Кипенко Наталья Анатольевна
Сценарий внеклассного мероприятия «Пасха-чудо из чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий внеклассного мероприятия «Пасха-чудо из чудес».
Авторы: Бойцова Т. А. -ЗДВР,
КипенкоН. А. - учитель музыки, педагог-организатор.
(МБОУ «Винницкая школа» Симферопольский район РК).
Актуальность:
Публикация «Сценарий внеклассного мероприятия „Пасха-чудо из чудес“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Сценарии праздников и развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2017
Сейчас мы отмечаем период возрождения духовной культуры народов России, уделяется внимание растущей личности. Это актуально ещё и потому, что помогает оградить детей и подростков от дурного влияния, негативных явлений. Знание устного народного творчества, этнографии развивает фантазию детей. Это возможность обратиться к прошлому и взять оттуда только лучшее. Познавая национальные традиции, обряды, обычаи, мы тем самым способствуем сохранению национальной самобытности народа, приобщаем школьников к истокам русской культуры.
Задачи:
1. Формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях русского народа.
2. Развивать познавательный интерес детей к истории своего народа, обогащать духовный мир детей.
3. Воспитывать патриотические чувства: любовь и уважение народных традиций, нравственную чистоту и эстетическое отношение к жизни и сценическому искусству.
Цель:
Способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре русского народа.
Познавательные УУД:
• Формировать самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего мероприятия и отдельного задания.
Личностные УУД :
• Воспитывать детское восприятие к русским традициям, праздникам, через реальное применение в современной жизни.
• Формирование положительного эмоционального настроя.
• Проявлять понимание и уважение к ценностям культуры своего народа.
• Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
Регулятивные УУД:
• Сохранять и принимать учебную задачу.
Коммуникативные УУД:
• Внимательно слушать и понимать других, отвечать на вопросы.
• Оформлять свои мысли в устной форме.
• Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
Методы:
Интерактивный: объяснение, рассказ, беседа, показ; наглядный: демонстрация, практические соревновательные упражнения.
Тип меропрития :
Усвоение новых знаний.
Ход мероприятия.
Под звон колоколов выходит ведущий.
Ведущий: Пасху прославляем, праздник начинаем.
Вот и Пасха к нам пришла,
Праздник Светлый принесла.
Светит солнышко с небес,
Шумит вдали зеленый лес
И гимн звучит: «Христос воскрес».
Воистину Воскрес!
Весной много чудесных праздников. Сегодня весь православный народ торжествует, отмечая замечательный праздник – Светлое Христово Воскресение. Этот Великий День приходит к нам с ярким солнышком, чистым дождичком, светлой радостью, надеждой и верой в силу добра и любви.
Из века в век приходит он к людям с пушистой вербочкой, ароматным куличом и крашенными яйцами.
Пасха – праздник светлого Христова воскресения, который отмечается с радостью и торжеством.
Под музыку на сцену выходят дети.
1. Немало праздников на свете
Встречают взрослые и дети.
Но праздник Пасхи – день чудес,
Из мёртвых Бог–Христос Воскрес!
2. День этот всех нас собирает,
Летит молитва до небес,
И славят люди в вышних Бога,
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
3. На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога:
Пасха – Бога воскресение,
Его второй день рождения.
4. Повсюду благовест гудит,
Изо всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
5. С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес.
6. Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Звучит песня-веснянка «Ой, бежит ручьём вода».
Ведущий :
Празднование Пасхи – многовековая традиция. День Воскресения Христова называют ещё Великим днём.
Пасхе предшествует семинедельный пост, когда люди молятся и воздерживаются от животной пищи. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей.
Ученик:
Четверг Страстной Седмицы называют Чистым. Православные люди в этот день встают очень рано, до солнца купаются (в старину купались в проруби, в бане) и идут в церковь, чтобы очиститься духовно, причащаются. Днём убирают свои жилища, готовят их к празднику. Начиная с четверга, в каждом доме красят и расписывают яйца. А кто знает почему? (Христос дал верующим вечную жизнь, яйцо – символ жизни). Готовят пасху, пекут куличи, блины, булочки.
Ученик:
Великая пятница – это самый скорбный день, ведь именно в этот день совершились распятие и Крестная смерть Спасителя.
Ученик:
Самый тихий день Страстной Седмицы – суббота, день, когда Спаситель был в гробу. Природа и люди в этот день погружены в молчание.
Ученик:
Великая суббота сменяется Светлым Христовым Воскресением. В пасхальную ночь в церкви служится пасхальная заутреня. Ровно в полночь провозглашается «Христос Воскресе!», в церквях звучит пасхальное песнопение. В церкви не допускается звучание инструментов. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, совершенный музыкальный инструмент – голос человека
Звучит Пасхальное песнопение (фонограмма).
Ученики:
1. Звенят, поют колокола!
Лучами греет всех весна.
Всё небо синее, как море,
И верба в белом вся уборе.
2. Весна надела украшения,
И в честь Святого Воскресенья.
Весь, пеньем птиц наполнен лес,
Христос воскрес! Христос воскрес!
3. Теплом лучей пришла весна,
Кулич и пасху принесла.
Красиво яйца расписала,
И с нами Бога прославляла!
4. И люди радуются пасхе!
Детей блестят от счастья глазки.
Весна цветёт, полна чудес,
Христос воскрес! Христос воскрес!
Звучит колокольный звон (Благовест). (фонограмма).
Ведущий:
Без пасхального яичка не обходится праздник. Его освящают в храме вместе с куличом. Яйца красят в разные цвета. Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре. Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: “Христос Воскрес!”, а ты в ответ: “Воистину Воскрес!”. Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения.
