Алиева Эльмира
Семинар для родителей «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для родителей :
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: расширить представления родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Семинар для родителей „Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
1. Способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательной активности у детей.
2. Дать практические рекомендации родителям по развитию познавательной активности у детей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
У специалистов есть термин - познавательная активность ребенка. Что же такое познавательная активность? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.
Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни.
Особенности познавательной активности ребенка дошкольника
1. Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
2. Ребенок интересуется всем, что его окружает, а не только какой-то одной сферой знаний или каким-то одним видом деятельности.
3. Ребенок процесс познания, экспериментирования, изучения сопровождает эмоциями, указывающими на его интерес к деятельности.
4. Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.
5. Также интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес.
6. К концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) появляются признаки самостоятельности и самоконтроля познавательной деятельности.
Как способствовать развитию познавательной активности?
• Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.
• Стимуляция любознательности ребенка. Как интересен, необычен наш окружающий мир! Покажите ребенку необычное рядом, поддерживайте его вопросы.
• Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
• Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней. Необходимо стремиться к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому внимание нужно акцентировать на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
• Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый должен стремиться не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если ребенок прерывал свою деятельность, то предложите вместе завершить то, что было задумано ребенком.
Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу : «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.
Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра, резерв свободного времени и места для разворачивания игр.
К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.
В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.
Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию.
В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование или исследовательская деятельность.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
5-6 лет.
Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность. Развитая познавательная деятельность свойственна и взрослым людям.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. А от сюда:
1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот : отношение первично, информация вторична.
Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей.
Как говорила педагог Дебора Владимировна Менджерицкая (специалист в обл. дошкольного образования) : «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». «Игра – путь к познанию окружающего мира».
В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т. д. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольников, на котором базируется весь воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Игра для ребёнка – это серьёзная деятельность, в которой мы создаём наиболее благоприятные условия для общего психического, в том числе интеллектуального и личностного развития. Игра — это познавательное развитие, социальное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, психическое развитие и здоровье.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные,дидактические,музыкальные,творческие,познавательные,театрализованные.
Сейчас хотела рассказать о игре «Неоконченный рассказ»
Цель: развитие образного и воссоздающего воображения.
Даёте ребенку начало рассказа. Необходимо продолжить и закончить рассказ. Участвуют несколько человек, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.
Например : «Темнело. Шел нудный дождь. По улице шла старушка под большим зонтом. И вдруг…»
что то случилось…., а ребенок должен продолжить
Одни игры развивают мышление и кругозор, другие — ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по-своему полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.
Ваши дети посещают детский сад, где познают новое на занятиях проводимых в игровой форме, при общении и в процессе игр с другими дошкольниками. Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
Однако и вы не должны перекладывать с себя всю ответственность за общее развитие ребенка на педагогов образовательных учреждений. Мама и папа должны уделять ребенку хотя бы немного времени на развитие познавательных процессов.
Поэтому - просто гуляя с малышом и рассказывая об окружающем мире, отвечая на многочисленные вопросы, нужно задавать вопросы и ребенку:
Что это? (машина)
А это что за машина? (грузовая)
Какого она цвета? (красная)
Какого размера? (большая, высокая, крупная)
Для чего она нужна? (перевозить груз)
Что она перевозит? (дрова, металл, мебель)
Кто её водит? (водитель) и т. д.
Необходимо читать с ребенком интересные книги, рассказывающие о мире, пропагандирующие доброту и другие положительные качества, играть в развивающие игры. Водить в кружки, деятельность которых соответствует интересам и талантам ребенка: рисование, танцы, лепка, пение, гимнастика, музыка и прочее. Активная деятельность, включающая прогулки на свежем воздухе (у моря, в лесу, активные игры (догонялки, футбол и т. п., ежедневные зарядки. Дошкольников необходимо учить доброте, гуманности, состраданию и заботе.
Дети должны понимать, что:
- мир, окружающий их полон тайн и неразгаданных загадок, он удивителен и интересен;
- мир нежный и хрупкий, его необходимо беречь и охранять;
- мир прекрасен, его красоту стоит не только беречь, но и преумножать.
Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. Например, каждая прогулка у нас начинается с наблюдения за погодой. Описываем ее внешние показатели и сравниваем со вчерашними.
Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей!
Задачей взрослых является помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.
Уважаемые родители… Помните, ли вы во что играли в своём детстве? Какие познавательные игры были у вас?
Вы используете эти игры со своими детьми? (отв. род.)
А сейчас хотела рассказать о игре.
Игра «Четвёртый лишний» :
Что лишнее?
1. Береза, ель, клен, тополь. (Ель — хвойное дерево)
2. Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш растет в лесу)
3. Гнездо, муравейник, скворечник, нора. (Скворечник сделан человеком)
4) Крокодил, жираф, слон, олень, зебра. (Крокодил живет в воде и на суше)
Игра "Люди и животные" :
Очень часто люди напоминают животных. И в своей речи мы сравниваем характер и поведение человека с нашими меньшими братьями.
Продолжите фразы: Глупый, как… (утка). Хитрая, как., (лиса). Надутый, как… (индюк). Упрямый, как… (осел). Грязный, как… (поросенок).Небритый, как… (еж) Пучеглазый, как… (лягушка). Трещит, как… (сорока) Воркуют, как… (голубки). Порхает, как … (бабочка). Молодцы!
Какие же игры рекомендуется провести дома с детьми?
Попробуйте в начале игры создать положительно-эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком.
Эксперименты, которые семья ребёнка дошкольного возраста может проводить в домашних условиях.
Волшебные краски можно проводить с детьми (от 3 до 7 лет)
На вопрос: «Чем можно рисовать?» - ребенок отвечает, что рисовать можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?». Важно отметить, что природа даёт нам разные натуральные краски. Если вы предложите ребёнку листы плотной бумаги, тёртую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др., несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др., у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.
Волшебный материал
(для детей старшего дошкольного возраста)
Предложить ребенку слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Ребенок делает вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняет, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждает, можно ли сделать посуду из песка и глины. Ребенок проверяет свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.
Песочные часы
Показать ребенку песочные часы. Пусть они последит за тем, как пересыпается песок. Дайте ребенку возможность ощутить длительность минуты. Попросить ребенка набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Ребенок не должен разжимать свой кулачок до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".
Музыкальные бутылочки
(от 3 до 5лет)
Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям это нравится вдвойне: они в восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления. Если вы предложите ребёнку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд, разных палочек и немного воды, у него появится возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь, ребёнок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление, воображение, интерес к исследованиям.
Реактивный шарик
Предложить ребенку надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Ребенок делает вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т. к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать ребенку, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Свеча в банке
Предложить ребенку выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с ребенком проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горение нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому, когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.
Игры очень важны для каждого ребёнка, потому что для него это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, лётчиком, продавцом и т. д. Очень популярна и любима детьми сюжетно – ролевая игра, она готовит их к будущей жизни.
Посещайте больше вместе детьми различные места: музеи, выставки, библиотеки, зоопарки, цирк и т. п. Заинтересовывайте их чем-то новым, пополняйте их знания, направляйте. Всегда показывайте,что тоже заинтересованы. Тем самым разовьете в своих детях познавательную активность, которая важна в будущей жизни!
Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.
-Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
- Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
-Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
-Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
-Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
- Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
-Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.
-Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон.