Ирина Федотова
Семинар для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 4 «Ромашка» ст. Советской муниципального образования Новокубанский район
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
Подготовила:
Воспитатель
Федотова И. В.
2021г.
Дата проведения: 24.03.21г.
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: обобщить экологические знания воспитателей.
установить тесное сотрудничество между педагогами.
Задачи:
1. Развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей;
2. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
3. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
4. Развивать познавательный интерес у педагогов;
Форма проведения: семинар- практикум
Участники: воспитатели ДОУ.
1. Вступительное слово
- Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада всех видеть на сегодняшнем мероприятии. Говорить мы будем об экологии. Поэтому начать я хочу с нетрадиционного приветствия. Хочу поприветствовать каждого из вас и сравнить с прекрасным даром природы – цветком. Каждая женщина по-своему прекрасна и неповторима. По первой букве вашего имени я подобрала цветок и хочу вам вручить.
- Итак, мы можем начать работу нашего семинара.
Зачем нужно воспитывать в детях бережное отношение к природе? Неужели нельзя обойтись без этих глупостей, ведь человек – вершина эволюции и хозяин планеты, имеет право обустраивать мир по своему желанию. Так ли это? И к чему очень часто приводят безответственные действия человека, сейчас посмотрим. Покажу вам только предыдущий 2020 год. Посмотрим что же произошло в природе нашей огромной страны России.
Приложение 1 Слайды 5-8
Человек так относился к своему единственному месту жительства, что Земля уже не может самостоятельно восстановить свое планетарное здоровье: экологический кризис становится более угрожающим. Только экологически осмысленное поведение каждого жителя планеты может помочь в ее спасении от постепенного разрушения.
Для этого необходимо формировать новый, ответственный тип мышления, прививать новым поколениям экологическую культуру.
В конце xx века появился термин Экология личности, ставший одним из аспектов нравственности. Невозможно воспитать нравственного человека, не привив ему культуру бережного отношения к миру, в котором он живет!
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача – формирование у детей любви к природе.
2. Важность экологического воспитания для развития личности ребенка.
Экологическое воспитание охватывает все образовательные области, по которым мы работаем с детьми в совместной деятельности.
Экологическое воспитание детей – не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности. Уход за растениями и животными помогает воспитывать аккуратность, ответственность, умение сострадать.
(социально-коммуникативное развитие)
Получение новых знаний об окружающем мире, происходящих в нем процессов и обитающих рядом с человеком живых организмах способствует развитию интеллекта. (познавательное развитие)
Способность ощущать красоту природы развивает эстетическое чувство. (художественно-эстетическое развитие).
Чтение произведений об объектах живой и неживой природы, заучивание стихотворений развивают речь, пополняют активный словарь ребенка (речевое развитие).
Использование в подвижных играх игровых ситуаций, связанных с образом жизни животных позволяет закрепить знания о животных, а также развить двигательные навыки детей (физическое развитие).
3. Роль взрослых в экологическом воспитании детей.
В последнее время в СМИ нередко можно увидеть сообщения о проявлениях жестокости по отношению к животным и людям. Все это – упущение в воспитании, отсутствие нравственного отношения к природе, не сформировавшиеся способности к сопереживанию. Самое подходящее время для начала воспитания экологической культуры – дошкольный возраст. Именно в это время закладываются основы личности и происходит формирование отношения к миру.
Как и во всем остальном, главный инструмент воспитания – личный пример взрослых. Родители могут говорить много слов, но если отец пинает кошку, мать отвозит в приют надоевшую собаку, и все вместе оставляют на месте пикника горы мусора – слова окажутся бессмыслены.
В детском саду может быть отличный природный уголок. Но занятия в нем не оставят большого следа, если на глазах у детей, воспитатель прогонит камнями случайно забуревшую на участок кошку или собаку.
Ребенок может не понимать почему плохо отрывать бабочке крылышки, таскать кота за хвост, распугивать птичек. Задача взрослых – тактично объяснить, что такое боль и страх, что их испытывают все живые существа.
В своей работе я уделяю большое внимание работе с родителями.
Формы работы: он-лайн консультации, раздаточные памятки, выставки поделок по временам года: «Краски осени», «Чудеса зимы», фото –выставки «Я познаю мир», «Если б не было воды, не купались в речке мы», видео-отчеты занятий по изобразительной деятельности, фото и видео- отчеты развлечений и праздников «Осень, осень, в гости простим!», «Прогулка в зимний лес», открытых занятий: «Покормим птиц!» и т. д
В совместной деятельности с педагогами, мы проводим игры, развлечения. Также в 2020г. я проводила мастер-класс: «Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста и отражение полученных впечатлений в изобразительной деятельности».
4. Экологическое воспитание дошкольников через разные виды деятельности.
Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Экологическое воспитание в моей группе организованно так, что оно органично вписывается в повседневную жизнь детей : взаимодействие с природой проходит не только на занятиях, но и через другие виды деятельности в разные режимные моменты.
Применяю разнообразные методы, которые выбираю в зависимости от воспитательно -образовательных задач, программного материала. также важно учитывать и возраст детей. Это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми учебного материала и устойчивому интересу к своей деятельности.
Методы:
наглядные (наблюдение, демонстрация);
практические (игра, труд);
словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы)
экспериментальные (опыт).
В процессе экологического воспитания использую следующие виды деятельности:
• Игровая деятельность
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе, через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе использую разные виды игр.
Развивающее значение имеют игры с правилами. Характерная особенность таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила стимулируют ребенка быть более активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.
Дидактические игры - цель этих игр - умственное развитие детей.
Настольно-печатные игры (парные картинки, лото, домино)
Словесные игры развивают связную речь, внимание, сообразительность, быстроту реакции.
Подвижные игры помогают закрепить знания о животных их повадках, отражают явление живой и не живой природы.
Сюжетно-ролевые с природным содержанием – «Покормим котенка», «У бабушки в деревне», «Доктор Айболит» и т. д.
При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему у детей появляется эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.
Игры-драматизации организуем с детьми на основе литературного произведения:
Строительно-конструктивные игры - В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире.
Для детей старшего дошкольного возраста, я рекомендую использовать игры нового типа, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а со второй – обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. (КВН, экологическая викторина, игры-ребусы.)
• Коммуникативная деятельность и Чтение художественной
литературы
Детская художественная литература о природе учит ребенка выражать своё мнение, озвучивать чувство. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. В работе широко использую художественную литературу. Чтение рассказов, стихов, произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки.
• Изобразительная деятельность
Изобразительное искусство раскрывает красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Использую следующие направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности: изготовления поделок из природного материал, лепка, аппликация, знакомство с произведениями художников.
• Познавательно-исследовательская деятельность
В процессе практико-познавательной деятельности дошкольник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые. Познавательно-исследовательская деятельность проникает во все сферы детской жизни В своей работе использую различные формы: беседы, эксперименты, наблюдения, рассматривание иллюстраций, проекты, различные тематические развлечения.
• Труд
В процессе труда в природе дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, способами ухода за растениями в уголке природы.
Таким образом, взаимодействуя с естественной окружающей средой ребенок является активный субъектом. Через природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт, ощущает собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним.
Слайды 19-32
Практическая часть
Мы ознакомились, повторили разные формы и методы работы с детьми.
Я предлагаю вам принять участи в игре.
Шуточная игра «Концовки обманки».
Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:
1. Знает девочка любая, что морковка …. (голубая, оранжевая).
2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).
3. Ночью каждое оконце слабо освещает …. (солнце, луна).
4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).
5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось …. (два, три).
6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно …. (четыре, пять).
7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).
Для следующей игры, мы разделимся на команды по 3 человека. Каждой команде дается правило поведения в природе, записанное на карточках. Ваша задача – объяснить публике без слов ваше правило. (1. Не разоряй гнезда птиц! 2. не оставляй мусор после пикника! 3. Нельзя обижать животных)
Следующее задание. «Знатоки природы». Перед вами изображение животного. Вам необходимо, вспомнить его название и рассказать, что необычного в его поведении.
Кукушка. Многим известно, что кукушка – птица паразит. Она подкидывает свои яйца в чужое гнездо, не высиживая их. Существует около 50 видов кукушек. И далеко не все являются паразитами. А вот кукушка американская тоже паразит. Она в бою завоевывает чужое гнездо с яйцами, добавляя свои, высиживает и заботится обо всех.
Петух. Человек слышит крик петуха на расстоянии двух километров. Как же петухи не глохнут от своего крика? Ведь громкость петухов может достигать 140 децибел, что эквивалентно звуку бензопилы. Оказывается, когда петух вытягивает шею и открывает рот, мягкими тканями перекрывается 50% барабанных перепонок, так петуху намного легче перенести звук своего кукареканья.
Белка. Главный озеленитель леса. Деревья в лесу очень часто прорастают благодаря белкам. Белки любят закапывать в землю орехи про запас и забывают о них. Фундук, желуди и другие семена, будучи хорошо прикопанными во влажную лесную подстилку, с наступлением тепла, прорастают, обновляя лес.
Ленивец. Мышцы ленивца не дрожат от холода,в отличие многих животных, в том числе и человека. Из-за этого зверек может быстро погибнуть от холода.
Птица Шалашник. Эти птицы невероятно талантливые дизайнеры. Именно красиво построенный дом помогает самцам привлечь самку. Дом шалашники украшают цветами, ракушками, перьями, камушками и другими элементами декора, которые превращают их гнездышко в уютный шалаш.
Слон. Очень добрые и умные существа. Имено слоны имеют богатую эмоциональную жизнь, чего только стоит их погребальная процессия. Слоны очень трепетно относятся друг к другу, поэтому после смерти они заботятся о теле своих родственников и друзей. Погибшего посыпают ветками, цветками и листьями, чтобы спрятать его тело. Потом постоянно ходят туда, где находятся останки слонов. Известны случаи, когда слоны таким же образом хоронили людей.
Рогатая ящерица. Эти животные выработали особый способ защиты. Когда она понимает, что уйти от хищника нет возможности, она брызгает ему в лицо струями крови из глаз.
Пингвин Адели. Из всех животных, обитающих в Антарктиде, именно пингвинов выделяют, как самых необычных. Для того, чтобы завоевать самку, самец берет большой камень в лапы и приносит его избраннице, и если та отвечает ему взаимностью, она начинает громко петь.
Навозный жук. Такое название жук получил из-за своей любви к экскрементам других животных. Именно там они проводят большую часть времени. Навоз – это идеальное место для них, ведь он полностью удовлетворяет их потребности. Там они закладывают яйца, заботятся о потомстве. чтобы привлечь самку, жук навозник начинает катать ком из….чем больше ком, тем привлекательнее жених.
Рефлексия
1. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
2. Каковы задачи экологического воспитания детей?
Наш семинар подошел к концу. Надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас. Я думаю, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.