Вячеслав Кузнецов
Сценарий тематического праздника «Славное море — священный Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжить знакомство детей с Байкалом, его обитателями, рассказать об истории Байкала; расширять словарный запас; побуждать детей беречь природу родного края.
Задачи:
-образовательные: закрепить знания о сибирской достопримечательности; продолжить знакомство с природным разнообразием Иркутской области; закреплять представление у детей о человеке как части природного мира, как того, кто должен его беречь и защищать; знакомство с произведением «Славное море – священный Байкал»;
Публикация «Сценарий тематического праздника „Славное море — священный Байкал“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Море, морские обитатели. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
-развивающие: формировать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; вызывать интерес к познанию флоры и фауны Иркутской области; развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение работать в коллективе, навыки взаимопомощи при изготовление коллажа; развивать логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа.
-воспитательные: Воспитывать любовь к своей Родине, к своему сибирскому краю; формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину; воспитывать умение работать в группе.
Материал: Изображения по тематике Байкала (растительный и животный мир, видео о Байкале, фонограмма песни «Славное море-Священный Байкал», ватман, клей, вырезанные рисунки, салфетки, кисточки, кувшин с байкальской водой.
Предварительная работа: Просмотр презентации «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр,
Действующие лица: Ведущий, Байкал, Ангара, дети.
1 слайд
Ход развлечения: (когда педагог читает легенду, на экране демонстрируются слайды Ангара, Байкала, Енисея, Шаман-камня)
Звучит песня «Славное море - священный Байкал»
2 слайд
Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое. В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым.
3 слайд
Воспитатель: Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?». Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца.
4 слайд
Воспитатель: Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
5 слайд
Воспитатель: Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды.
Байкал гневно крикнул : - Я могу дать только свои слёзы.
6 слайд
Воспитатель: Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным.
7 слайд
Воспитатель: Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю». Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся.
8 слайд
Воспитатель: Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!
Слайд 9
Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.
Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я - красавица сибирского края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.
Слайд 10
Звучит тревожная музыка, входит Байкал.
Байкал : Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?
Дети: С добром! С добром!
Воспитатель: А сейчас дорогой Батюшка Байкал послушай стихи, которые приготовили для тебя дети.
(Дети читают стихи)
Ребенок 1. Озер так много есть на свете,
Байкал же краше всех из них!
Вода чиста, и свеж твой ветер.
Там шепот сосен вековых…
Ребенок 2. Что за красоты Сибирь утаила?
Озеро пресное нам подарила!
Славный Байкал — он огромный, как море,
Сколько таится в огромном просторе!
Байкал : О вас я тоже много знаю,
Сегодня с дочкой Ангарой
Вас в гости приглашаем.
Ангара: У нас для вас есть множество интересных и непростых заданий. Выполнить их могут только настоящие сибиряки. Вы готовы, ребята? (Ответы детей). Сначала немного разогреемся и потанцуем.
Слайд 11
Исполняется массовый танец «Опаньки»
Слайд 12
Байкал : Ну, что, в путь!
1-е задание.
Воспитатель: Ребята, на экране изображены 4 разных озера, одно из них Байкал, давайте же найдем его.
Проводится конкурс «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру»
Воспитатель: Молодцы, ребятки, справились с задачей!
Слайд 13
Задание 2 Ребята! Нам Байкал подарил свой камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Назови слово о Байкале» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово по тематике Байкала
Воспитатель: Молодцы, здорово поиграли. А давайте мы сейчас с вами немножко отдохнем.
Слайд 14
Проводится физминутка.
Слайд 15
Задание 3.
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, хорошо ли вы знаете свой край? Дедушка Байкал вопросы для вас приготовил, и мы сейчас поиграем в мини-викторину.
1. Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
2. Какие съедобные ягоды растут на Байкале (Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.)
3. Какие ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.)
4. Сколько лет Байкалу? (35 млн)
5. Что означает слово «Байкал (Богатое озеро)
6. Назовите основное полезное ископаемое озера (вода)
7. Какие крупные млекопитающие водится в Байкале? (Нерпа)
8. На каких глубинах в Байкале есть жизнь (везде)
Слайд 16
Воспитатель: Дедушка Байкал, про тебя ребята частушки знают, хочешь их послушать?
Байкал : Конечно, с удовольствием послушаю со своей дочерью Ангарой.
Частушки
1. На Ольхоне мы живём
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём.
2. На Байкале мы живём
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Звали в гости за Байкал,
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная.
4. Мы купаемся в Байкале.
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.
Слайд 17 – Растения Байкала
Задание 4
Воспитатель: Молодцы, ребята. Очень богат природный мир озера Байкал : очень много птиц и зверей, растений и цветов, которые есть только здесь и нигде больше на свете их нет. Сейчас на экране будут появляться картинки растений и животных а ваша задача их узнать и назвать. (Презентация на экране растений птиц и животных Байкала (фоновая музыка)
Слайд 18 – Птицы Байкала
Слайд 19 – Животные Байкала
Воспитатель: Молодцы, ребятки, вы очень хорошо знаете растительный и животный мир Байкала.
Слайд 20
Проводится подвижная игра, связанная с животными или растениями
Слайд 21
Задание 5
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас прочту стихотворение, а вы его внимательно послушайте и потом ответите мне на несколько вопросов.
Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.
Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких.
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природу наша русская
Век будет процветать.
Воспитатель: Ребята вам понравилось стихотворение (ответы детей) О чем в нем говорится (ответы детей)
А сейчас мы с вами вспомним правила поведения на природе. Давайте с вами поиграем в игру игра называется «да-нет» Я вам читаю вопросы, если вы согласны со мной, то хлопаете в ладоши, если нет, топаете ногами.
Слайд 22
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, природу беречь надо? А почему? Кому нужна природа (ответы детей).
Давайте подарим дедушке Байкалу и красавице Ангаре замечательную песню.
Исполняется песня «Разноцветная планета»
Воспитатель: Ну вот теперь вы точно доказали, что вы настоящие сибиряки.
(выходят дети, рассказывают стихи)
1 ребё нок: А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребё нок: А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребё нок: А что это такое, все время не в покое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал (все вместе)
Байкал : Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.
Слайд 23
Воспитатель: Да, наши ребята очень любят и уважают природу нашей области, дружат с животными, птицами и насекомыми.
Исполняется танец «Дружба»
Слайд 24
Задание 6
Воспитатель: А мы, Байкал, тебя просто так с пустыми руками не отпустим, мы приготовим для тебя подарок. Ребята, давайте сделаем для Байкала коллаж. У меня есть лист, на нем изображено озеро Байкал, лес, но здесь чего - то не хватает. Как вы думаете, чего (ответы детей)
Ребятам предлагается сделать коллаж
Слайд 25
Воспитатель: Байкал, посмотри, какой мы сделали для тебя подарок.
Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал : Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.
Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.
Байкал : А теперь пора прощаться.
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!
Звучит песня «Славное море-Священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят.