Макеева Евгения Вячеславовна
Сценарий тематической встречи «Спасибо, музыка тебе!», посвящённая детскому музыкальному театру
▼ Скачать + Заказать документы
(Пока дети поднимаются в актовый зал и рассаживаются звучит музыка Алексея Рыбникова из фильма «Приключения Буратино» «Шарманка». Затем показывается видеоролик «Театр Натальи Сац» на музыку композитора Ильи Саца к спектаклю «Синяя птица»)
Ведущий (на фоне видеоролика «Театра мир откроет нам кулисы»)
Театра мир откроет нам свои кулисы,
И мы увидим чудеса и сказки.
Там Буратино, кот Базилио, Алиса
Легко меняются герои, маски.
Публикация «Сценарий тематической встречи „Спасибо, музыка тебе!“, посвящённая детскому музыкальному театру» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Волшебный мир игры и приключений,
Любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратится в Золушку иль в принца,
И всем свои таланты показать.
Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.
Пусть детство будет словно сказка,
Пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,
Добро над злом опять пусть победит!
Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня у нас необычная и очень интересная встреча. Я хочу пригласить Вас в удивительный, волшебный мир – мир театра. Поднимите ручки, кто из Вас хотя бы один раз побывал в детском театре? А что смотрели? (Ответы детей). А вот я хочу рассказать Вам о замечательном музыкальном Московском Детском Театре. Всё здесь призвано вводить ребёнка в мир музыки и дарить ему радость. Даже дверные ручки здесь в форме скрипичного ключа. Скульптуры легендарных музыкантов древности – Леля, играющего на дудочке, баяна перебирающего струны гуслей, Орфея, Баяна, красивый зал для бесед о музыке, расписанный мастерами палехской живописи, висячие мостики, с которых герои сказок приветствуют зрителей, клетка с птицами. Наталья Сац считала лучшей певицей синицу, и поэтому посчитала, что птицы в ее театре должны быть обязательно. С самых первых минут сама атмосфера театра призвана погружать детей в мир гармонии, настраивать их на восприятие музыкального спектакля.
Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н. И. Сац – один из лучших в Москве. Вот уже много лет он прививает детям любовь к искусству и с самых ранних лет знакомит их с миром классической музыки, оперы и балета. Сверху здание театра венчает огромное изображение Синей Птицы. Она видна издалека —
раскинувшая крылья на золотой арфе – символы счастья и музыки. Наталья Ильинична Сац, имя которой носит театр – дочь композитора Ильи Александровича Саца, автора музыки к балету «Синяя птица». Она сегодня прозвучала в самом начале нашего мероприятия, когда вы смотрели видеоролик с фрагментами из спектаклей этого театра.
Музыка и театр вошли в жизнь Натальи Сац с самого раннего детства, когда днём и ночью она слышала, как папа писал музыку. На протяжении всей жизни своей мечтала об одном – нести музыку детям, потому что твёрдл верила, что она поможет им вырасти людьми большой культуры. Девочка с ранних лет предпочитала воспринимать все через только музыку. Описывать с помощью музыки, постигать, понимать. Музыка была с нею всегда и всюду, она вошла в ее жизнь раньше, чем ребенок научился говорить. Со смехом вспоминала она историю, рассказанную ей матерью много лет спустя. Отец, дирижер оркестра Московского Художественного театра, много трудился над тем чтобы в середине музыки прозвучал детский плач, выражающий ужас перед смертью. Илья Александрович не мог добиться желаемого результата с помощью музыкальных инструментов и в отчаянии решился на крайний шаг: принес,в отсутствии жены, маленькую Наташу в театр, уложил ее осторожно на двух стульях в оркестровой яме, около дирижерского пульта: Музыкантам только пояснил, что девочку не с кем было оставить дома. Они покачали головами, но спорить не стали, увлеклись своей работой. Оглушенная раскатами музыки, девочка некоторое время лежала тихо в одеяле, сосала палец. Подошло время кормления. Отец осторожно сунул ей в рот бутылочку с молоком, но почти тотчас же резко выдернул. Обиженный ребенок зашелся в плаче, перекрывая все звуки оркестра! Это произошло как раз в нужный для музыки момент. Режиссёр был в восторге и назвал Илью Саца гениальным музыкантом. «Как Вам это удалось, потрясённо расспрашивал он». Дирижер не успел и рта раскрыть, на все эти похвалы, потому что вбежала в репетиционный зал рассерженная мама маленькой Наташи и, на глазах у всех, обругав дирижера, раскрыла режиссеру все тайны этой гениальности, гневно указав на одеяло, в котором мирно сосал бутылочку с молоком новоявленный "солист" оркестра!
От смеха режиссёр едва смог устоять на ногах! Наталия Сац называла этот эпизод раннего детства своей "первой гастролью".
В другой раз отец маленькой Наташи затеял концерт детских музыкальных игрушек при участии их мамы. Велел позвать срочно дворовых друзей дочери – семилетних близнецов Маню и Шурика, дочь дворника Марфушу и лихого Аркадия, которому было 8 лет. Всех их усаживают около пианино, каждому дают музыкальную игрушку –«свой инструмент» Илья Сац объясняет как кому играть Потом снова торжественно объявляет
- «Лесная полька»!.
Садится за пианино, кладёт на него справа дудочку из камыша, слева- балалайку. Начинает «Лесную польку» папина дудочка; она звучит таинственно, словно по секрету зовёт кого-то. Младшая сестрёнка Наташи Нина присоединяется к дудочке – «шелестит» своей погремушкой. Потом тихо и весело вступает пианино – сначала папа играет только одной рукой, потом двумя, делается всё веселее, звучнее. Наташа на счёт «три-четыре» выделывает трели своим соловьём. После неё Марфуша на глиняной игрушке свистит «ку-ку». Особенно красиво получается, когда мы, игрушки, вдруг замолкаем, а наша мама своим замечательным голосом поё т:
Ай-ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во сере-бряную…
А ей аккомпанирует только один Аркадий на колотушке: как будто рядом с этим вороном сидит дятел и ударяет носом по дереву. Потом мы опять играем на игрушках громко и весело, а когда папа покажет головой снова тишина, удивлённо играет только наша «балалайка наоборот», точно пришли в первый раз потанцевать в лесу его самые маленькие жители: всякие мошки, букашки, муравьишки… В разговоре со своим знакомым композитором он сказал: «Как было бы хорошо, если б музыкальные игрушки продавались небольшими оркестриками, чтобы уже дети пяти-шести лет устраивали как мы сегодня… Даже погремушка, музыкальная погремушка для младенческого возраста». Ложась в кровать маленькая Наташа мечтала, как в следующий раз соберёт ещё больше ребят, сама придумает музыку и будет дирижировать оркестром музыкальных игрушек. А потом вырастет, научится играть на рояле и как папа поддерживать детей, которые хотят понимать музыку, хотят ещё когда маленькие участвовать. Став уже режиссёром Детского музыкального Театра она скажет замечательную фразу: «Музыка объединяет множество маленьких сердец в одно большое сердце»
А сейчас посмотрим интересный видеоролик «Лесной оркестр» где на музыкальных инструментах играют животные.
(видеоролик «Лесной оркестр. Новый»)
Ну и чтобы Вы немножко размялись, выходите в серединку и будем делать танцевальные движения под замечательную детскую песенку «Мишка с куклой»
(обьявляется танцевальная разминка. Видеоролик «Мишка с куклой)»
- Мам, как называется спектакль, к которому папа сейчас пишет музыку, - спросила однажды маленькая Наташа.
- «Синяя птица»
- Синяя птица?
Они с сестрёнкой переглядываются и, не сговариваясь, скачут к маме в постель в длинных ночных рубашках.
_ Расскажи нам про синюю птицу!
Мама начинает рассказ:
- Представьте себе чистую комнату со стенами из струганных досок в избушке дровосека – мальчик Тильтиль и девочка Митиль – уже легли в свои кроватки. Их мама тушит лампу и уходит. Дети остаются одни, но спать не могут. Завтра Новый год, но ё лки у них не будет: у папы нет денег, чтобы купить её. Вдруг…лампа зажигается сама собой. Тильтиль говорит: «Давай откроем ставни и посмотрим в окно на ёлку в доме богатых детей. Они живут рядом, там звучит такая весёлая музыка!». Дети влезли на стол, открыли ставни, затеяли весёлый танец под музыку, что так радостно звучит на ёлке у богатых детей, но раздаётся стук в дверь, дети опрометью бросаются к своим кроваткам, натягивают на себя одеяла, притворяются спящими: родители не позволяют им по ночам разговаривать. Но кто и как появился в комнате? Дверь по прежнему закрыта, а по комнате словно прыгает, с любопытством оглядывая её, хромая одноглазая старушка. Она горбатая, но удивительно подвижная, взмахивает своим костылём, как волшебной палочкой, и в звучании музыки, отблесках огня, ещё не погасшего в печке, возникает ожидание волшебства. Странная старушка подходит к детским кроваткам и каким-то удивительным голосом спрашивает: «Не у Вас и трава, что поёт, и синяя-синяя птица?» «У нас есть трава, но она не поёт», - удивлённо отвечает Тильтиль. Митиль добавляет: «А у Тильтиля есть птица в клетке что над окном». Старушка так ловко вскакивает на стол, чтобы хорошенько рассмотреть птицу в клетке, что когда она объявляет «Я – фея Бирилюна», дети уже не удивляются. Фея снова оказывается около кроватки детей. «Ваша птица недостаточно синяя. Придётся Вам отправится искать настоящую синюю птицу – птицу счастья». Давайте посмотрим с Вами фрагменты этого спектакля в постановке театра Натальи Сац.
(видеоролик фрагментов из балета «Синяя птица»)
В поисках Синей птицы Тильтиль и Митиль попадут и в страшное Царство ночи, и в Страну Воспоминаний к своим дедушке и бабушке, и в лес, и в Лазоревое царство. Работа над музыкой к этому спектаклю у Ильи Саца было очень долгой, он писал её ночами, она засела у него в голове и в сердце. В его музыке ожили и Сахар и Молоко, и Хлеб, и огонь, и вода. У каждого из низх был свой характер, своя музыка. А вот как сама Наталья Сац, будучи уже взрослой играет польку из синей птицы на фортепиано
(видеоролик «Наталья Сац играет польку из «Синей птицы»)
Затем отец Наташи репетировал вместе с семью маленькую детскую оперу «Золотое яичко» по сказке «Курочка Ряба». Раздал всем роли. Наташа была курочкой Рябой, её младшая сестра Ниночка – мышкой, сам Илья Сац – дед, а их мама – бабка. Немного позже мать привела первый раз маленькую Наташу и её сестрёнку в Московский Художественный Театр на репетицию оперы «Синяя птица» где дирижировал её отец. Именно тогда Наташа спустилась в оркестровую яму где её познакомили с духовыми и струнными инструментами. Кроме того ей понравилось слияние воедино света, музыки, танцев, костюмов и декораций. Открытие Детского Музыкального Театра «Синяя Птица» состоялось в Международный год ребёнка 1976.
Театру детскому построила дворец,
в котором поселила птицу счастья -
приют для самых маленьких сердец
Вот какую интересную историю вспоминает дочь Натальи Ильиничны, которая работает в этом же театре : Помню, на спектакле «Волк и семеро козлят» присутствовал автор, Мариан Коваль. Сначала было всё как всегда: «Ребята, сегодня вы услышите оперу». «У-у-у». «Вы, что, не любите оперу?» «Не-е-е-ет»… И я предложила: «Ну, хорошо, давайте договоримся. Если вы не любите оперу и никогда её не полюбите, в конце спектакля, пожалуйста, встаньте и поднимите кулаки. Здесь, в зале, находится композитор. Он написал эту оперу, хотел написать ещё, но раз так, он больше никогда не будет этого делать». Успех был большой. После спектакля в фойе подходит мальчуган лет пяти, толкает меня в бок. Я: «Что?» Он отвечает: «Я написал». «Что, кому ты написал?» «Композитору». И показывает листок с крупными печатными буквами: «Пиши. Получается».Режиссёром спектакля была Наталья Сац. Сюжет оперы необычен так как там присутствуют Баба ЯГА, Леший. Сейчас прозвучит хор козлят из этой оперы. Я попрошу выйти ко мне шесть мальчиков и одну девочку. Мой ассистент прикрепит Вам таблички с именами действующих лиц и вы будете маршировать под этот хор.
