Светлана Семина
Семинар для воспитателей: «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании».
▼ Скачать
I. Сохранение здоровья детей дошкольного возраста.
I. 1. Определение здоровья.
Определений понятия «Здоровье» несколько сотен.
• «Здоровье - говорил И. П. Павлов - это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек.»
Публикация «Семинар для воспитателей: „Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании“,» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой, самим собой. Известно, что здоровье взрослого человека формируется с детства. Во всем мире считается, что именно здоровье должно быть главной «визитной карточкой» культуры и процветания государства, а индивидуальное здоровье - критерием личной ответственности и самопознания.
Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, воспитывать и обучать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной. И когда мы говорим о здоровье детей, речь идет не только об отсутствии каких-либо заболеваний. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения утверждение о том, что сохранение и укрепление здоровья ребенка - дошкольника – это не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Начиная с раннего детства, в результате целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка формируются физическое, психическое, социальное здоровье, другие качества, необходимые для разностороннего развития. Результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. Высок процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. Недаром В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
I. 2. Анализ здоровья дошкольников за последние 10 лет.
Сравнительный анализ здоровья дошкольников за последние 10 лет выявил неблагоприятную тенденцию роста показателей морфофункциональных отклонений от 69,5 % до 75.5 %. Это нарушение опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, органов пищеварения и аллергические проявления.
В Концепции дошкольного воспитания (научный редактор В. В. Давыдов) отмечается, что простудная заболеваемость детей "приобретает характер стихийного бедствия", с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители, ни воспитатели ДОУ. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось : снизилось количество абсолютно здоровых детей (с 23,2 % до 15,1 %, увеличилось число детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (с 66,9 % до 67,6 %) и с хроническими заболеваниями (с 15,9 % до 17,3 %).
К актуальным проблемам детского здоровья относится : - гиподинамия – нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения; - детские стрессы – нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе; - тревожность – недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье;- недостаток информации.
Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия.
I. 3. Нормативно – законодательная база
физкультурно - оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
Важность сохранения здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений декларируется следующими нормативными документами:
Конвенцией о правах ребенка
1. Законом РФ об образовании. Ст. 51, п. 1.; Ст. 18, п. 3.
2. Правилами и нормативами «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03.
3. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ № 6523-16 от 14.03.2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
4. Приказом Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30 июня 1992г. №186/272;
5. Письмом Минздрава России «Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях» от 21 декабря 1999г. №13-16/42;
6. Рекомендациями Минздрава России «Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах (детские сады, образовательные учреждения общего и коррекционного типа, детские дома и школы-интернаты, учреждения начального и среднего профессионального образования)» от 9 мая 1999г. №1 100/964 99-15;
7. Приказом Минобразования РФ «Примерное положение о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» от 15 мая 2000г. №1418;
8. Приказом Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 4 апреля 2003г. №139.
9. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000г.).
I. 4. Критерии и оценка здоровья.
Базовыми критериями физического здоровья являются :
1) состояние сердечно-сосудистой системы;
2) состояние иммунной системы;
3) способность организма усваивать кислород воздуха.
Показатели деятельности этих систем имеют прямое отношение не только к здоровью человека, от них напрямую зависит его жизнь.
К числу основных критериев здоровья принято относить :
1) состояние опорно-двигательного аппарата;
2) состояние нервной системы;
3) состояние пищеварительной системы.
Критерии психического здоровья
1)способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков,
2)целеустремленность, активность,
3)критический подход к обстоятельствам жизни,
4)чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке,
7)самообладание и способность радоваться.
Критерии социального здоровья (по А. Элиссу)
1)наличие интереса к самому себе,
2)самоконтроль,
3)умение общаться со сверстниками,
4)эмпатия.
Основными признаками физического нездоровья (при отсутствии клинических признаков, как, например, температура, головная боль и т. п.) являются:
1)нарушение сна,
2)отсутствие аппетита,
3)быстрая утомляемость.
К психическому нездоровью обычно относят :
1)раздражительность, капризы,
2)повышенную тревожность,
3)замкнутость,
4)пассивность (духовное нездоровье).
Социальное неблагополучие личности проявляется в неадекватном восприятии окружающего мира, дезадаптивном поведении, конфликтности, враждебности.
I. 5. Определение группы здоровья у детей.
В соответствии с общепринятыми рекомендациями Института гигиены детей и подростков выделяют 5 групп детей по показателям здоровья.
I • Здоровые дети, которые не имеют отклонений по всем параметрам (критериям) здоровья.
• Дети, которые имеют незначительные морфологические отклонения, такие как аномалия ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины, отдельные родимые пятна и т. д., которые не влияют на состояние здоровья и не требуют коррекции.
II Здоровые дети с некоторыми функциональными и морфологическими изменениями; со сниженной резистентностью организма; с незначительными и умеренными отклонениями в поведении; в оценке функционального состояния отмечается ухудшение и определяется пограничное состояние.
III Дети с хроническими заболеваниями или врождённой патологией в состоянии компенсации, т. е. с редкими, не тяжёлыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, поведения; редкими интеркуррентными заболеваниями (1-3 раза в год, функциональными отклонениями только одной, патологически изменённой системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.
IV Дети с хроническими заболеваниями, врождёнными пороками развития, со значительным отставанием психического развития.
V Дети, больные хроническим заболеваниями, с тяжёлыми врождёнными пороками развития в состоянии декомпенсации, т. е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов.
II. .Здоровбесберегающий процесс.
II. 1. Технологии здоровьясбережения.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В связи с этим педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий, которые определяют новые методы, формы и средства, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
В системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные, альтернативные технологии. Наряду с перечисленными, все чаще звучит термин «здоровьесберегающие технологии».
Современные физиологи, педагоги, психологи предлагает классификацию здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения субъектов педагогического процесса в детском саду:
Медико-профилактические технологии, которые обеспечивают сохранение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Эти технологии включают в себя следующие мероприятия:
- организацию мониторинга здоровья дошкольников,
- разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей дошкольного возраста, физического развития, закаливания;
- организацию профилактических мероприятий в детском саду;
- организацию контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие, коррекцию и укрепление здоровья ребенка.
Эти технологии включают в себя следующее:
- развитие физических качеств, двигательной активности;
- закаливание, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж;
- профилактика плоскостопия и нарушения осанки;
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Реализация этих технологий осуществляется инструктором по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и родителями.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это технологии воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Эти технологии применяются на основе учета личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учета интересов и предпочтений ребенка в содержании и видах деятельности. Эти технологии позволяют выстроить педагогический процесс, ориентированный на здоровье ребенка.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения всех субъектов образовательного процесса в ДОУ.
Данные технологии направлены на :
- развитие культуры здоровья всех сотрудников детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов;
- развитие потребности к здоровому образу жизни у сотрудников и родителей детского сада.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (психологическое или психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка);
Технлогии валеологического просвещения родителей (папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др.).
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий (по Л. Волошиной) – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий :
- применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
- применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей и всех сотрудников.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная экспресс-диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года, что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии их здоровья.
II. 2. Здоровьесберегающая среда.
В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического,использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного ближайшего окружения,конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала,обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни. В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:
– непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
– реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);
– специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы.
1. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка». Москва. Просвещение. 2003.
2. Микляева Н. В. «Развитие способностей детей средствами двигательно-игровой деятельности» УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», М., 2010г.
3. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж. 2005.
4. Полтавцева Н. В. Гордова Н. А. Пособие для инструкторов по физической культуре и воспитателей Физическая культура в дошкольном детстве. Москва. Просвещение. 2005.
5. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду» Издательство Мозаика-Синтез, 2002г.
6. Харченко Т. Е. «Организация двигательной деятельности в детском саду» ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» С-Пб 2010г.
7. Э. Степаненко Методика физического воспитания. Москва Издательский дом Воспитание дошкольника 2005.