МААМ-картинки

Семинар для воспитателей адаптационных групп «Первый раз в детский сад»

Галина Васильева
Семинар для воспитателей адаптационных групп «Первый раз в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы

Процесс адаптации ребёнка во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьёй.

Для оптимизации процесса адаптации можно использовать следующее:

Беседы с родителями;

Анкетирование;

Наблюдение за ребёнком;

Развивающие игры.

Публикация «Семинар для воспитателей адаптационных групп „Первый раз в детский сад“» размещена в разделах

Трудности адаптационного периода

1. С предшествующими условиями воспитания;

2. Со своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребёнка к матери;

3. С организацией учебно-воспитательного процесса и социальными условиями;

4. С индивидуальными особенностями ребёнка.

Стадии адаптационного процесса

1. Стадия тревоги;

2. Стадия сопротивляемости;

3. Стадия стабилизации состояния и выздоровления, либо истощения.

Виды адаптации

1. Сенсорная адаптация

Приспособление органов чувств к действующему раздражителю.

2. Социальная адаптация

Приспособление к условиям социальной среды, т. е. способность изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий.

3. Психическая адаптация

Определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды.

Сбой адаптационных механизмов приводит к дезадаптации.

Условия, приводящие к дезадаптации

1. Отсутствие навыков общения;

2. Неадекватное оценивание себя в ситуации общения;

3. Высокие требования к окружающим;

4. Эмоциональная неуравновешенность;

5. Установки, препятствующие общению;

6. Тревожность и боязнь общения;

7. Замкнутость.

Игровые упражнения, направленных на профилактику дезадаптации

1. Игра: «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю» (украшение руки)

2. Игра «Солнышко», «Цветочек» и т. д.

3. Письмо от игрушки

4. Игра «Телефон»

5. Игра «Лего»

Причины,

способствующими возникновению стрессовых состояний у ребенка

1. Длительное нахождение в большом коллективе детей, среди которых могут быть дети, неприятные ребенку.

2. Строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание.

3. Фрустрация каких-либо потребностей ребенка.

4. Общение сразу со многими взрослыми людьми, не все из которых могут быть ему приятны.

В начале посещения дошкольного образовательного учреждения адаптационный стресс изменяет защитные силы организма, и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. У детей старшего дошкольного возраста возможность появления или закрепления тиков, заикания и др. нервные нарушения.

Проблем адаптации избегают умственно не полноценные дети или дети алкоголиков, у которых отсутствует глубина переживаний.

Чем старше ребёнок, тем дольше он адаптируется.

Сроки адаптации

Ясли – 7 -10 дней

Средний дошкольный возраст – 2 – 3 недели

Старший дошкольный возраст – 1 месяц

Дольше адаптируются дети, которые

Являются единственными в семье

Чрезмерно опекаемые родителями

Привыкшие к тому, что их капризам потакают

Пользующиеся исключительным вниманием взрослых

Не имеющие элементарных навыков самообслуживания

Неуверенные в себе

Страдающие ночными страхами

Эмоционально неустойчивые

Пережившие психологическую травму

Дети с ярко выраженными дефектами

Дети, родители которых слишком сильно переживают за ребёнка

Условия, служащие успешной адаптации

• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Работа с родителями

• Организация игровой деятельности

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

1. Создание атмосферы тепла, уюта и благожелательности в группе

2. «Одомашнивание» группы (дети испытывают дискомфорт от размеров группы и спальни)

3. Уголки «Уединения»

4. Живой уголок (зелёный цвет растений – благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребёнка)

5. Организация двигательной активности детей (удовлетворение ребёнка в движении)

6. Уголок рисования (выражение эмоций на бумаге)

7. Игры с песком и водой (оказывают успокаивающее и расслабляющее действие)

8. Удовлетворение потребности ребёнка в эмоциональном контакте со взрослым

9. Семейный альбом с фотографиями детей и их родителей (посмотрев фотографии, малыш уже не так будет тосковать вдали от дома)

Работа с родителями

1. Согласованность действий родителей и воспитателей

2. Установление контакта с семьёй (в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты поведения ребёнка, его интересы и склонности) - какое настроение чаще всего бывает у ребенка;

- какой у ребенка аппетит;

- как ребенок засыпает, спит;

- умеет ли он самостоятельно играть;

- легко ли идет на контакт с другими взрослыми;

- как переносит разлуку с матерью и другие.

3. Организация первых дней ребёнка в ДОУ

4. Эмоциональное состояние ребёнка как отражение эмоционального состояния родителей (передающаяся тревога)

Первая информация от взрослых о детском дошкольном учреждении играет важную роль для ребенка. Как относятся к этому родители, какие цели ставят, отдавая ребенка в дошкольное образовательное учреждение?

Радуются ли вместе с ним, гордятся ли, что он подрос и идет в детский сад, где у него будет много друзей, игр, занятий, или же взрослые ждут, не дождутся стать «свободными» и заняться своими делами, а может быть, принимают эту ситуацию как неизбежную и страшатся разлуки?

5. Организация консультаций для родителей (как облегчить период адаптации)

6. Создание доброжелательных отношений между педагогом и воспитателем – залог успешной адаптации детей

Организация игровой деятельности

Основная задача игр – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием.

