Надежда Мурашкина
Семейный клуб как одна из форм взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В период дошкольного детства ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – это семья и детский сад.
Уникальность семейного воспитания обусловлена особой значимостью родных людей в жизни ребёнка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Публикация «Семейный клуб как одна из форм взаимодействия с родителями» размещена в разделах
Успешное воспитание ребёнка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. В основе гармонического развития личности ребёнка лежит наше эмоциональное отношение к нему.
В последние десятилетия наметились серьёзные проблемы во взаимоотношениях родителей и детей. Исследования показывают, что нарушения эмоциональных контактов ребёнка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребёнка.
Именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребёнку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого с ребёнком окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно- образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития детей.
Опыт работы показывает, что на сегодняшний день такие формы работы с родителями, как родительские собрания, конференции, консультации и др, недостаточно эффективны, т. к. родители выступают на них формальными слушателями.
Анализ работы консультативной службы нашего ДОУ позволил выявить основные трудности, с которыми сталкиваются родители, воспитывающие детей раннего возраста, это:
1. нехватка времени на общение с ребёнком (за которой, возможно, скрывается неосознанное неумение или нежелание общаться);
2. недостаточность психологических знаний молодых родителей об особенностях детского развития;
3. непонимание причин того или иного поведения ребёнка,
4. недостаток эмоциональной близости;
5. затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия;
6. сложности саморефлексии своих отношений с ребёнком.
Исходя из вышесказанного, мы решили направить свою деятельность на оптимизацию детско-родительских отношений в рамках ДОУ посредством организации семейного клуба для молодых родителей.
Цели организации клуба «Молодая семья» :
• развитие эмоциональных отношений между родителями и детьми раннего возраста;
• оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребёнка.
Задачи:
• Психолого- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста;
• Развитие социальных и коммуникативных умений у детей раннего возраста (путём взаимодействия с детьми и взрослыми);
• Развитие познавательной активности детей раннего возраста;
• Развитие двигательной активности детей раннего возраста;
• Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста.
Клуб «Молодая семья» проводится с сентября по май.
Правила проведения занятий в клубе :
• добровольная основа – через красочное, яркое объявление за неделю до начало мероприятия;
• вместе с ребёнком занятие посещает кто-то из родителей;
• количественный состав – до 10-12 пар;
• занятия проводятся 1 раз в месяц ;
• каждая встреча рассчитана на 45-60 минут;
• каждое занятие включает в себя какой-либо вид продуктивной деятельности,
• в конце занятия – подведение итогов, малышам вручение небольших сюрпризов (конфеты, яблоки и т. д. ,
• занятия проходят в зале (музыкальном или спортивном, где создаются все условия для успешной и продуктивной работы с родителями и детьми.
Для выявления характера эмоциональных отношений родителей с ребё нком предлагается анкета с вопросами:
1. Посещали ли вы в детстве ясли?
2. Играли ли родители с вами в детстве в такие игры, как «Сорока- ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и др. ?
3. Играете ли вы со своим ребёнком в такие игры, как часто и по чьей инициативе?
4. Используете ли вы выходные дни для развития ребёнка? Как?
5. Считаете ли вы, что телесный контакт с ребёнком необходим? Почему?
6. Как часто вы ласкаете ребёнка?
7. Хотели бы вы участвовать в совместных развивающих занятиях с ребёнком в ДОУ?
8. Какую информацию по проблемам воспитания и развития детей раннего возраста вы хотели бы получить на родительском лектории?
По результатам анкетирования составляется план на учебный год.
Каждая встреча состоит из двух частей: 1 часть – родительский лекторий – родителям предлагается прослушать сообщение по теме, обсудить волнующие их вопросы воспитания, поделиться опытом; 2 – часть практическое занятие, где участвуют педагог- психолог, музыкальный руководитель, воспитатели групп раннего возраста, родители и их дети.
Пример практического занятия :
1. Дети входят в зал с родителями, становятся в круг.
Музыкально- ритмические движения.
«Здравствуйте»
Здравствуйте, глазки! Здравствуйте!
Здравствуйте, ушки! Здравствуйте!
Здравствуй, носик! Здравствуй!
Здравствуй, ротик! Здравствуй!
Здравствуйте, ручки! Здравствуйте!
Здравствуйте, ножки! Здравствуйте!
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают,
Мы проснулись (3 раза,
Маме с папой улыбнулись.
«Водичка»
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы глазки блестели
Чтобы щёчки краснели
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
2. Пальчиковая гимнастика (дети сидят на коленях у родителей)
Дружат наши дети, девочки и мальчики (ритмично сжимаем и
разжимаем пальцы)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (соединяем пальцы обеих рук
между собой)
Мороз прибежал (ладошками стучим по коленкам)
Колотушкой застучал (стучим кулачок о кулачок)
Мы мороза не боимся, (резкое движение рук от себя)
Мы на санках с горки мчимся (2 раза) (ладошкой провести по руке до
кончиков пальцев, затем по другой руке)
Съехали мы с горки и увидели зайчонка.
«Зайчата»
Под высокой сосной (мама поднимает руку ребёнка вверх,
пальчики растопырены)
Скачет зайка (мама из своих пальцев складывает ушки зайца
/указательный и средний вытянуты вверх, пальчики растопырены)
Под другой сосной (мама поднимает другую руку ребёнка)
Скачет зайка другой (делает из пальцев зайца)
Ушки длинные у зайки (растирает пальчики малыша)
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет (постукивания пальчиками по коленкам)
Веселит своих зайчат.
3. Изодеятельность «Рисование ватными палочками следов зайчат»
Наши зайчики очень любят прыгать по снегу и оставлять следы. Нарисуем следы зайчика.
4. Подвижная игра в снежки (корзина со снежками)
Мы в снежки играем смело,
Очень любим это дело,
И всегда в морозный день
Нам в снежки играть не лень!
Топ! Хлоп! Не зевай
И снежки скорей бросай!
5. Музыкально- ритмическая песня – инсценировка «Зайки у костра» (автор Вихарёва)
6. Преодоление полосы препятствий.
Мы по мостику шагаем, ти-ли-ли да ти-ли-ли,
А потом мы проползаем, ти-ли-ли да ти- ли-ли.
- скамья (пройти по скамье)
- мягкий модуль (перешагнуть через препятствие)
- тоннель (проползти в тоннеле)
- горка (скатиться с горки)
7. Игры на руках и коленях
Кузнец- молодец, (ритмическое постукивание по пяточке)
Расковался жеребец!
Ты подкуй его опять! (Указательным пальцем нажимаем)
- Отчего ж не подковать? (на пятку, средний и большой полукругом)
Вот гвоздь, вот подкова- (прикладываем к пятке)
Раз, два – и готово! (2 раза стучим по пятке)
Хорошая подкова!
Подкуём, подкуём (Подошвы соединяем)
Ножки, бегайте бегом(2 раза) (постукивая друг о друга).
Запряжём лошадку в сани (Дети сидят на коленях у мам)
И поедем за дровами. (Мамы держат деток за ручки)
И над лесом, и над полем (Поочерёдные ритмичные)
Звуки нежные летят. (Приподнимания колен)
Весело лошадка скачет, (Покачивание малыша влево и вправо)
Колокольчики звенят! (Поднимаем ручки вверх и опускаем)
Дили- дон, дили-дон,
Дили-дили-дон!
И над лесом, и над полем
Слышен перезвон!
Возьмём пилу (Малыш лицом к маме)
Будем дерево пилить. (Мама держит малыша за руки)
Запилила пила,
Зажужжала, как пчела. (Движения руками поочерёдно)
Налетела на сучок- (вперёд и назад)
Ой, сломала зубок! (2 раза) (Разводим ручки в разные стороны)
8. Игровой массаж (дети лежат на животе на коленях у мам)
Мишка по лесу гулял
Мишка лапами топтал: (Сильное нажатие ладонями на спинку)
Топ-топ, топ-топ (Похлопывание)
Мишка лапами топтал.
Зайка по лесу гулял (Ритмичные постукивания пальцами)
Зайка по лесу скакал: (по спинке)
Скок-скок, скок- скок
Зайка по лесу скакал.
А лисонька – лиса,
Вот какие чудеса,
По лесу гуляла,
Следы заметала (2 раза) (Поглаживание по спинке)
9. Ау-ау! Всех на сказочку зову!
Показ сказки «Рукавичка» (настольный театр)
10. Подведение итогов, рефлексия.
В содержание работы семейного клуба включаются методы и приёмы, эффективные как для ребёнка, так и для взрослого: пальчиковые игры, подвижные игры, игры на руках и коленях, массаж, продуктивная деятельность, показ сказки, здоровьесберегающие технологии и другие.
По итогам работы клуба оформляется фотовыставка.
Семейный клуб пользуется популярностью среди родителей, они с интересом их посещают, пишут положительные отзывы.
Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьёй, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и развития детей раннего возраста. На мой взгляд, это организация семейного клуба, основанная на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения.
Список литературы:
1. Ветрова В. В. Во что играть с ребёнком до 3 лет. Москва. 2008
2. Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребёнка. Санкт-Петербург. 2004
3. Тавберидзе Е. А., Калугина В. А. Организация и содержание работы с родителями. Москва. Школьная Пресса. 2008
4. Томашевская Л. В., Герц Е. Ю., Андрющенкова. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. С-П. Детство-Пресс. 2010