алла перевощикова
Развитие интегративных качеств дошкольника с использованием счетных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интегративных качеств дошкольника через систему занятий дополнительного образования с использованием счетных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша
Публикация «Развитие интегративных качеств дошкольника с использованием счетных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
На современном этапе развития общества происходят изменения в системе дошкольного образования. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования принципиальным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Содержание работы воспитателя в подготовке детей к школе исходит из необходимости развивать у детей такие интегративные качества, как «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «Любознательный, активный», «Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». По мнению Л. С. Выготского, готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Три взаимосвязанные линии развития детей : чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
На этапе старшего дошкольного встает задача выбора дидактических игр, которые были бы направлены на развитие интеллектуальной готовности детей к школе.
Для решения этой проблемы появилась необходимость обосновать, разработать и проверить эффективность системы занятий дополнительного образования для формирования интегративных качеств будущего первоклассника.
В результате анализа литературных источников, были выбраны игры с логическими блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизенера. В отличие от традиционных дидактических игр логические блоки и счетные палочки дают детям возможность к моделированию свойств блоков, их замещению, осваиванию операции кодирования и декодирования информации о свойствах блоков. При построении числовой лесенки, дети получают практический опыт сравнения по величине, знакомятся со свойствами величины: сравнимостью, относительностью, транзитивностью; могут использовать сравнение, сопоставление, упорядочивания как способа познания.
Учитывая особенности познавательного и личностного развития старших дошкольников, была определена следующая последовательность работы:
1. Изучить научно – теоретические основы развития логического мышления у старших дошкольников.
2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц).
3. Разработать и внедрить игры по использованию блоков Дьенеша для развития логического мышления у дошкольников через систему дополнительного образования
4. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр (логических блоков Дьенеша)
5. Повысить интерес педагогов к использованию логических блоков Дьенеша для развития логического мышления старших дошкольников.
Для реализации в группе создана развивающая среда, максимально отвечающая потребностям ребенка:
-организован уголок занимательной математики, где в достаточном количестве представлены комплекты логических блоков Дьенеша, счетных палочек Кюизенера, а также карточки и схемы к ним;
-уголок дополнен другими развивающими играми и дидактическими материалами (кубики «Сложи узор», математический планшет, логическая мозаика);
-разработан перспективный план работы кружка «Развивающие игры» в подготовительной группе по данной тематике.
Организационной формой определены занятия продолжительностью 30 минут один раз в неделю, как дополнительное образование во второй половине дня.
Каждое занятие имеет свой алгоритм, который определяют демонстрируемые карточки с новым заданием – сказочным героем, рассказыванием сказки или составлением совместной новой сказки при игре с палочками или кодирование, декодирование шифровок в игре с блоками. Такая структура занятий наиболее полно создает благоприятный психологический климат на занятиях. Соревновательный характер игр помогает воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Дети распределяются детей на три группы: «сильные», «слабые» и «средние» (по уровню владения приемами логического мышления). Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных» детей.
Дети, справляющиеся с логическими задачами на среднем уровне, подключаются к играм соревновательного характера.
Особый подход - «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, необходимо внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности следует менять. Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они, «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности.
Наблюдения за ростом мыслительной и речевой активности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:
1. Все дети без исключения знакомы с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, абстрагирования. Им понятно применение частицы отрицания «не», союзов «и», «или».
2. Примерно 50% детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
3. Дети делают заметные успехи по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого)
Система работы с использованием развивающих нетрадиционных дидактических игр - логические блоки Дьенеша и счетные палочки Кюизенера - через дополнительное образование показывает, что это один из эффективных способов развития таких интегративных качеств выпускника детского сада, как «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «Любознательный, активный», «Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
Опыт работы был представлен на методическом совещании воспитателей нашего учреждения и получил не только позитивную оценку, но и среди коллег появились единомышленники, которые готовы к апробированию данной программы в работе со своими воспитанниками.