Папки-передвижки

Сценарий тренинга «Кризис трех лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников

Иванова Ольга Вячеславовна
Сценарий тренинга «Кризис трех лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Участники

Ведущий, педагог-психолог, родители.  

Цель

Выработать правила общения с детьми трех лет; повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития; сформировать у них психологическую готовность общаться с ребенком, учитывая особенности кризисного периода.

Задачи

Сформировать у родителей ответственную позицию в вопросах воспитания и развития ребенка трех лет; сформулировать основные симптомы кризиса трех лет и проблемы взаимодействия с детьми в этот период; развить способность понимать эмоциональное состояние ребенка, сопереживать ему, улучшить рефлексию во взаимоотношении с ним; снять эмоциональное напряжение; обучить эффективным способам взаимодействия с ребенком в период кризиса.

Темочки:

Материалы

Клубок ниток, листы с изображением двух ладоней (для каждого участника, карточки с заданием «Особенности поведения»; ребус, листы бумаги, карандаши, клей, журнальные вырезки для фотоколлажа «Я и мой ребенок», задания для квеста: два кроссворда; карточки с изображениями животных; филворд; анаграмма; карточки с частями слова; аудиозаписи: музыка А. Рыбникова «Вступительная тема» из к/ф «Усатый нянь» (реж. – В. Грамматиков); любая спокойная музыка.

Оборудование

Видео- и аудиоаппаратура

Примерное время

1–1,5 часа

Воспользуйтесь шаблонами материалов, чтобы подготовиться и провести тренинг.

Ребус и филворд

Вводная часть 5 минут

Звучит спокойная музыка. Родители собираются в музыкальном зале. Столы расставлены по кругу. На них лежат веточки икебаны, памятки, карточки, листы бумаги, карандаши, атрибуты для игры.

Ведущий

Уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем родительском клубе! Сегодня мы поговорим о том, как развивается ребенок в три года.

Основная часть

80 минут

Ведущий

На этом возрастном этапе он начинает осознавать себя как личность, его эмоциональные переживания становятся глубже, расширяется сфера деятельности, интенсивнее идет психофизическое развитие. Становление детской личности связано с эмоциональной сферой, сферой интересов и мотивами поведения. В этот период особое значение имеет семейное воспитание. Именно в семье ребенок учится радоваться, огорчаться, удивлять, любить. Характер общения с ребенком определяет его эмоциональное самочувствие. Прежде чем приступить к обсуждению этой важной темы, давайте поприветствуем друг друга.

Ведущий предлагает всем участникам прикрепить бейджики с именами.

Игра-знакомство «Никто не знает, что я…» 5 минут

Ведущий

Сейчас я буду передавать всем клубок ниток.  Тот, кто получает клубок, представляется и заканчивает предложение: «Никто не знает, что я…»

Все участники рассказывают о своих интересах. Например: «…очень люблю готовить», «…собираю коллекцию…».

Ведущий

А теперь поговорим о наших детях, их качествах.

Упражнение на сплочение группы «Вот какой он, мой ребенок!» 10 минут

Ведущий дает каждому участнику лист с изображением двух ладоней.

Ведущий

Перед вами лежат листы с изображением ладошек. Ваша задача – на каждом пальце написать букву имени своего ребенка, а затем подобрать качество, которое начинается на эту букву и соответствует характеру ребенка.

Родители выполняют упражнение. После представляют свои описания.

Ведущий

Вы рассказали о лучших качествах своих детей. На них и нужно опираться в процессе общения с ребенком. А качества, которые вам не по душе, при правильных действиях, которыми вы овладеете, скоро уйдут на второй план или совсем исчезнут.

Тему нашей встречи, чтобы не раскрывать интриги, я бы назвала так: «Что с моим ребенком?» Тема важная, насущная. Я решила вас собрать, чтобы понять, почему в определенный момент жизни у вашего ребенка поведение, настроение, отношение к вам меняется в худшую сторону и что в этом случае надо делать. Давайте посмотрим небольшой видеоролик.

Участники тренинга смотрят видеоролик «День за днем мы растем» о том,

как дети играли, занимались и вели себя в разные режимные моменты в ДОО.

Ведущий

Вы увидели, какими за девять месяцев стали дети. Они быстро развиваются, многому научились. Но нервная система дошкольника трех лет неустойчива. Настроение меняется в зависимости от ситуации. Наблюдаете ли вы сейчас изменения в эмоциональном состоянии своих детей и их поведении?

Задание «Особенности поведения» 10 минут

Ведущий

Сейчас я раздам вам карточки с утверждениями. Ваша задача – отметить те утверждения, которые соответствуют поведению ваших детей.

Ведущий раздает карточки с утверждениями:

Мой ребенок изменился, стал совершенно другим.

Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.

Не воспринимает мнение других.

