Татьяна Бичикова
Семинар для педагогов «Имидж современного воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум для педагогов детского сада :
Имидж современного воспитателя
Цель: обобщить знания педагогов о понятии «имидж», разобрать его составляющие.
Ход семинара
Наиболее понятный и привычный для нас смысл: «Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета, создающий определённые ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо.
Первый вопрос к воспитателям : Кто же создает имидж?
Публикация «Семинар для педагогов „Имидж современного воспитателя“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Учитель года
- Темочки
Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.
Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политики, государственные деятели, артисты и т. п.
В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение.
В-четвертых, его создают друзья, родные, сотрудники.
Виды имиджа
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе детей и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха.
Внешний имидж (“осязаемый” имидж, связанный с пятью человеческими чувствами. Это все, что можно увидеть, потрогать, понюхать, услышать, попробовать, символы, которые в сознании окружающих будут ассоциироваться с детским садом и вызывать определенное настроение.
– манера персонала общаться с родителями, детьми, коллегами;
– речь сотрудника, отвечающего на телефонный звонок;
– манера поведения сотрудников ДОУ в рабочей обстановке и на публике;
– деловой этикет, профессиональная этика;
– бренд педагога.
Визуально неподвижные коммуникации:
– внешний вид персонала (одежда, прически, макияж, маникюр, аксессуары и пр.);
Перечисленные атрибуты формируют внешний имидж детского сада.
Внутренний имидж – это взгляд на свою профессию, работу в ДОУ глазами сотрудников, а также глазами родителей и детей при общении с ними. Он проявляется в отношении сотрудников к работе, руководителю и родителям, их энтузиазме, преданности детскому саду.
Задание «Мозговой штурм»
Мудрый народ, не оперируя понятийным аппаратом ИМИДЖА, давно сложим меткие пословицы о нем. В большинстве случаев, конечно, трудолюбивый народ обращал внимание на душевные и деловые качества человека, но и внешний образ не обходил стороной. Давайте вспомним и назовем эти пословицы.
Задание: Найдите среди пословиц абсолютно имеджевую, ту, в которой говорится, как мы уже знаем о слиянии внешнего и внутреннего образа?
Как развить имидж педагога, персональный бренд.
1. Определение цели и задач
Притча. Однажды император захотел узнать, кто самый лучший воин в империи, и устроил соревнование. Только три воина прошли все испытания, и никто не сказал бы, что один из них лучше другого. Тогда император сказал: «Пусть каждый из вас встанет в центр толпы, и толпа будет кидать в него камни. Кто выживет — тот лучший». Первый вышел и отбил все камни мечом. Второй вышел и смог уклониться от всех камней. Третий вышел — и никто не стал бросать в него камни. Ну, так кто из них был самым сильным воином? Третий? Третьего СЧИТАЛИ самым сильным воином. Поэтому ему не пришлось тратить силы, рисковать, для того чтобы убедить в этом других. Хотя его сила не только и не столько в его мышцах и опыте, сколько в головах у толпы, в их мнении о нем. Выражаясь современным языком – в бренде.
А что же стоит за термином бренд?
Что же такое «бренд»? Бренд – это не вещь, продукт, компания или организация. Бренды не существуют в реальном мире – это ментальные конструкции (мысли + эмоции). Бренд лучше всего описать как сумму всего опыта человека, его восприятие вещи, продукта или организации.
Бренд – понятие существующее у нас в голове. Бренды не существуют без людей. Мы нужны брендам, а бренды нужны нам. Это именно наше восприятие делает что-то или кого-то брендом. Тем не менее процесс создания бренда вполне материален. Какие бренды вы знаете? Вот бренды, которые сразу приходят в голову.
Актуальность вопроса
В современных условиях учитель должен задуматься о своей успешности и конкурентоспособности. Нельзя не согласиться с мнением: «В переходе к рыночным отношениям неизбежно должно произойти изменение личностной позиции учителя от статуса наемного государственного служащего, пассивно ожидающего, когда же государство увеличит заработную плату — на позицию самостоятельного профессионала, активного субъекта на рынке образовательных услуг, способного наилучшим образом распоряжаться своим интеллектуальным капиталом — своей педагогической, научно-педагогической квалификацией и находить наиболее выгодные сферы его применения — как в своем учебном заведении, так и в других учреждениях».
Какие критерии успешности следует учитывать при создании собственного бренда?
3. Педагогические критерии успешности учителя
П е р в ы й к р и т е р и й – это уровень обученности наших учеников.
