Татьяна Захарченко
Семинар для воспитателей. Памятки, рекомендации по формированию речи. Презентация: «Дыхательная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет., водный (катер, паром. ,наземный (автобус, поезд., подземный (метро).
Дети имеют представление:
- о сезонных изменениях в природе;
- о выращивании овощей и фруктов;
- о лесных ягодах и грибах;
- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;
- о насекомых и птицах, рыбах.
Публикация «Семинар для воспитателей, Памятки, рекомендации по формированию речи, Презентация: „Дыхательная гимнастика“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади.) и времени (вчера, сегодня, ночью.).
Знают:
- названия месяцев, дней недели, части суток;
- название своей страны и столицы государства;
- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;
- правила дорожного движения для пешеходов.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под.);
- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;
- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 20-30 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К 6 годам дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, то есть выделять звук, или складывать звуки в слова, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период.
Игра остаётся по-прежнему ведущей деятельностью, которая постепенно начинает отходить на второй план и учебная деятельность как ведущая занимает ее место.
ПРОСОДИКА (ТЕМПО-РИТМИЧЕСКАЯ, ИНТОНАЦИОННАЯ СТОРОНА РЕЧИ)
Темп речи детей в повседневном общении остаётся умеренным. Надо заметить, что в состоянии волнения, возбуждения, ребёнок может говорить быстро, взахлёб, громче, чем обычно. Взрослым не следует торопить малыша, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль. Дети шестого года жизни четко улавливают оттенки настроения взрослых. Ребенок различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств и эмоций. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных слов. Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.
Развитие речи :
- правильно произносить все звуки;
- определять место звука в слове;
- использовать в речи сложные предложения;
- составлять рассказы по сюжетным картинкам, из личного опыта состоящих из 6-7 предложений;
- составлять предложение из 5-6 слов;
- членить простые предложения на слова;
- делить слова на слоги;
Развитие мелкой моторики:
- свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования;
- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
- штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за пределы контуров;
- ориентироваться в тетради в клетку и в линейку.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуру речи.
К сожалению, на практике бывает, что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:
- нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
- побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
- произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
- неправильное ударение в словах;
- монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
- ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
- многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
- насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
- использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
- частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
- засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.);
- копирование речи малышей, «сюсюканье»;
- использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.
К речи воспитателя предъявляются следующие требования:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
- строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
- использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
- в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
- связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
- использовать в разговоре с детьми доброжелательный тон.
pptx