Жанна Абрамович
Формирование ЗОЖ дошкольников в условиях ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование ЗОЖ дошкольников в условиях ДОУ и семьи
Педагогическое просвещение педагогов по работе с родителями.
Семинар
Тема: «Формирование ЗОЖ дошкольников
в условиях ДОУ и семьи».
Стихотворение В. Крестова «Тепличное растение».
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике, в глазах и страх, и грусть:
- Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
Публикация «Формирование ЗОЖ дошкольников в условиях ДОУ и семьи» размещена в разделах
С ним то в аптеку, то в больницу,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не ребёнок в общем, а страданье.
Вот так порой мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов богатырей.
Мне кажется это стихотворение очень актуально в наши дни.
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни.
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы:
- повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка,
- снижение уровня жизни в целом по стране,
- снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития,
- недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей,
- увеличение числа неполных семей,
- технология воспитательно - образовательного процесса,
- личность педагогов,
- состояние и ориентация семейного воспитания.
Эксперты ВОЗ определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные: образ жизни, окружающая среда, генетическая предрасположенность, здравоохранение.
Проблема формирования здорового образа жизни становится приоритетным направлением развития в дошкольной организации.
Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет.
В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Понятие "здоровый образ жизни" появилось в России. В 1989 году профессор-фармаколог Израиль Брехман, которому и приписывается авторство термина, выступил на конференции с докладом о внедрении научной концепции здорового образа жизни. В понятие ЗОЖ он заложил самые простые, но действенные методы. Говорил о правильном питании, регулярном закаливании, о вредных привычках и, самое главное, о необходимости физической культуры.
В 1991 году появляется наука валеология, основанная на брехмановских идеях здорового образа жизни.
Валеология - (лат. vale – стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»; греч. logos – учение) наука о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.
Термин «валеология» был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. двадцатого столетия И. И. Брехманом.
ЗОЖ (по определению ВОЗ) - оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды.
На сегодняшний день здоровый образ жизни является модной тенденцией современного мира. Люди стали понимать, что ЗОЖ - это необходимая составляющая жизни.
Нет никакой идеальной формулы ЗОЖ, каждый создаёт её сам, подстраивая под свой организм. Зарядка, правильное питание, гигиена, эмоциональная разгрузка, полноценный сон, отказ от вредных привычек, физические упражнения – это то, что требуется делать ежедневно. Чтобы заниматься чем-то, необходима заинтересованность в этом. Не каждый готов встать на 10 минут раньше, чтобы сделать зарядку, а некоторые пренебрегают рационом питания.
Формирование ЗОЖ дошкольников в условиях ДОУ и семьи – этот двухсторонний процесс. Каждая сторона процесса дополняет другую и не может существовать друг без друга.
Под задачей формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) понимается следование простым правилам и нормам, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.
Если в детском саду все просто – воспитатель организует, а дети выполняют, то в семье сложнее.
Под компонентами здорового образа жизни ребенка ученые понимают:
*правильно организованный двигательный режим;
*разумное закаливание;
*оптимальный режим дня;
*сбалансированное питание;
*удовлетворительный психологический климат в семье и детском саду;
*обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Задачи педагогов:
- охрана и укрепление здоровья ребенка,
- формирование у ребенка представлений о себе, строении своего тела, о чувствах и мыслях;
- обучение знаниям, умениям, навыкам ведения здорового образа жизни; обучение ребенка объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни действовать в зависимости от ситуации;
- закаливание детского организма;
- формирование правильной осанки, жизненно-необходимых двигательных действий и культурно-гигиенических навыков и умений, достижение полноценного физического развития.
Направления работы в ДОУ по формированию у дошкольников ЗОЖ :
I направление «Я познаю себя»
Строение организма человека. Части тела, правила гигиены тела.
Формирование представлений о половых различиях, критериях здоровья, симптомах заболевания, приемах самомассажа.
Воспитывать желание быть здоровым, бережно относится к своему здоровью.
II направление
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».
Значение закаливания на состояние организма человека; о значении физической нагрузки на развитие детского организма.
Положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам, режимным моментам.
III направление «Азбука движений».
О двигательных умениях человека; о значении двигательной активности в жизни людей;
Воспитывать интерес к движению, к подвижным играм.
IV направление «Школа моего питания».
О режиме питания; о полезной и вредной пище; о витаминных. Воспитывать положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных.
Как вы думаете, какие формы работы мы используем по формированию ЗОЖ?
Формы работы в ДОУ по формированию ЗОЖ
(Любой момент в режиме ДОУ является важным в формированию ЗОЖ у детей)
НОД (может быть полностью на валеологическую тему)
Режим
Утренняя гимнастика
Прогулка
Беседа
Игра
Нетрадиционный формы работы (самомассаж, дыхательная гимнастика, стэп-аэробика)
Экскурсия
Праздники и развлечения
Соревнования