Звучит песня.
Ведущий:
А сейчас, ребята, постарайтесь ответить на следующие вопросы.
Ученики:
1. Как на Руси называли Пасху? (Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение)
2. Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Великая, посвященная страданиям Иисуса Христа)
3. Как появилась традиция красить яйца? (После вознесения Иисус,велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо).
4. Что делали во время великой недели, чтобы снять с души грехи? (Занимались благотворительностью).
Ведущий:
К Пасхе было приурочено и “хождение волочебников”. Со всего села собирались люди толпой и ходили из дома в дом, останавливались перед окнами и распевали песни. В песнях были пасхальные поздравления, заклинания будущего урожая, приплода скота и требования даров: яиц, пирогов, вина и т. п. Пели ради того, чтобы выпросить что-нибудь у хозяина дома: яиц, сала, денег, молока, белого хлеба. И хозяева пытались порадовать волочебников, чем могли. Не одарить их боялись, так как в адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова.
Звучит песня «Христос воскрес для жизни»
Ученик :
А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
Ведущий:
Давайте выберем те, которые, по-вашему, являются крашенками, крапанками и писанками. (показывает ведущий, дети выбирают.)
Ученики:
1. Посмотрите, что за чудо,
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,
2. Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
3. Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
- Пасха – праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!
Ведущий:
В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.
Игра “Покрути яйцо”
По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.
Ведущий:
А теперь давайте поиграем в игру “Битки”
Игра “Битки” ( Играющие выкрикивают: “Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъётся, или даст трещину, тот проигравший.)
Ведущий:
А еще была игра, где крашенки катали с горки. Чьё яйцо дальше катилось, тот и победитель. Он забирал себе крашенки остальных.
А мы сейчас поиграем в игру “Прокати яйцо носом”
Игра “Прокати яйцо носом” (Участники должны катить яйцо носом до назначенного места по бумажной дорожке. Кто быстрее, тот и выиграл).
Ведущий:
А сейчас мы поиграем в игру «Пасхальные традиции».
Если я скажу то, что символизирует празднование Пасхи – хлопните в ладоши, а если это традиция другого праздника – спрячьте руки. Хорошо?
Печь куличи (пасхи) - да
Купаться в проруби
Красить яйца - да
Печь блины
Освящать еду - да
Христосоваться - да
Освящать вербочки - да
Петь колядки
Прославлять Иисуса Христа – да.
Ведущий:
На Пасху кроме крашенок, куличей пекли булочки, прянички, похожие на птиц, их в народе называли “жаворонки”, потому что в этот день жаворонки действительно прилетали с юга. Печенье в виде птах раздаривалось в основном детям.
Существовал также обряд “отпущения птиц на волю”. Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал А. С. Пушкин:
В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Ведущий:
Хочется вспомнить такую красивую традицию: в первую пасхальную неделю все желающие могли поупражняться в колокольном звоне.
Прослушивание записи колокольного звона.
1. Христос воскрес! – всего два слова,
Но благодати сколько в них!
Мы неземным блаженством снова
Озарены в сердцах твоих.
2. Забыты скорби и страданья,
Забыты горе и нужда,
Умолкли стоны и роптанья,
Исчезли зависть и вражда…
3. Все лица радостью сияют,
Сердца свободны от страстей…
Так чудодейственно влияют
Слова святые на людей.
Христос воскрес.
4. О миг священный.
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной.
Христос воскрес!
Христос воскрес!
Ведущий:
На Пасху поминают усопших, посещают могилы родных и близких. Было принято перед Пасхой убирать кладбище, подправлять могилки, а после Пасхального Воскресения приходить на них с поминовением, оставляя на могилках куличи и другую снедь, чтобы склевали её птицы: по христианским преданиям птицы – божьи посланники на землю, их и просили слово поминальное донести до небес.
Ведущий:
Вот еще обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай.
Ученики:
1. Люди – братья! Наступил
День великий, день спасенья!
Светлый праздник Воскресенья
Бога правды, Бога сил.
2. Прочь от нас вражда и злоба!
Все забудем! Все простим!
Примирением почтим
Днесь Восставшего из гроба!
3. Христос воскрес! Христос воскрес!
Пусть эти радостные звуки,
Как пенье Ангелов с небес,
Рассеют злобу, скорби, муки!
4. Христос воскрес! И к жизни новой
Пусть в мире все воскреснет вновь!
Пусть мрак души осветят снова –
Надежда, вера, и любовь!
5. День Христова воскресенья,
Приходи скорее вновь!
До свиданья праздник Пасхи!
Дай Господь вам всем любовь!
Звучит заключительная песня «Пасха-чудо всех чудес».
Дети : (по очереди)
Хвалите Господа с небес,
И пойте непристанно!
Исполнен мир его чудес
И славы несказанной!
Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки:
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть поправ вовеки!
Ведущий:
Ребята! Сегодня к нам на праздник мы пригласили настоятеля Храма - отца Анатолия. Послушаем его!
Слово настоятеля…
Христос Воскрес!
Все: Воистину Воскрес!
Ведущий: Всех с праздником! До новых встреч!
Звучит музыка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Гомонова Е. А. Веселые песенки для малышей круглый год – Ярославль: Академия развития, 2000.
2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. – Детство-Пресс, 1999.
3. Капушина Л. П., Ерюшкина О. С. Хрестоматия к программе «Валдоня» – Саранск,2007. с 116.
4. Пасхальное яичко //Музыкальный руководитель – №2 – 2009 – С. 52-54.
5. Интернет - источник: SolNet. EE – Солнышко, детский портал.
6. Шорыгина Т. А. Весенние праздники: сборник сценариев с нотным приложением. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.