Галина Елисеева
Семинар «Игры для дошкольников для развития памяти»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы поговорим о памяти.
Слайд 2Память –это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В дошкольном возрасте от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Именно память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.
Публикация «Семинар „Игры для дошкольников для развития памяти“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Вспомним какие виды памяти бывают.
Память образная (зрительная) информация запоминается в виде определенных образов, запахов.
Слайд 3В зависимости от того, какую информацию ребенку необходимо запомнить, выделяют следующие виды образной памяти :
Зрительная
Слуховая
Осязательная
Обонятельная
Вкусовая
Давайте каждый из вас сейчас представит свой любимый фрукт. Закройте глаза и скажите, что первое вы ощутили, вспомнив и представив фрукт. (ответы)
Именно, у кого-то вспомнился запах, у кого-то вкус, а может кто-то вспомнил как держит фрукт в руках и какой он наощупь.
Память бывает эмоциональная – человек сохраняет переживания, чувства и эмоции.
Игра на развитие слуховой памяти «Позвони в колокольчик, как я». Прозвонить несложный ритм в колокольчик, остальные должны повторить, сохраняя количество, частоту и силу ударов.
Слайд 4Словесно-логическая –характерна усвоением человеческой культуры и традиций благодаря общению и словам.
Может быть :Слайд 5
Мгновенной (несколько секунд удержания информации)
Кратковременной (есть у каждого человека)
Долговременной (накапливает жизненный опыт)
Оперативной (нужна для обеспечения жизнедеятельности, до конца дня, необходимая информация может как забываться, так и переходить в долговременную память)
Особую роль в развитии памяти играет освоение ребенком речи и обогащение его активного словарного запаса. С 4-5 лет уверенно развивается память словесно-логическая –память на слова, суждения, умозаключения.
Развитие памяти дошкольников неразрывно связано с формированием других психических процессов, особенно с восприятием и мышлением. Дошкольный возраст-возраст образных форм сознания. Память в этот период наглядно-образная. Основными средствами, которыми ребенок овладевает, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер.
Слайд 6Дошкольный возраст – основа для развития двигательной (моторной) памяти. Почти все основные навыки двигательной памяти осваиваются в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.
Слайд 7
Благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию.
Для развития эмоциональной памяти отличными упражнениями будет:
Проигрывание сценок с помощью перчаточного театра
Разучивание песенок с инсценировкой
Чтение и запоминание стихов
Психогимнастика
Мимическая гимнастика и пантомимика
Слайд 8
Помощниками для развития словесно-логической памяти могут быть :
Разучивание песен
Составление рассказов с опорой на картинку
Описание ребенком окружающей среду во время прогулки
Обсуждение прочитанной книги
Слайд 9Игры на образную память
«Вспомни, как звучит»
«Вспомни, как пахнет»
Можно со 5 лет. «Представь,что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Вспомни как шумит дождь.
«Поиграй в снежки» представь снег. Какого цвета? всегда он белый?.Вспомни как солнышко заставляет снег искрится. Вспомните как хрустит снег. Представь, что делаешь снежок. Что ты чувствуешь?
Слайд 10 Игра «Запомни пару слов», «Запомни и назови картинки»
Слайд 11
Любую игру модно сделать используя картинку из интернета. Ребенок изучает, запоминает картинку, потом убирается картинка и задаются вопросы: Что делает клоун?
Есть ли у него шапочка на голове?
Сколько пуговиц у клоуна?
Сколько шариков? Какого цвета?
Слайд 12Попробуйте составить вопросы к картинке
Слайд 13,14 примеры картинок
Для игры любые незнакомые картинки. Желательно, чтоб на картинке было не менее 5-6 предметов. Ребенок в течение 30 секунд внимательно рассматривает картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернут ее ведущему. После пробует с закрытыми глазами представить ее. А затем подробно должен описать то, что он запомнил. После картинка демонстрируется и обсуждаются упущенные элементы изображения.
Слайд 16,17,18
Слайд 19 показ дверная скважина
На развитие зрительной памяти и пространственного мышления. Необходимо подготовить картинку и лист бумаги с отверстием в форме дверной скважины. Играть подгруппой. Рассмотреть картинку можно только через отверстие., постепенно передвигая, но не поднимая. Ведущий предлагает, чтобы кто-то рассказал, что изображено на картинке, остальные дополняют.
Слайд 20 «Запомни и назови все небылицы»
Слайд 21 «Что изменилось» не сравниваем, а запоминаем, потом ищем на второй.
Слайд 22 «Чего не стало», «Что изменилось»
Слайд 23 в конструировании запоминаем
Слайд 24 игра «Чемодан» Цель: развитие объема памяти
Первый игрок говорит: «Я беру чемодан и кладу в него. (огурец)
Второй игрок продолжает: «Я беру чемодан и кладу в него огурец, термос.
И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке слов. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.
Слайд 25 Самое важное не забывать уделять внимание памяти!
Литература:
Березенкова Т. В. Дидактические игры для развития памяти, внимания, логического мышления.