Светлана Плисова
Семейный проект по ПДД «Безопасные дороги — детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Семейный проект
«Безопасные дороги – детям»
формирование знаний о правилах дорожного движения
у детей дошкольного возраста
Автор проекта :
воспитатель
Плисова Светлана Анатольевна
г. Новосибирск
2016 год
Семейный проект
Тема: «Безопасные дороги - детям»
(формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)
Публикация «Семейный проект по ПДД „Безопасные дороги — детям“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Семейные проекты
- Темочки
Проект разработал : воспитатель МКДОУ детский сад «Чиполлино»
Тема проекта : «Безопасные дороги - детям»
(формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)
Вид проекта : практико-ориентировочный, долгосрочный, открытый, коллективный, с участием родителей, инспектора ГИБДД.
Цель проекта : Создать условия для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движения на улице, дороге.
2. Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, через информативно-поисковую деятельность.
3. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
4. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
5. Развивать познавательный интерес, умение детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.
6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей, родителей, общественности.
Образовательная область: познавательное развитие детей, направленное на удовлетворение социальных интересов.
Прогнозируемый результат:
Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
Гуманизация связи семьи с сотрудниками ДОУ, с сотрудниками ГИБДД;
Привитие у детей устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.
Дети, родители будут не только сами соблюдать правила дорожного движения, но также привлекать к этому сверстников, людей.
Срок реализации: январь 2017г. - май 2018 г.
Место события: МКДОУ детский сад «Чиполлино», г. Новосибирск.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, родители, воспитатели, социальный педагог, инспектор ГИБДД Козловская Галина Николаевна, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, заместитель по административно-хозяйственной работе, старший воспитатель, заведующий ДОУ.
Этапы проекта :
1 этап – старшая группа (дети 5-6 лет)
2 этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет)
Проблема: Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются миллионы дорожно-транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения и травмы. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенном месте, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Высокий уровень ДДТТ в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. Сами родители осознанно нарушают Правила дорожного движения при детях.
Актуальность проекта : Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка и города. В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20 000 получают травмы.
Ежегодно каждый сотый ребёнок попадает в больницу в результате полученной травмы. Для детей старше 4-х лет транспортный травматизм находится на одном из первых мест среди причин смертности и инвалидности. С каждым годом эта угроза возрастает вместе с ростом автотранспорта и снижением культуры дорожного движения.
Актуальность проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.
Важно как можно раньше пробудить, развить и повысить стремление к получению практических навыков пешеходного безопасного движения.
Взрослым необходимо повышать познавательный интерес детей к социальной действительности. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребенка, а не подменять.
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте. Дидактический смысл проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного движения, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Первое воспитательное учреждение, первый несемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Новизна: Система деятельности ДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Нормативно-правовая база взаимодействия образовательного учреждения с семьё й:
1. Семейный кодекс РФ
Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Статья 65. Осуществление родительских прав
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 38
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях
Статья 43
Каждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
2. Декларация прав человека РФ
Статья 26
Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира
Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
ЧАСТЬ III Статья 13
Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются: уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
4. Закон об образовании РФ
Статья 13. Устав образовательного учреждения.
Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса
Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)
Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки.
5. Закон РФ от 10.12.2007 г. «О безопасности дорожного движения»
Статья 29. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах
1. Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.
2. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
3. Положения об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах включаются в соответствующие государственные образовательные стандарты.
6. Правила дорожного движения РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ.
7. Методические рекомендации. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках
Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»
Целями Федеральной целевой программы являются сокращение в 1,5 раза количества лиц, погибших в результа те дорожно-транспортных происшествий, и на 10% - количества дорожно-транспортных проис шествий с пострадавшими в 2012 г. по сравне нию с 2004 г. Это позволит Российской Федера ции уменьшить со циальную остроту проблемы.
Условиями достижения целей Федеральной целевой программы явля ется решение следующих задач:
* предупреждение опасного поведения участ ников дорожного движения;
* сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
Целью Федеральной целевой программы является снижение дорожно-транспортных происшествий, обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, повышение гарантий их законных прав на безопасные условия движения на дорогах Архангельской области.
Основные задачи: совершенствование системы обучения правилам безопасного поведения на улицах и дорогах детей.
Анализ условий
Внешние ресурсы Внутренние ресурсы
Кадровый потенциал - Поддержка и сотрудничество с социумом, управления образованием МО «Коношский муниципальный район.