Часто устраивает истерики.

Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.

Стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы воздействия на родителей: нытье, угрозы, капризы.

Ругается, дразнится, обзывает родителей.

Проявляет деспотическую власть по отношению к родителям.

Ревнует по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.

Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.

 

По желанию родители озвучивают свои ответы. Ведущий обобщает их.

Ведущий

На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит.

Давайте опишем типичное утро ребенка трех лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются.

Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на работу. Чтобы правильно назвать такое состояние, расшифруйте ребус.

Ведущий раздает всем родителям ребус. Родители его решают и дают ответ: кризис.

Ведущий

Верно. Возраст от 2,5 до 3,5 года – критический. В этот период формируется «Я» ребенка, которое влияет на все его дальнейшее развитие. Этот период требует пристального внимания родителей и педагогов. Данная проблема актуальна еще и потому, что меняются ваши личностные ориентиры и мировоззрение. Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию. Каковы же признаки этого явления? Их сформулировал советский психолог, исследователь высших психологических функций Лев Семенович Выготский и назвал «Семизвездием симптомов». Чтобы узнать о них, предлагаю принять участие в квест-игре.

Квест-игра «Поиск симптомов кризиса трех лет» 5 минут

Ведущий раздает родителям первый кроссворд.

Ведущий

А сейчас я попрошу вас разгадать кроссворд. Получившееся слово по вертикали – первый симптом.  

Участники разгадывают слова кроссворда по горизонтали:

1. Атмосфера. (Ответ: небо.)

2. Деревенские пашни. (Ответ: поле.)

3. Городская птица. (Ответ: голубь.)

4. Цветок. (Ответ: роза.)

5. Бывает слоеный. (Ответ: торт.)

6. Любимая детская забава. (Ответ: игра.)

7. Блюдо из риса. (Ответ: плов.)

8. Маленькая лошадка. (Ответ: пони.)

9. Холодное время года. (Ответ: зима.)

10. Средство переправы на другой берег. (Ответ: паром.)

Правильный ответ: негативизм.

1

Педагог-психолог

Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено.

Второй симптом – упрямство 5 минут

Ведущий раздает родителям картинки с животными.

Ведущий

Перед вами лежат картинки с изображениями разных животных. Я попрошу вас выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять». В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса трех лет.

волк, который смотрит вдаль;

лиса, которая прижалась к лисенку;

кролик, который прячется в траве;

рычащий тигр;

бегущий поросенок;

белочка, которая грызет орешки;

осел, стоящий на одном месте;

тигр, который лежит на камне;

кабан перед нападением;

мирно гуляющий козлик;

медленно бредущий медведь;

обезьяна, которая грызет ветку бамбука.

Правильный ответ: осел.

Педагог-психолог

Приведем пример поведения дошкольника трех лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет: «Сказал не встану – значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский, то есть это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева).

Третий симптом – строптивость 5 минут

Ведущий предлагает участникам тренинга филфорд – таблицу с набором букв.

Ведущий

Перед вам лежит филфорд. Вам нужно найти в ней слово, которое обозначает упрямство, непокорство, непослушание, непокорливость, непослушливость, непокорность.

Правильный ответ: строптивость.

Педагог-психолог

Ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до трех лет.

Четвертый симптом – своеволие 5 минут

Ведущий предлагает участникам разгадать кроссворд.

Ведущий

А сейчас я предлагаю вам снова разгадать кроссворд.  Получившееся слово по вертикали – очередной симптом.

Родители вписывают слова по горизонтали и называют слово, которое получилось из букв по вертикали:

1. Предмет мебели. (Ответ: стол.)

2. Предмет гордости рыбака. (Ответ: улов.)

3. Этого нет в юрте, чуме. (Ответ: окно.)

4. Мужской шарф. (Ответ: кашне.)

5. Часть поезда. (Ответ: вагон.)

6. Крупа для цыплят. (Ответ: пшено.)

7. Жаркое время года. (Ответ: лето.)

8. Цветная пудра для глаз. (Ответ: тени.)

9. Вечнозеленое дерево. (Ответ: елка.)

Правильный ответ: своеволие.

Педагог-психолог

Поведение ребенка имеет протестующий характер. Он как будто находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

Пятый симптом – протест, бунт против окружающих 5 минут

Ведущий предлагает участникам уже знакомый филфорд

Ведущий

С помощью филфорда я попрошу вас найти слово, которое обозначает заявление своего несогласия, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание.

Правильный ответ: протест.

Педагог-психолог

Поведение ребенка имеет протестующий характер. Он как будто находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

Шестой симптом – обесценивание  личности близких 2 минуты

Ведущий

Перед вами карточки с частями слов.  

Участники складывают слово и называют симптом. Правильный ответ: обесценивание.

Педагог-психолог

Ребенок перестает ценить привычные вещи, не следует правилам поведения.

Седьмой симптом 5 минут

Ведущий

А сейчас я предлагаю вам решить анаграмму МЕСТОДИЗП (или ИЗПОДСЕТМ). Задача – переставить буквы так, чтобы получилось слово-симптом.

Правильный ответ: деспотизм.

Педагог-психолог

Ребенок стремится стать хозяином положения, чтобы вся семья удовлетворяла любое его желание. В противном случае он впадает в истерику.

Когда участники называют все семь слов, на экране появляется заставка

в виде семиконечной звезды – «Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка трех лет.  

Ведущий

Как мы видим, кризис трех лет – это кризис отношений ребенка с окружающими людьми. А теперь давайте посмотрим, что происходит в этот период с родителями.

Игра «Три метафоры» 5 минут

Ведущий

Я предлагаю вам написать три положительные метафоры «Я – это…». Затем рядом с метафорой написать противоположную ей. После каждому нужно выбрать одну метафору которая характеризует его как родителя. Например:

домашнее солнце – хвост поезда;

зеркало реки – Баба-яга;

золотые руки – металл в голосе;

чистое поле – Карабас Барабас;

боксерская груша – хрустальная туфелька.

Ведущий

Как вы думаете, какое влияние оказывают ваши установки и реакции на поведение ребенка? Что вы чувствовали при выборе метафор и их обсуждении.

Родители обсуждают результаты.

Игра «Закончи мысль» 3  минуты

Ведущий

Закончите, пожалуйста, предложение: «Капризы ребенка вызывают у меня…», «Упрямство побуждает меня…».

Затем ведущий просит объяснить, почему они закончили предложение именно так, и обсуждает с родителями несколько их высказываний.

Ведущий

А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.

Упражнение «Мусорное ведро» 3 минуты

Это упражнение помогает преодолеть негатив.  

Ведущий

Перед вами лежат листы бумаги. Я попрошу вас написать на листе ответ на вопрос: «Что мешает жить и общаться». Как напишете, порвите и выбросьте листы в мусорное ведро.  

Коллаж «Я и мой ребенок» 10 минут

Ведущий

А теперь я предлагаю каждому из вас создать коллаж «Я и мой ребенок». Отразите в нем то, каким вы хотите видеть будущее свое и вашего ребенка.

Участники тренинга с помощью клея и ножниц делают из журнальных вырезок фотоколлаж. В качестве фона звучит музыка А. Рыбникова «Вступительная тема» из к/ф «Усатый нянь». Затем родители презентуют свои работы.

Упражнение «Хвасталки»

3 минуты

Ведущий

Дайте каждый по три позитивные характеристики себе и своему ребенку.  

На каждую реплику члены группы отвечают: «Мы рады за тебя!»

Рефлексия 5 минут

В конце тренинга участники формулируют (или выбирают из предложенных на слайдах вариантов) правила общения с ребенком, переживающим кризис трех лет. Затем обсуждают каждое правило и вырабатывают общую стратегию поведения.

Ведущий

 Я попрошу вас ответить на пару вопросов:

Что нового вы узнали?

Что важного открыли для себя?

Что удивило?

Что обрадовало?

С чем уходите?

Родители отвечают, опираясь на общие формулировки:

Сегодня я понял…

Сегодня я стал…

Сегодня я научился…

Отныне я буду…

Ведущий

Надеемся, что проведенный тренинг и рекомендации будут для вас полезными и вы будете их использовать в процессе воспитания. Кроме того, мы подготовили для вас памятки.

Родители получают памятки с советами педагога-психолога. В заключение ведущий читает стихотворение Л. А. Булдаковой «Я сам» и прощается с участниками тренинга.

Ведущий

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Очень недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы

Родителей оковы.

Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я – самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Публикации по теме:

Методическая разработка профориентационной игры с элементами тренинга «Кадроворот» для воспитанников детского дома 14–15 летМетодическая разработка профориентационной игры с элементами тренинга «Кадроворот» для воспитанников детского дома 14–15 лет «Кадроворот». Методическая разработка большой профориентационной игры с элементами тренинга Цель: содействие формированию осознанного выбора.

Фотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренингаФотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренинга 08. 11. 2018 г. старшим воспитателем Романычевой Т. В. была проведена деловая игра с педагогами с элементами тренинга на тему «Креативность.

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Радисты» для старших дошкольников с элементами квест-игрКонспект проведения сюжетно-ролевой игры «Радисты» для старших дошкольников с элементами квест-игр Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Радисты» для старших дошкольников с элементами квэст-игр. Цель: Формировать умение творчески.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий тренинга «Кризис трех лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников
Опубликовано: 7 января 2025 в 11:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий тренинга «Кризис трех лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Ольга Вячеславовна (УИ 1675814) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД