Балагурова Елена
Семейный клуб-инновация или забытый старый метод работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время существует немало форм организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с семьей, которые помогают выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной. Но, к сожалению, использование традиционных форм работы с семьей не стали давать положительных результатов, поскольку эти способы работы устарели и не стали действовать в новых условиях информационного общества. Как повысить интерес у родителей и привлечь их к сотрудничеству? Какие формы и методы работы необходимо продумать?
Публикация «Семейный клуб-инновация или забытый старый метод работы в ДОУ» размещена в разделах
Изучив методическую литературу, информационные ресурсы и потребности родителей группы при помощи анкетирования, я пришла к выводу, что наиболее целесообразно постепенно менять формы взаимодействия с семьей, направив их на установление более тесных неформальных контактов между всеми участниками образовательных отношений. На мой взгляд, такой, оптимальной и наиболее эффективной инновационной формой социального партнерства сегодня, является «Семейный клуб».
Семейный клуб - особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая обмен опытом, знания по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.
Особое внимание в работе «семейного клуба» я уделяю инновационным методам и формам взаимодействия с семьей; формированию у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, культуре здоровья. Поэтому целевое назначение клуба – создание системы привлечения родителей к освоению форм и методов работы по вопросам здоровьесбережения.
Цель: создание условий для координации усилий детского сада и семьи по вопросам здоровьесбережения и воспитания здорового ребенка через инновационную активную форму - «Семейный клуб».
Задачи клуба :
формировать у родителей осознанное отношение к здоровью детей;
привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды в ДОУ;
повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми;
расширить педагогические знания родителей по вопросу физического воспитания дошкольника.
Для решения поставленных задач нам необходимо единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагог использует лучший опыт семейного воспитания. Систематичность и последовательность работы в течение всего года. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
Наш «Семейный клуб» действует второй год и является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети могут получить информацию об огромном значении подвижной игры для здоровья ребенка. Формируют навыки совместного провождение времени через досуговые мероприятия, совместные прогулки-походы, так как все это ведет к гармонизации детско- родительских отношений и формированию у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Кроме того, движения на свежем воздухе усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Так, при организации совместной прогулки по зимнему лесу дети получили положительные эмоции от совместной двигательной деятельности с родителями. Во время летней прогулки-похода на речку «Увелька» родители играли с детьми в подвижные игры своего детства, а дети научили их современным играм. В результате совместной деятельности мы заметили, что дети становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми, у них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Что бы наши подвижные игры были более интересно организованы, от родителей поступило предложение о пополнении физкультурно-оздоровительного центра новыми атрибутами, которые были изготовлены своими руками в семьях совместно с детьми. Родители нашей группы, объединив усилия, помогли создать комфортные условия для физического развития детей на прогулочном участке, проведя демонтаж старого игрового оборудования и установив новый спортивный игровой комплекс. Проведенная работа позволила повысить интерес детей к организации самостоятельной двигательной деятельности как в групповом помещении, так и на территории ДОУ.
При организации работы «Семейного клуба» мы пришла к выводу, что важно чередовать разные виды деятельности с активным отдыхом, в том числе физкультурными праздниками и досугами. Физкультурный семейный досуг – это одна из наиболее эффективных форм активного отдыха всей семьи. В нашем «Семейном клубе» совместно с родителями были проведены следующие досуговые мероприятия: «С папой, мамой весело играем, быть солдатами желаем!», «С мамой весело играем, быть здоровыми желаем!». Досуги формируют у детей интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. Физкультурный семейный праздник «Российской армии привет!» способствовал обогащению двигательного опыта детей в игровой деятельности и способствовал гармонизации детско-родительских отношений в совместной игровой деятельности. Эти мероприятия доставили детям и взрослым радость от взаимодействия друг с другом в двигательно-игровой деятельности, помогли установить эмоционально-тактильный доверительный контакт друг с другом.
Изучая инновационные методы, я решила применить на практике элементы тренинга. На тренинге «Моё здоровье - моё богатство» родители поделились своим жизненным опытом формирования навыков здорового образа жизни в семье. Каждый из родителей получил лист цветной бумаги, вырезанный в форме лепестка, на котором были записаны мероприятия по формированию здорового образа жизни, которые они могли бы помочь организовать и провести совместно с детьми нашей группы в течение следующего учебного года. Так, неформальная обстановка в форме цветочной полянки позволила наметить план мероприятий клуба, а продукты деятельности группы «Пчёлки» будут собраны через год.
Таким образом, благодаря разработанной системе с применением инновационных форм и методов взаимодействия с родителями, наметились положительные тенденции к снижению заболеваемости детей, повышению их иммунитета. Благодаря проведенным мероприятиям в рамках работы клуба дети приобщаются к здоровому образу жизни, развивают физические качества и двигательные навыки с активным участием родителей. Кроме того, в группе удалось создать микроклимат уважения, доверительного отношения родитель – ребенок – педагог, повысить компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения.