Ольга Елетская
Консультация для родителей «Семейное чтение — праздник души»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение… Книги… Всё это семена, которые западают в душу и сперва вызывают в ней лишь радость, но из которых не замедляют вырасти добрые наклонности.
Ш. Перро
Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души.
Я. Корчак
Семья – начало всех начал. Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку.
В детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье. Для него семья – источник самых трепетных эмоциональных переживаний. Одним из источников таких переживаний, которые не только формируют личность ребенка, но и способствуют более тесному духовному общению между детьми и родителями, может и должно стать семейное чтение.
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
Значение семейного чтения, состоит в том, что родители, используя книгу начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, потому что в такие минуты происходит тесный эмоциональный контакт, взрослый и ребенок вместе сопереживают героям книги, а ничего так не сплачивает семью, как совместные переживания. Именно в процессе семейного чтения, при помощи книги происходит передача идеалов добра и духовности от одного поколения к другому.
В нашей стране традиция семейного чтения имеет глубокие корни. Во все времена на Руси книга считалась источником знаний, главным учителем. Книги хранили очень бережно, передавая от поколения к поколению как бесценный дар. В большинстве семей собиралась не только взрослая, но и детская библиотека. По вечерам вся семья собиралась вместе и читала вслух.
Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».
Подобные семейные чтения проходили в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста. В качестве примера можно сослаться на высказывания старшего сына Льва Николаевича Сергея: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна “80 дней вокруг света”. Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована. И он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него бывали характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением ждали следующего вечера».
Познавательная цель таких вечеров была, конечно, важной. Но ведь общение – не обмен информацией, а, скорее душевный взаимообмен, позволяющий нам напитаться друг от друга важным для души содержанием.
Семейное чтение – это альтернативная форма всем другим формам детского чтения. Суть альтернативы заключается в повседневном взаимодействии детей и взрослых при совместном чтении книг вслух. Чтение вслух – это всегда диалог с ребёнком, и прямая дорога к его уму и сердцу.
Утрата традиций семейного чтения является негативным фактором в формировании читателя-ребенка. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки.
Какой же должна быть книга для семейного чтения. Книга для семейного чтения должна быть тёплой и уютной; интересной и детям, и взрослым; яркой, полной сильных образов. А так же волнующей, подталкивающей задавать вопросы, искать ответы, размышлять.
Возрождение традиции семейного чтения как культурной нормы развития ребёнка – одна из важнейших задач образования детей. Роль в формировании ребёнка велика. Давайте возрождать эту замечательную семейную традицию: читать вместе, обсуждать прочитанное, сопереживать героям, оценивать их поступки. Вскоре вы увидите, что дистанция с нашими детьми заметно сократится, а в непростых отношениях поколений появится гораздо больше тепла.
Определяющая роль в возрождении традиций семейного чтения отводится родителям. Ведь именно они ответственны за будущее своих детей. Только мама и папа, опираясь на предложенные программы для чтения, могут определить тот круг литературы, который заинтересует всю семью. Трудно не согласиться со словами В. А. Сухомлинского, что «чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Дорогие взрослые! Давайте не будем жалеть времени, потраченного на чтение в кругу семьи, отодвинем в сторону дела, забудем об усталости, соберемся и почитаем хорошую книгу! А потом заглянем в глаза наших детей. Я думаю мы увидим в них сверкающий огонек счастья от общения с семьей и с волшебным миром чтения! Чтобы чтение было праздником души, необходимо популяризировать семейное чтение, возродить его традиции.
Литература:
1. Мелентьева, Ю. П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения // Восемнадцатая Международная Конференция «Крым2011»: «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – Судак, 2011. (электронный ресурс) - http://www.gpntb.ru/win/interevents/crimea2011/disk/037.pdf. (Дата обращения: 4.02.2019)
2. Семейное чтение (электронный ресурс) - http://www.uchportfolio.ru/blogs/read/?id=2122 (Дата обращения: 4.02.2019)