В т о р о й к р и т е р и й – уровень сформированности общеучебных умений и навыков.
Т р е т и й к р и т е р и й – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь».
Ч е т в е р т ы й к р и т е р и й – образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.
П я т ы й к р и т е р и й – способность к самоанализу, рефлексии.
Ш е с т о й к р и т е р и й – инновационная деятельность.
Так что же в себя включает персональный бренд учителя, персональный имидж? Персональный имидж - в самом общем виде персональный имидж можно определить как знаковую характеристику личности, включающую форму и содержание. Персональный имидж - это целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т. п.
Персональный бренд – это образ, складывающийся в сознании других людей, имеющий некоторое сообщество приверженцев и олицетворяющий нематериальные ценности (важные для данного сообщества).
- это возможность сознательного влияния на собственные жизненные установки.
- это рациональная деятельность, план которой четко продумывается и просчитывается.
- отличный помощник там, где все «завязано» на человеке и его индивидуальных чертах.
Яркий личный бренд позволяет педагогу получить уважение детей и родителей, авторитет среди коллег-педагогов и повысить самооценку.
Персона, обладающая сильным брендом, остается менее уязвимой во время экономических неурядиц. Компетентный педагог знает себе цену и не боится потерять рабочее место во время экономических кризисов и массовых сокращений. Учитель-бренд чувствует себя более уверенно в изменяющихся обстоятельствах. Во многих случаях удачный персональный бренд становится источником дополнительного пассивного дохода. Какие-то работы выкладываются на личный сайт в интернете, за пользование которыми люди готовы платить деньги.
Работа по созданию персонального бренда способствует установлению баланса между внутренним и внешним миром. К примеру, мой внутренний голос спрашивает меня: «Зачем тебе участие конкурсе «Учитель года»? Для чего нужны нервное напряжение сил, эмоциональное истощение, бессонные ночи и часы, просиженные перед компьютером?» Подсознание же педагога говорит о том, что надо себя презентовать, показать, на что ты способен.
Бренд способствует эффективному структурированию своей деятельности. Это практический инструмент, помогающий осуществить свой профессиональный рост и систематизировать свои знания и умения.
-позволяет посмотреть на многие аспекты своей деятельности, как через увеличительное стекло, позволяет увидеть в них новые возможности.
Сильный личный бренд освобождает тебя от необходимости карабкаться по служебной лестнице, позволяет обрести большую степень социальной свободы, расширить сферу деятельности, неся при этом меньшие издержки, поскольку сначала педагог работает на своё имя, а потом его имя работает на него.
Бренд позволяет сохранять личную энергию. Педагог-бренд более эффективно продвигает своего так называемого «идеального ученика». Как правило, у талантливого педагога успешные выпускники - победители олимпиад и различных конкурсов.
Персональный бренд четко определяет ядро личности. Бренд, отражающий настоящие ценности педагога, создает ясное коммуникационное пространство между ним и целевой аудиторией, то есть классом. Как правило, чем сильнее и реалистичнее твой бренд, тем меньше возникает конфликтов, трений и разногласий при коммуникации. Чем более правдив личный бренд учителя, тем больше вероятности, что с ним окажется аудитория, которая ему доверяет.
КАК ЖЕ СОЗДАТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНД?
Вот те шаги, которые необходимо сделать, чтобы вы смогли понять - кто вы и что предлагаете (или можете предложить) потребителям образовательных услуг.
1 Шаг: Определите СЕБЯ. Определите свои сильные стороны, свои лучшие качества. Разберитесь – в чем вы сильны, определите свои уникальные таланты, навыки, умения. Не бойтесь, ваши знания и умения достойны внимания уже сейчас! В мире всегда есть люди, которые ищут вашей информации, как когда-то искали ее вы. Вы человек, который умеет собирать и накапливать информацию. Это главное умение, которое вам понадобится в дальнейшем. Остальное – дело техники.
2 Шаг: Определите нишу своей педагогической деятельности. Ниша педагогической деятельности – это область применения профессиональных знаний, навыков, компетентностей. Ниша может быть широкой и узкой, насыщенной, общепризнанной и новой, еще неизвестной никому. Здесь есть дв аподхода: Занять существующую нишу и подвинуть лидеров. Изобрести свою уникальную нишу и быть первым.
3 Шаг: Накопление и структуризация информатизации по вашей теме. «Кто владеет информацией, тот владеет миром!» Как только определились с нишей педагогической деятельности, начинайте собирать информацию и знания в этой области из самых разнообразных источников и не прекращайте этого делать. Настоящий Профи всегда знает больше, чем его конкуренты. Самое интересное, что большинство этого не делает! Большинство считает, что они и так достойны внимания, просто пока не везет, надо подождать. Как же они ошибаются! Тем, кто совершенствует себя и свой профессионализм, уже обогнал 90 % остальных. Чтобы победить остальные 10 %, вот тут уже нужна настоящая борьба! Итак, собираете, структурируете, упрощаете и распространяете информацию по своей теме в четкой, простой и доступной форме. Все гениальное – просто!
4 Шаг: Изучите конкурентов. Внимательно изучите своих настоящих и будущих конкурентов. Настоящий мастер боевых искусств учится у своих противников. Что они делают, как это они делают, какие выбирают методы, какая у них терминология? Как они оформляют свои продукты, что они делают не как все? Чем они отличаются? Берите у них все самое лучшее, трансформируйте, пропустите через свою личность. Проще говоря – переварите и выдайте свой взгляд, своё видение, свой опыт. Только не копируйте слепо. Нужно отличаться!
5 Шаг: Позиционирование себя. Позиционирование – это занятие лидирующей позиции в выбранной вами нише как уникального поставщика уникальных и необходимых продуктов или услуг через тиражирование, публикации, выступления, участие в Интернет-форумах. Только тогда потребитель будет четко вас знать и отличать вас от остальных.
Тест-шутка для педагогов «Сказка ложь, да в ней намек…»
Предлагаю поучаствовать в интерпретации. Вам нужно выбрать из предложенного списка того сказочного героя, который вам ближе всего, своего любимого сказочного героя.
А теперь рассмотрим характеристику по данной интерпретации.
ПРИНЦЕССА
У Принцессы высокие претензии к жизни и к ученикам. Как всякая принцесса – она может быть взбалмошна и непоследовательна. Принцесса требует к себе уважения и не потерпит фамильярности. Она не сразу сходится с детьми, но впоследствии их отношения становятся очень крепкими. Обычно принцессы достигают высокого положения в обществе. У Принцессы высокие жизненные притязания, они не довольствуются малым. И этим они интересны своим ученикам. Ваша сильная сторона – быть амбициозными. Вы можете научить своих учеников быть успешными, состоятельными. Вы можете научить детей реализовывать свои жизненные планы, вы можете показать им путь к успеху.
ЗОЛУШКА
Золушки – очень милы, обходительны, они хорошо понимают чувства других людей. Это ваша сильная сторона как педагога. Вам понятны поступки детей, вы их хорошо понимаете и можете объяснить их поведение. Вы очень проницательны и снисходительны к детям и можете многое им простить. Они вам безмерно доверяют. Золушки очень трудолюбивы и усердны. Такому же усердию они могут научить детей. Золушки оптимисты, не боятся жизненных трудностей, всегда поддержат слабого. Их уроки – это уроки добра и трудолюбия. Обучать своим примером – вот ваша сильная сторона как педагога.
ГЕРДА
Такие педагоги преданы своему делу, они видят в педагогическом труде высокие цели, это люди целеустремленные. Такой педагог может научить детей благородству, стойкости и служению людям, служению высоким целям. Они притягательны как цельные и целеустремленные люди, готовые всегда прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Они интересны детям своей последовательностью и целеустремленностью. Их уроки продуманы, структурны, они легко создают четкую структуру обучения. И детям в этой структуре легко и все понятно. Логика - ваш педагогический конек.
РУСАЛОЧКА
Русалочка очень романтичная натура. Она очень предана своим идеалам. Мир для нее прекрасен и наполнен любовью. Такое изящество восприятия мира Русалочка может передать детям. Она может научить их быть терпимыми, может научить их видеть прекрасное. Русалочка может научить любоваться восходом солнца и видеть тысячи красок, которые не способны видеть другие. Ее уроки – спокойны и размерены. Русалочки успевают заглянуть в детские глаза и считают это важнее невыученных уроков. Романтичные натуры, они могут превратить любой урок в многообразие красок. Это их сильная сторона как педагогов.
БЭТМЕН
Благородство поступков, немногословность, умение отвечать за свои поступки и слова. Все эти качества очень притягательны для детей. Такой педагог способен научить быть сильным, ответственным за себя и других. Его уроки - спокойны, последовательны, он не произносит много слов, но все слова – содержательны и обдуманны. Он легко выделяет главное и не разменивается на мелочи. Такой педагог лишен сентиментальности, но не лишен логики и продуманности. Скуп на оценки, но они всегда справедливы.