1. Психогимнастика - снятие эмоционального и мышечного напряжения, создание положительного эмоционального настроя

• Иди ко мне

• Прогулка в лесу

• Колобки

• Зоопарк

• Птичий двор

• Дождевые червячки

2. Игры-занятия – сплочение группы, развитие коммуникативных навыков

• Выдувание мыльных пузырей

• Божья коровка

• Листопад

• Мячик

• Новый год

• Зайка

• Мамин день

3. Игры-драматизации – воспитание доброжелательного отношения друг к другу, формирование желания у детей участвовать в совместной деятельности

• Пришёл Петрушка

• Лошадка

• Теремок

• Игрушки

• Белочка

• Колобок

4. Подвижные игры – развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса

• Хоровод

• Маленькие ножки бегут по дорожке

• Кошечка

• Зайка

• Снежинки

5. Индивидуальная работа – нормализация состояние тонуса мелких мышц, развитие интереса к изобразительной деятельности, обучение движением рук в пальчиковых играх

Приложение № 1

КАК НАДО

вести себя родителям с ребенком,

когда он начал посещать впервые детский сад

• Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим

• Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день как можно раньше забирать домой.

• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье

• Щадить его ослабленную нервную систему.

• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.

• На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости

• Намного сократить просмотр телевизионных передач.

• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателем о личностных особенностях малыша.

• Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

• Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

• При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.

• При выраженных невротических реакциях остановить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача

Приложение № 2

КАК НЕ НАДО

вести себя родителям с ребенком,

когда он начал посещать впервые детский сад.

• В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде «Наказывать» ребенка детским садом, и поздно забирать домой.

• Мешать его контактам с детьми в группе.

• Не уменьшать, а увеличивать нагружу на нервную систему

• Водить ребенка 6 многолюдные и шумные места. Все время кутать, одевать не по сезону.

• Конфликтовать с ним дома.

• Наказывать за детские капризы.

• В воскресные дни резко изменять режим ребенка.

• Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.

• Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.

• Не выполнять предписания врача.

Приложение № 3

Как надо

вести себя родителям

в период кризиса ребёнка трёх лет

Кризис трёх лет – это важный этап в психическом развитии ребёнка.

Малыш страдает от кризиса сам. Старайтесь выработать правильную линию своего поведения:

• Станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях

• Расширяйте права и обязанности малыша

• В пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность

Ребёнок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нём слабые места, чтобы воздействовать на них. Если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребёнок добивается своего. Не сердитесь за это на него. Лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость. Ведь «эгоизм» ребёнка наивный. Мы изменили систему требований, а почему – ребёнку трудно понять.

И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает Вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре.

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трёх лет, чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.

Приложение № 4

Как не надо

вести себя родителям

в период кризиса ребёнка трёх лет

• Постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности.

• Не говорить, когда необходимо твёрдое «нет».

• Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребёнка может повыситься чувство ответственности.

• Не приучать малыша к лёгким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчёркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всём – это приведёт чуть позже или к безразличию во всём, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

• Запомните, всё, что происходит с нашим ребёнком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое, не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.

• Чтобы кризис прошёл благополучно, любите ребёнка.

Публикации по теме:

«Пластилинография». Семинар-практикум для воспитателей«Пластилинография». Семинар-практикум для воспитателей Содержание: 1. Из истории пластилина. 2. Его особенности. 3. Рекомендации используемого материала. 4. Программные задачи. 5. Используемые.

Консультация для родителей: «Первый раз в детский сад. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду». «Первый раз в детский сад. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду». Уважаемые родители! В детском саду Вашим детям, и Вам вместе.

Матрицы Грофа: возможности повышения адаптационных возможностей детей Тема: «Матрицы Грофа: возможности повышения адаптационных возможностей детей». В современной психологии не мало споров о том, как влияют.

Фотоотчет «Первый раз в детский сад»Фотоотчет «Первый раз в детский сад» Первый раз в детский сад Каждый год, в детские сады нашего города поступают новые ребятишки. Вот и в этом году, в июле, МДОУ «Детский сад.

Консультация «Первый раз в детский сад» ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД. Я работаю в детском саду. Хотелось бы дать несколько советов по адаптации детей родителям, которые только отдают.

Проект «Первый раз в детский сад»Проект «Первый раз в детский сад» Тема проекта: «Первый раз в детский сад». Вид проекта: социально-педагогический. Тип проекта: среднесрочный. Постановка проблемы: Проект.

Родительское собрание «В первый раз в детский сад» Родительское собрание «В первый раз в детский сад!» Ход собрания: Здравствуйте уважаемые родители! Мы решили школу для родителей создать,.

Семинар для воспитателей по теме «Документация воспитателя» Семинар для воспитателей по теме: "Документация воспитателя" 1. Локальные акты по обеспечению деятельности воспитателя:(срок хранения.

Семинар-практикум для воспитателей «Что за прелесть эти сказки!» Задачи: - выявить и уточнить знания педагогов о сказках; - способствовать росту педагогического мастерства воспитателей через изучение современных.

Семинар старших воспитателей «Организация и руководство работой творческих групп в ДОУ»Семинар старших воспитателей «Организация и руководство работой творческих групп в ДОУ» ПЛАН проведения районного семинара старших воспитателей «Организация и руководство работой творческих групп в МДОУ» 1. Презентация - сообщение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей адаптационных групп «Первый раз в детский сад»
Опубликовано: 19 мая 2019 в 08:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для воспитателей адаптационных групп «Первый раз в детский сад»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Васильева (УИ 979145) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД