Галина Васильева
Семинар для воспитателей адаптационных групп «Первый раз в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс адаптации ребёнка во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьёй.
Для оптимизации процесса адаптации можно использовать следующее:
Беседы с родителями;
Анкетирование;
Наблюдение за ребёнком;
Развивающие игры.
Публикация «Семинар для воспитателей адаптационных групп „Первый раз в детский сад“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Трудности адаптационного периода
1. С предшествующими условиями воспитания;
2. Со своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребёнка к матери;
3. С организацией учебно-воспитательного процесса и социальными условиями;
4. С индивидуальными особенностями ребёнка.
Стадии адаптационного процесса
1. Стадия тревоги;
2. Стадия сопротивляемости;
3. Стадия стабилизации состояния и выздоровления, либо истощения.
Виды адаптации
1. Сенсорная адаптация
Приспособление органов чувств к действующему раздражителю.
2. Социальная адаптация
Приспособление к условиям социальной среды, т. е. способность изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий.
3. Психическая адаптация
Определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды.
Сбой адаптационных механизмов приводит к дезадаптации.
Условия, приводящие к дезадаптации
1. Отсутствие навыков общения;
2. Неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
3. Высокие требования к окружающим;
4. Эмоциональная неуравновешенность;
5. Установки, препятствующие общению;
6. Тревожность и боязнь общения;
7. Замкнутость.
Игровые упражнения, направленных на профилактику дезадаптации
1. Игра: «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю» (украшение руки)
2. Игра «Солнышко», «Цветочек» и т. д.
3. Письмо от игрушки
4. Игра «Телефон»
5. Игра «Лего»
Причины,
способствующими возникновению стрессовых состояний у ребенка
1. Длительное нахождение в большом коллективе детей, среди которых могут быть дети, неприятные ребенку.
2. Строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание.
3. Фрустрация каких-либо потребностей ребенка.
4. Общение сразу со многими взрослыми людьми, не все из которых могут быть ему приятны.
В начале посещения дошкольного образовательного учреждения адаптационный стресс изменяет защитные силы организма, и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. У детей старшего дошкольного возраста возможность появления или закрепления тиков, заикания и др. нервные нарушения.
Проблем адаптации избегают умственно не полноценные дети или дети алкоголиков, у которых отсутствует глубина переживаний.
Чем старше ребёнок, тем дольше он адаптируется.
Сроки адаптации
Ясли – 7 -10 дней
Средний дошкольный возраст – 2 – 3 недели
Старший дошкольный возраст – 1 месяц
Дольше адаптируются дети, которые
Являются единственными в семье
Чрезмерно опекаемые родителями
Привыкшие к тому, что их капризам потакают
Пользующиеся исключительным вниманием взрослых
Не имеющие элементарных навыков самообслуживания
Неуверенные в себе
Страдающие ночными страхами
Эмоционально неустойчивые
Пережившие психологическую травму
Дети с ярко выраженными дефектами
Дети, родители которых слишком сильно переживают за ребёнка
Условия, служащие успешной адаптации
• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
• Организация игровой деятельности
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
1. Создание атмосферы тепла, уюта и благожелательности в группе
2. «Одомашнивание» группы (дети испытывают дискомфорт от размеров группы и спальни)
3. Уголки «Уединения»
4. Живой уголок (зелёный цвет растений – благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребёнка)
5. Организация двигательной активности детей (удовлетворение ребёнка в движении)
6. Уголок рисования (выражение эмоций на бумаге)
7. Игры с песком и водой (оказывают успокаивающее и расслабляющее действие)
8. Удовлетворение потребности ребёнка в эмоциональном контакте со взрослым
9. Семейный альбом с фотографиями детей и их родителей (посмотрев фотографии, малыш уже не так будет тосковать вдали от дома)
Работа с родителями
1. Согласованность действий родителей и воспитателей
2. Установление контакта с семьёй (в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты поведения ребёнка, его интересы и склонности) - какое настроение чаще всего бывает у ребенка;
- какой у ребенка аппетит;
- как ребенок засыпает, спит;
- умеет ли он самостоятельно играть;
- легко ли идет на контакт с другими взрослыми;
- как переносит разлуку с матерью и другие.
3. Организация первых дней ребёнка в ДОУ
4. Эмоциональное состояние ребёнка как отражение эмоционального состояния родителей (передающаяся тревога)
Первая информация от взрослых о детском дошкольном учреждении играет важную роль для ребенка. Как относятся к этому родители, какие цели ставят, отдавая ребенка в дошкольное образовательное учреждение?
Радуются ли вместе с ним, гордятся ли, что он подрос и идет в детский сад, где у него будет много друзей, игр, занятий, или же взрослые ждут, не дождутся стать «свободными» и заняться своими делами, а может быть, принимают эту ситуацию как неизбежную и страшатся разлуки?
5. Организация консультаций для родителей (как облегчить период адаптации)
6. Создание доброжелательных отношений между педагогом и воспитателем – залог успешной адаптации детей
Организация игровой деятельности
Основная задача игр – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием.
1. Психогимнастика - снятие эмоционального и мышечного напряжения, создание положительного эмоционального настроя
• Иди ко мне
• Прогулка в лесу
• Колобки
• Зоопарк
• Птичий двор
• Дождевые червячки
2. Игры-занятия – сплочение группы, развитие коммуникативных навыков
• Выдувание мыльных пузырей
• Божья коровка
• Листопад
• Мячик
• Новый год
• Зайка
• Мамин день
3. Игры-драматизации – воспитание доброжелательного отношения друг к другу, формирование желания у детей участвовать в совместной деятельности
• Пришёл Петрушка
• Лошадка
• Теремок
• Игрушки
• Белочка
• Колобок
4. Подвижные игры – развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса
• Хоровод
• Маленькие ножки бегут по дорожке
• Кошечка
• Зайка
• Снежинки
5. Индивидуальная работа – нормализация состояние тонуса мелких мышц, развитие интереса к изобразительной деятельности, обучение движением рук в пальчиковых играх
Приложение № 1
КАК НАДО
вести себя родителям с ребенком,
когда он начал посещать впервые детский сад
• Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим
• Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день как можно раньше забирать домой.
• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье
• Щадить его ослабленную нервную систему.
• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
• На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости
• Намного сократить просмотр телевизионных передач.
• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателем о личностных особенностях малыша.
• Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
• Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
• При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.
• При выраженных невротических реакциях остановить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача
Приложение № 2
КАК НЕ НАДО
вести себя родителям с ребенком,
когда он начал посещать впервые детский сад.
• В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде «Наказывать» ребенка детским садом, и поздно забирать домой.
• Мешать его контактам с детьми в группе.
• Не уменьшать, а увеличивать нагружу на нервную систему
• Водить ребенка 6 многолюдные и шумные места. Все время кутать, одевать не по сезону.
• Конфликтовать с ним дома.
• Наказывать за детские капризы.
• В воскресные дни резко изменять режим ребенка.
• Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
• Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.
• Не выполнять предписания врача.
Приложение № 3
Как надо
вести себя родителям
в период кризиса ребёнка трёх лет
Кризис трёх лет – это важный этап в психическом развитии ребёнка.
Малыш страдает от кризиса сам. Старайтесь выработать правильную линию своего поведения:
• Станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях
• Расширяйте права и обязанности малыша
• В пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность
Ребёнок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нём слабые места, чтобы воздействовать на них. Если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребёнок добивается своего. Не сердитесь за это на него. Лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость. Ведь «эгоизм» ребёнка наивный. Мы изменили систему требований, а почему – ребёнку трудно понять.
И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает Вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре.
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трёх лет, чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.
Приложение № 4
Как не надо
вести себя родителям
в период кризиса ребёнка трёх лет
• Постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности.
• Не говорить, когда необходимо твёрдое «нет».
• Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребёнка может повыситься чувство ответственности.
• Не приучать малыша к лёгким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчёркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всём – это приведёт чуть позже или к безразличию во всём, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.
• Запомните, всё, что происходит с нашим ребёнком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое, не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.
• Чтобы кризис прошёл благополучно, любите ребёнка.