(дети маршируют под хор козлят. Затем ведущий даёт задание изобразить характер его персонажа. Можно дать задание на листке нарисовать афишу спектакля и декорации). Маленькие зрители очень полюбили Наталью Ильиничну. И когда она выходила на сцену говорили : «Здравствуйте, тётя Наташа!» Писали ей много писем в театр, которые она всегда бережно хранила. «Здравствуйте, страус! Скажите, вы настоящий страус или сделаны из человека?» «Что такое князь? Это фамилия?» «Скажите, как вы сделали, что, когда Бабариху укусил шмель, у нее тут же на сцене выросла шишка? Мне очень хочется сделать себе такую», «Здравствуйте, золотая рыбка! Нам очень понравилась ваша опера, когда вы выходили из моря, красиво пели и был у вас красивый костюм. Ваша опера заставит нас еще лучше изучать стихи и сказки Пушкина». «Передайте которой играла Таню Русанову, что я осуждаю ее поступки. Пионерки не должны задаваться, что они красивые, а быть с мальчишками товарищами». «Я раньше думал только, что задано сегодня на завтра, а после спектакля «Электричество» стал мечтать про свое будущее и очень мне захотелось стать инженером-изобретателем». «У нас в школе был мальчик, похожий на Вадима. Он скрывал большое горе, а мы его прорабатывали — зачем отрывается от школы. Посмотрел вчера «Крекинг» и понял очень важное». А один мальчик Тимофей очень полюбил не только сам театр, но и спектакль «Дюймовочка», и арию крота, которую мы сейчас и послушаем в его исполнении.
(видеоролик «Ария крота» из оперы «Дюймовочка»)
Все спектакли театра Натальи Сац сопровождаются музыкой. Здесь ставят и сказку «Морозко», «Маугли», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Волшебник изумрудного города», «Синяя птица», «Дюймовочка», «Айболит», «Щелкунчик», «Теремок», «Кошкин дом», «Приключения Незнайки», «Три толстяка», и это далеко не весь список известных сказок. Наталья Сац очень верила и надеялась, что там будут идти оперы, балеты, концерты, и тысячи ребят, выходящие из этого здания будут петь «Спасибо, музыка, тебе!»
Оркестр играет, музыка звучит,
И всё вокруг и радостней и краше.
Нас никогда никто не разлучит
С давно любимой музыкою нашей.
Музыка, музыка, музыка, музыка,
Спасибо, музыка, тебе, спасибо, музыка, тебе!
На занавесе театра гусляр Садко своим искусством зачаровывает морского царя. Расшитый сине-серебряными нитками занавес волшебно-прекрасен и напоминает море. О море напоминают и ряды кресел, крутой волной взбегающих вверх, — от сине-зеленых, через голубой и синий, к почти фиолетовому.
Море — это всегда мечта, всегда — романтика, и когда я прохожу мимо удивительного, напоминающего корабль здания на проспекте Вернадского, мне кажется, что и в замысле архитекторов сквозили морские, корабельные мотивы.
И плывет в будущее этот светлый корабль с Синей птицей, музыкальной эмблемой счастья, на своей главной мачте, а на палубе его
счастливые пассажиры, артисты и юные зрители, влюбленные в музыку, в театр.
«Доброй дороги всем, кто ищет. Кто верит. Кто мечтает.» — это заключительные слова из «Сестер», обращенные в зал.
«Доброй охоты.» — это обращение Маугли к друзьям.
Доброй дороги.
Доброй охоты.
Доброго пути и тебе, Театр!
(Видеоролик «Синяя птица 2» и финальная реплика всех присутствующих детей «Спасибо, музыка, тебе»)