Татьяна Синицкая
Семинар естественно-научных представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Федеральный государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности.
Публикация «Семинар естественно-научных представлений дошкольников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
На протяжении всего дошкольного возраста взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у детей любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой деятельности.
Для этого в нашей работе мы используем такие формы и способы организации совместной деятельности как: экспериментирование, опытническая работа, проекты, наблюдения
Детям будет понятнее, если при объяснении будут использоваться знакомые им образы. Например, при объяснении свойств света можно использовать такое объяснение: «Солнечный луч отскакивает от зеркала, как мячик от стены». Все объяснения должны сопровождаться наглядным показом. Например, освещение Земли солнцем хорошо демонстрирует глобус, освещенный с одной стороны лампой. Таким образом, при отборе содержания следует руководствоваться принципами представленными в ФГОС. (принцип доступности, научности, системности, востребованности)
Работа по ознакомлению дошкольников с элементарными естественно -научными представлениями должна вестись в системе. Только тогда дети смогут устанавливать связи, опираясь на усвоенные ранее знания. В работе со старшими дошкольниками может быть предложен метод проектов. Он предполагает поэтапную работу по изучению объектов живой и неживой природы.
Предлагаю один из оптимальных вариантов работы над проектом «Модель трех вопросов»
1 этап: На этом этапе эффективно использовать «модель трех вопросов»
Суть этой модели заключается в том, что педагог задает детям три вопроса для исследования данного объекта:
-Что мы знаем?
-Что хотим узнать?
-Как мы узнаем это?
Все ответы, идеи детей фиксируются наглядно, записываются печатными буквами на листе (отлично, если некоторые дети уже умеют читать) или фиксируются идеи детей схематично, знаками (для не читающих).
Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой, потом помещаются в домик «Почемучки». Заполненная таким образом, «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный процесс.
2 этап – проведение исследования
На этом этапе дети ищут, исследуют, экспериментируют. Важно уметь создать такую ситуацию, когда ребенок должен что –то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.
То есть планируется работа в центрах активности. Что у нас происходит здесь? Вот у нас есть модель трех вопросов. Дальше дети решают, с чего они начнут. Кто в каком центре будет действовать? Мы продолжаем тему проекта. Дети думают, чем бы каждый хотел заняться в рамках этого проекта?
3 этап – подведение итогов
Факты, собранные детьми и помещенные в лепбук анализируются и готовится сообщение, которое расскажут на обобщающем занятии несколько ребят.
На практике я убедилась, что работа с применением 3 вопросов интересна, увлекательна, обладает огромным потенциалом.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в саморазвитии.