- Педагоги других ДОУ района - Педагоги ДОУ
- Специалисты
- Медицинская сестра
- Родители
Материально-техническое обеспечение - Оборудование уголков безопасности в группах
- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса -Приобретение необходимого дидактического материала
- Создание видеотеки, картотеки по ПДД
- Обеспечение условий для предупреждения травматизма
- Реконструкция “Дорожки безопасности” на территории ДОУ
Специальные службы ГИБДД, средства массовой информации - газета «Добрая Дорога Детства», «Коношский курьер». Специалисты
Технология проекта
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, конкурсов, бесед, экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал, мультфильмы, видеоролики опасных ситуаций, плакаты по ПДД. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем в данном направлении. В процессе реализации этого проекта проводятся : анкетирование, заочное общение, выполнение совместных домашних заданий с детьми, создаются газеты и альбомы с фотографиями мероприятий, сотрудничество со средствами массовой информации, проводятся фотосъемки праздников, оформление уголков безопасности. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный (аналитический);
Основной (реализация намеченных планов)
Заключительный (презентация, продукт деятельности)
План реализации проекта :
•Определение ситуации для мотивации начала проекта.
Для педагогов и родителей. Статистические данные об участии детей в ДТП. Отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения в ДОУ и семье. (Результаты диагностики по ПДД).
Для детей. Показ видеоролика «Опасные ситуации. Дорога и дети». Беседа с детьми «Мы будущие водители». Проблемная ситуация «Ты потерялся на улице. Обратись за помощью к полицейскому».
•Определение группы участников проекта :
-дети старшего дошкольного возраста
-воспитатели
-родители
-социальный педагог
-инспектор ГИБДД
- инструктор по физической культуре
- музыкальный руководитель
-старший воспитатель
- заместитель по административно-хозяйственной работе
- заведующий ДОУ.
• Проведение родительского собрания с участием инспектора ГИБДД на тему:
«Безопасность. Правила дорожного движения»; анкетирование родителей.
• Срезы, диагностика по ПДД.
•Проведение цикла занятий.
• Совместное выполнение домашнего задания детьми и родителями на тему: «Мой маршрут в детский сад».
•Проведение совместных экскурсий с детьми и родителями в детскую библиотеку, пожарную часть, железнодорожный вокзал, ГИБДД, Коношский краеведческий музей.
• Проведение конкурса детских рисунков «Дорога и я».
•Выполнение коллективной работы детей кружка «Волшебные бусинки на тему: «Улицы города».
•Оформление стенда для родителей «Азбука безопасности», папок – ширм, памяток, консультаций
•Выпуск газеты для родителей «Калейдоскоп «Солнышка» на тему: «Безопасность детей».
•Проведение праздников, развлечений с участием детей, родителей, инструктора ГИБДД.
•Проведение конкурса социальных плакатов среди семей детского сада на тему: «Безопасные дороги детям».
• Создание макета «Микрорайон детского сада».
•Оформление стенда для педагогов «Школа пешеходный наук».
•Проведение консультаций, бесед.
•Изготовление атрибутов для сюжетных игр.
•Разметка на асфальте на территории ДОУ, изготовление дорожных знаков для игр, праздников, развлечений в летнее время.
•Проведение конкурса среди групп детского сада «Уголок безопасности».
•Оформление фойе детского сада «Автогородок».
• Проведение педсовета на тему: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
• Пошив формы для выступления агитбригады.
•Создание агитбригады.
Продукт проекта :
• Протокол родительского собрания «Правила дорожного движения».
• Наглядные пособия: игры, картотеки, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.
•Методическая и художественная литература.
•Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, занятий, проекта по пропаганде ПДД
•Детские рисунки, коллективная работа из бисера по ПДД
•Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма.
• Комплект плакатов «Правила дорожного движения»
•Материал по работе с родителями.
• Информационные стенды для родителей.
•Макеты светофора, дорожных знаков, микрорайонов детского сада, посёлка.
• Газета «Калейдоскоп «Солнышка».
•Подписка на периодическое издание «Добрая Дорога Детства»
•Уголки безопасности дорожного движения в группах.
•CD диски по ПДД.
Заключительный этап:
Выступление агитбригады «Светофорчик» в школах, детских садах, учреждениях социума.
Список используемой литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
2. Методический практикум. Сборник материалов из опыта работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма ДОУ г. Архангельска. – Архангельск,2008.
3. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов ДОУ в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». – М,2007.
4. Хабибулина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
5. Материал - Интернет