Надежда Рафеенко
Сценарий экологической сказки «В гостях у Лесовичка в Брянском лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у Лесовичка в Брянском лесу»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей элементарные экологические знания;
- учить детей правилам поведения в лесу;
Публикация «Сценарий экологической сказки „В гостях у Лесовичка в Брянском лесу“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
- расширять знания об обитателях леса;
- сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы, умозаключения;
- формировать навыки бережного отношения к природе и окружающему миру в целом.
Воспитательные:
- воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.
- воспитывать умение охранять природу и оказывать посильную помощь в охране окружающей среды.
Предварительная работа: чтение рассказов и стихотворений о природе, разгадывание загадок, просмотр видео «Защитим природу!», беседа «Кто такие экологи?», рассматривание картинок «Правила поведения в природе».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование и атрибуты: костюмы персонажей (Синичка, Эколята, Лесовичок, Мишка, Лягушка, Ромашка, Незабудка, Мак, декорации леса (деревья, кустарники, цветы, водоем, декорации пруда (камыши, кувшинки, рыбки, аудиозаписи: «Звуки леса», «Голоса птиц», музыка песни «Квака - задавака», музыка для песни «Лесная песня»; кормушки – 3шт., скворечники -3 шт., атрибуты для игры «Собери мусор» (контейнеры с названиями «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Пищевые отходы», «Металл»; карточки с изображениями мусора, атрибуты для игры «Уборка водоема» (панно водоема, вырезанные изображения водных обитателей, мусора, семена цветов, корзинка.
Участники и действующие лица: Воспитатель - ведущий, зрители, дети старшего дошкольного возраста в роли героев: Эколята, Синичка, Лесовичок, Мишка, Ромашка, Мак, Незабудка.
Ход сказки:
Ведущий:
Ребята, вы слышите? Кто стучит нам в окошко.
Ведущий приоткрывает окно, в зал залетает Синичка с конвертом. Здоровается, отдает письмо ведущему и тут же улетает.
Ведущий:
Что же это за письмо? (читает от кого и задает детям вопрос)
От кого оно узнаете
Коль загадку отгадаете.
Ходит по лесу лесник,
Он шагать в лесу привык.
Здесь ему совсем, как дома
Все давным давно знакомо.
Он заботливый старик,
А зовется он….
Дети:
Лесник (хором)
Ведущий:
Верно, ребята, это письмо от Лесовичка. (зачитывает письмо)
«Здравствуйте, дети,
Лесной вам привет!
Я – старичок - Лесовичок,
Берестяной колпачок.
Брянский лес я охраняю,
Зла в лесу не допускаю.
Но в моем лесу беда.
Жду на помощь вас, друзья!
Ведущий:
Ребята, нужно помочь Лесовичку! Но для этого мне нужно убедиться, что вы знаете правила поведения в лесу, и можете стать настоящими защитниками природы - Эколятами. (ведущий проводит игры)
Игра «Будь внимателен» (Приложение 1)
Игра «Если я приду в лесок» (Приложение 2)
Ведущий:
Молодцы, ребята. Вы справились с заданиями.
Дети встают в круг. Ведущий произносит слова, дети выполняют движения за ведущим.
Ведущий:
В лес сегодня на прогулку
Приглашаю вас пройти.
Интересней приключения
Нам, ребята, не найти.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших пряжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем - наоборот.
Как листочки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес,
Мы попали в Брянский лес!
Дети: (хором)
«Здравствуй, здравствуй Брянский лес.
Полный сказок и чудес!»
Ведущий:
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи…
Ты же видишь, мы свои!
Дети: (хором)
Ау! Ау! Дедушка – Лесовичок,
Поскорее отзовись. Перед нами появись!
(Появляется Лесовичок.)
Лесовичок :
Здравствуйте, дети.
Лесной вам привет!
Узнали меня?
Или может быть нет?
Дети:
Ты старичок - Лесовичок. А кто это с тобой пришел?
Лесовичок :
А это, ребятки, мой друг и помощник Мишка.
«Ох, ребята – Эколята, выручайте» (вздыхает)
«Люди мусор раскидали.
За собой не убирали,
Все цветы завяли,
Бабочки пропали».
(Дети оглядываются по сторонам)
Ведущий:
«Здесь кругом остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Дети: (хором)
«Не поленимся, друзья:
Мусор тут,в лесу, чужой,
Заберем его с собой!»
Игра «Сбор мусора» (Приложение 3)
«Вот, ребята – Эколята, молодцы! Потрудились от души!»
Лесовичок :
«В лесу своем я Брянском
Давно уже живу.
И от костров туристов
Лишь дымом я дышу» (кашляет)
Мишка:
«Деревья все ломают,
Не слышно пенья птиц…
Давно уже не видел
В лесу я добрых лиц.
А так еще б хотелось
Услышать пенье птиц»(вздыхает)
Лесовичок :
Подскажите Эколята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам и вернуть их в наш Брянский лес?
Дети: (хором)
«На каждой опушке развесим кормушки» (развешивают кормушки на веточки деревьев)
«Мы птицам поесть принесем
Хлеба и зернышек разных.
И соберутся они
Радостно здесь на опушке,
И будут прыгать все дни
Около наших кормушек»
Мишка:
«Эколята, а вы всех птиц знаете?
Сейчас проверим…»
Музыкально – дидактическая игра «Узнай птицу по голосу» (Приложение 4)
(Дети отвечают, по мере отгадывания птицы появляются на экране проектора)
Лисовечок и Миша:
«Какие молодцы! И птиц вы знаете, и их голоса, и как ухаживать за пернатыми».
«Эколята – ребята, а давайте-ка еще прогуляемся по лесу и проверим все ли в порядке»
Физкультминутка «Дети по лесу гуляли» (Приложение 5)
Лесовичок :
«Ребята, Мишка, смотрите лягушка на кочке сидит и плачет».
«Что стряслось, Лягушка?»
Лягушка:
«Эх беда, беда (плачет)
Рыбы в моем озерце больше нет.
Одни палки, да консервные банки».
Ведущий:
«Не плачь, лягушка!
Ребята наведут порядок на твоем озере, очистят воду и запустят новых рыбок»
Игра «Уборка водоема» (Приложение 6).
Звучит песня «Квака-задавака» (Приложение 7)
Лягушка:
«Вот спасибо говорю.
Ква- ква-ква…благодарю!
Стало озеро мое чистым,
Светлым как стекло!» (благодарит и уходит)
Лесовичок :
«Да, ребята – Эколята,
Раньше в лесу все благоухало. (вздыхает)
Ведь Брянский лес-
Это сосны до небес
И березы, и дубы,
Ягоды, грибы…
Ландыш серебристый
Воздух чистый, чистый!»
Мишка:
«Эх, нет теперь цветов вокруг,
Беден, беден лесной луг.
Вы, ребятки помогите
Лесу красоту верните!»
Дети: (хором)
«Цветы в лесу не нужно рвать!
Это должен каждый знать!»
Ведущий: (предлагает на полянке рассыпать семена цветов, чтобы выросли новые цветочки)
Под музыку появляются цветы: ромашка, мак, незабудка и кружатся (Приложение 8)
Цветы:
«Цветут ромашки на лугу.
В траве краснеет мак,
За незабудкой голубой
Мы спустимся в овраг». (благодарят ребят и под музыку уходят)
Лесовичок :
«Помните, ребята.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни».
Мишка:
«Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость!
И даст вам природа здоровье и радость!»
Лесовичок и Мишка :
«Ребята, вы справились со всеми заданиями.
И мы убедились, что вы настоящие друзья и знатоки природы.
Мы гордимся вами Эколята - дошколята! И можем быть спокойны за нашу природу и Брянский лес!»
Ведущий:
«Друг за другом становитесь,
Крепко за руки держитесь…
Ребята, давайте произнесем клятву Эколят!»
Дети: (хором)
«Будем Брянский край оберегать,
Будем взрослым помогать,
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все навеки!»
В конце сказки герои, ведущий, Эколята и зрители поют песню «Лесная песня».
(Приложение 9).
Ребята - Эколята прощаются со сказочными героями и возвращаются в группу.
Список литературы:
1. Зеленкова О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева С. Н. // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22-27.
3. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с изм. и доп. На 2013 г. - М. : Эксмо, 2013. -208 с.
4. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт. -сост. С. В. Машкова [и др. ]. - Волгоград: Учитель, 2012. -174 с.
5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
6. Сборник стихов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. -Харитонова Н. Т.
Приложение № 1
Игра «Будь внимателен»
Цель: развитие произвольного внимания, восприятия, памяти, распределения и концентрации внимания.
Ход игры:
Ведущий предлагает вниманию детей ситуации на природе, в лесу.
Дети должны определить правильность поведения ответами (если ответ правильный – хлопаем в ладоши, если нет – топаем)
На полянке посидели,
Все попили и поели
А потом пошли домой –
Мусор унесли с собой.
Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
Можно уходя домой,
Уносить зверят домой?
Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягодки сорвали,
Кустик не сломали.
Приложение № 2
Игра «Если я приду в лесок»
Ведущий называет свои действия, а дети отвечают, если ведущий поступает хорошо, говорят «да», если плохо, кричат «нет».
Ход игры:
- Если сьем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
- Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
- Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
- Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
- Я люблю свою природу, я ей помогаю? (да)
Приложение № 3
Игра «Сбор мусора»
Ход игры:
Детям предлагается экологическая ситуация : «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Представьте ребята, что получится, если мы не научимся убирать за собой мусор, к чему это может привести? А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что вы можете предложить? Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы».
Пособие состоит из контейнеров для мусора, к ним прилагаются карточки с изображением мусора. Дети, определяя материал, из которого изготовлена ненужная вещь, называют его и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нем.
Приложение № 4
Фонограмма голосов птиц.
Нам на проекторе по мере правильных ответов появляются фотографии птиц:
https://web.ligaudio.ru/mp3/лесные%20птицы. %20голоса%20птиц. %20пение%20птиц
Приложение №5
Физкультминутка «Дети по лесу гуляли»
Приложение № 6
Игра «Уборка водоема»
Дидактическая игра ламинированная, что позволяет ребятам играть в неё сколько им хочется и при этом она не портится. Игра учит детей что такое бытовой мусор и тому, что только от нас зависит его количество в водоёмах. Загрязнение водной среды губительно для всей планеты. У ребят есть возможность самим разобраться что же является мусором и извлечь его из водоёма, дав возможность обитателям воды спокойно находиться в своей среде.
Приложение № 7
Текст песни «Квака-забияка» - песня лягушек.
Музыка – Эдуард ханок, слова – С. Полякова, поют ВИА «Песняры».
Хотим - плывём, хотим - по лугу скачем,
Не унываем никогда нигде.
Мы твё рдо знаем: жить нельзя иначе,
На зелёной суше, в голубой воде:
Весёлые зелёные, лупатые,
Весь мир для нас как тёплый водоём.
Вам может показаться что мы квакаем,
На самом деле песню мы поём!
Ла-ла--ла-ла-ла-ла-ла--ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла-ла-ла--ла!
Ла-ла--ла-ла-ла-ла-ла--ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла-ла-ла--ла!
Слыхали мы: земля кругла как мячик,
А нам охота побывать везде.
Мы твё рдо знаем: жить нельзя иначе,
На зелёной суше, в голубой воде:
Весёлые зелёные, лупатые,
Весь мир для нас как тёплый водоём.
Вам может показаться что мы квакаем,
На самом деле песню мы поём!
Пи-пи--пи-пи-пи-пи-пи---пи-пи-пи, ква-ква!
Пи-пи--пи-пи-пи-пи--пи, ква-ква!
Пи-пи--пи-пи-пи-пи-пи---пи-пи-пи, ква-ква!
Пи-пи--пи-пи-пи-пи, ква!
А если вдруг беда нагрянет, значит
С улыбкой глянем мы в лицо беде
Источник teksty-pesenok.ru
Мы твё рдо знаем: жить нельзя иначе,
На зелёной суше, в голубой воде:
Весёлые зелёные, лупатые,
Весь мир для нас как тёплый водоём.
Вам может показаться что мы квакаем,
На самом деле песню мы поём!
Ла-ла--ла-ла-ла-ла-ла---ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла-ла-ла--ла!
Ла-ла--ла-ла-ла-ла-ла---ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла-ла-ла--ла!
Пи-пи--пи-пи-пи-пи-пи---пи-пи-пи, ква-ква!
Пи-пи--пи-пи-пи-пи--пи, ква-ква!
Пи-пи--пи-пи-пи-пи-пи---пи-пи-пи, ква-ква!
Пи-пи--пи-пи-пи-пи, ква!
Приложение № 8
Музыка – А. Обиден «Нежная мелодия»
https://web.ligaudio.ru/mp3/музыка%20–%20а. обиден%20«%20нежная%20мелодия»
Приложение № 9
Текст песни «Лесная песенка»
Музыка: В. Витлин, СЛОВА: П. Каганова.
Золотило солнышко лес, лес
Муравей на дерево влез, влез
Дятлы – долгоносики тук-тук-тук
Всюду, всюду слышится стук, стук,
Тук-тук-тук-тук-тук-тук
Тук-тук-тук-тук-тук-тук
Тук-тук, тук-тук-тук-тук-тук-тук
Мотылек на веточку сел, сел
А скворец на елочке пел, пел
Услыхал ту песенку толстый жук
Зажужжал он весело жу-жу-жу
Жу-жу-жу-жу-жу-жу
Жу-жу-жу-жу-жу-жу
Жу-жу, жу-жу-жу-жу-жу-жу
Полюбилась песенка всем, всем
Мы запели песенку все, все
Каблучками топаем топ, топ, топ
И в ладоши хлопаем хлоп-хлоп-хлоп
Топ топ-топ-топ-топ-топ
Топ топ-топ-топ-топ-топ
Топ топ, топ-топ-топ-топ-топ-топ.