
1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.
5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
6. Посещение театров.
С целью успешной работы по данной теме, педагогу следует придерживаться следующих рекомендаций:
-Педагогу для работы следует выбирать художественные произведения в соответствии с уровнем развития и возрастных особенностей. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребёнка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).
При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объему и нравственному значению.
-При написании сценариев обязательным условием является наличие авторской речи, с помощью которой осуществляется руководство действиями детей на сцене, придающее им уверенность в себе.
-При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребёнка. Даже если у ребёнка есть дефект речи, нужно давать ему хотя бы маленькую роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя.
-Также много и активно нужно работать над техникой речи: это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения, направленные на произнесение гласных, согласных звуков.
-Привлекая детей к театральной деятельности, нужно быть готовыми к кропотливой работе с каждым ребёнком, знать его характер, способности.
Игровые занятия с элементами театрализации:
«Ежи».
Задачи:
- формировать умение управлять куклой – би - ба - бо;
- учить имитировать движения, характерные для ежа;
- воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: куклы-би-ба-бо, аудиозапись различных по характеру мелодий.
Ход занятия:
Педагог просит детей подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподрожанием.
Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю ежи, когда они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку). Педагог просит предположить: что или кто так напугал ежей? Дети предлагают свои варианты ответов.
Звучит спокойная музыка. Педагог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.
Повторить упражнение, используя кукол-ежиков би-ба-бо.
«Идем по лесу»
Задачи:
- формировать умение имитировать движения, подражая действиям педагога;
- воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе;
Оборудование: декорации осеннего леса-листья, шишки, грибы, пеньки.
Ход занятия:
Идем по густому лесу
(дети выпрямляются, идут осторожно).
Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки).
Надо перешагнуть через поваленное дерево
(высоко поднимают ноги, как бы перешагивая,
обойти пень (останавливаются и обходят по кругу).
Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед,
Сучки в глаза попадают (отодвигают руками ветки, поочередно отводят их в стороны).
«Радость и грусть»
Задачи:
- продолжить работу над выражением эмоций.
Оборудование: набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями.
Ход занятия:
Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть, радость, удивление, восторг, испуг, обиду, злость.
«На рыбалке»
Задачи:
- развивать у детей образные представления.
- учить имитировать движения.
-продолжить работу над выражением эмоций (радость, досада, огорчение, разочарование).
Ход занятия:
Педагог приглашает всех детей к воображаемой реке и предлагает угадать, что он будет сейчас делать. Педагог имитирует ловлю рыбы, изображая разные эмоциональные состояния (радость, досаду, огорчение, разочарование). Затем кладет пойманную рыбу в ведро. Дети по лицу взрослого должны определить, удалось ему поймать рыбку или нет, крупная раба или мелочь. Затем педагог предлагает детям имитировать рыбалку, а пойманную рыбку нужно положить в воображаемое ведро.
«Хорошая - плохая погода»
Задачи:
- продолжить работу над выражением эмоций
- развивать у детей творческое воображение.
Оборудование: аудиокассета «Звуки леса», пиктограммы «Мое настроение».
Ход занятия:
Педагог предлагает детям представить, как тепло и светло в сказочном лесу, на зеленой лужайке растут красивые цветы, над ними весело порхают бабочки. Он просит детей просто посидеть на лужайке и послушать, как «поют» букашки (можно использовать аудиокассету «Звуки леса»).
Педагог спрашивает детей об их настроении.
Педагог говорит детям о том, что в лесу стало темно, подул холодный ветер, пошел дождь, бабочки спрятались в кору деревьев. Педагог спрашивает детей, какое настроение у них стало теперь, и просит изобразить его.
Педагог замечает, что в дождь настроение может быть разным. Он предлагает детям вспомнить, кто может радоваться дождю.
Упражнения на напряжение и расслабление мышц, на развитие воображения
Упражнения на напряжения мышц:
рубить дрова;
волочить тяжелый ящик;
нести очень тяжелый чемодан;
дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать.
Упражнение на расслабление мышц:
заснуть на стуле;
сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т. п.
Упражнения на развитие воображения:
передавать друг другу веревку, представляя, что это змея;
передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;
передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать от туда что- либо воображаемое и обыгрывать это.