БУРАТИНО
Непосредственность и позитив – вот девиз жизни Буратино. Такие педагоги оптимистичны, они очень коммуникабельны, очень притягательны для детей. Они не терпят рутины, поэтому их уроки – сплошная импровизация, которая им всегда удается. Оптимизм и жизнерадостность – вот их сильная сторона. Они с трудом выдерживают рутину заполнения бумаг и журналов, могут забывать мелочи. За это их часто критикуют коллеги. Но детям с ними всегда интересно, ведь этот человек так не логичен, но так притягателен. Они способны научить детей оптимизму и позитивным взаимоотношениям с людьми. Несмотря на некоторую непоследовательность, Буратино может воплощать большие жизненные проекты. Ведь в сказке, совершая массу глупых поступков, в конце концов, он выходит победителем.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ – смесь романтики и благородства. Такой мужчина-педагог чувствителен, сентиментален и в тоже же время уверен в себе и мужественен. Будучи классным руководителем – он великолепный образец мужского поведения и хорошего мужского воспитания. Высказывая свое мнение или отчитывая ученика, он не опустится до грубости, но его позиция будет не зыблема. Дети его уважают и тянутся к нему. Его уроки продуманы, он тщательно готовится к каждому уроку, подбирает много дополнительного материала. У него хорошо поставлена речь, ну а как же иначе – ведь он царский сын.
МИККИ-МАУС
С таким педагогом не бывает скучно. Он импровизатор. Он не будет воспроизводить скучный материал из учебника, а превратит его в веселое приключение или розыгрыш. Такой педагог непредсказуем и часто непоследователен. Микки-Маус трудно вписывается в рамки и нормы поведения - может не выполнять элементарные требования администрации - во время не сдавать отчеты и т. д. Но в отличие от многих взрослых людей, он способен чувствовать и понимать детство, он с ним не расстался, он перенес его в свою взрослую жизнь. Недостаток дисциплины он компенсирует своей открытостью и непосредственностью. Дети эмоционально привязываются к такому педагогу и помнят его уроки долгие годы. На его уроках дети раскрепощены и свободны, педагог умеет создавать партнерские отношения с детьми.
6. Вывод
Ну и в заключение хочу поделиться с вами, на мой взгляд, самым важным в продвижении своего бренда: будьте искренними! Нельзя поддерживать личный бренд на протяжении длительного срока, если он не будет соответствовать вашей внутренней сущности. Основные послания личного бренда должны быть тщательно продуманы "головой", но предъявляться рынку от "сердца".
Имидж современного педагога
Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
-Эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
И так, одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, силуэт,осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда,культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк, созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т. п., созданные человеком продукты его труда – это все есть составляющие имиджа педагога.
Коллективный имидж
Главной функцией коллективного имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним обязательно последуют доверие и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор. К тому же положительный имидж способствует повышению престижа творческого объединения или коллектива.
Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей (а бывает и у одного, но авторитетного человека, столкнувшихся с творческим коллективом, зависит его репутация на многие годы. Репутация творческого объединения достаточно уязвима, ее нужно постоянно поддерживать, чтобы сформировать долгосрочную тенденцию. Репутация является итогом построения коллективного имиджа.
1. Мозговой штурм
Так что же на ваш взгляд понятие - коллективный имидж?
1. Доброжелательное отношение друг к другу
2. Инициатива
3. Активность
4. Взаимопомощь друг другу
5. Организованность членов коллектива
6. Оптимизм
7. Создание условий для активной деятельности
8. Эмоциональный настрой
9. Удовлетворенность своим трудом
10. Преобладающее настроение членов коллектива
11. Сплоченность
12. Сознательная дисциплина
13. Авторитет руководителей и подчиненных
14. Степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении
Сегодня мы поговорим с Вами о имидже коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.
Коллективный имидж тесно связан с психологическим климатом в коллективе, с межличностными отношениями, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
2. Рекламный ролик
Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все - потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все - как в обычной деятельности рекламной службы.
Но один маленький нюанс - объектом нашей рекламы будут являться: конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и - истинные - достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.
Имидж воспитателя – очень важная вещь в современном мире. От того, какой имидж позиционирует воспитатель зависит его отношение к руководству и сослуживцам, воспитанникам и их родителям. Имидж зависит в первую очередь от внутренней позиции воспитателя, его личностных качеств, манер и привычек. Но каждый может его изменить. И хорошо было бы, если бы в лучшую сторону.
Заключительное слово: во времена пороков людей собрал Бог светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это учителя, педагоги, воспитатели.