Елена Зубова
Сценарий тематического дня «Как мы следы осени искали»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий тематического дня в
детском саду
"Как мы следы осени искали"
Разработал :Зубова Е. Ю. МДОУ "Детский сад №48 Г. Копейск
Содержание
Пояснительная записка 3
План тематического дня 4
Приложение 10
Пояснительная записка
Публикация «Сценарий тематического дня „Как мы следы осени искали“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Представления о сезонных изменения являются обязательным компонентом знаний детей дошкольного возраста о природе и окружающем мире. Однако, следует отметить, что во многих случаях дети хорошо запоминают наиболее яркие признаки времени года, а более глубокое представление о них формируется довольно тяжело. В этом плане тематический день является достаточно эффективным средством активизации уже имеющихся и формирования новых знаний, так как каждый момент жизнедеятельности ребенка соотносится с получение и закреплением знаний и представлений об осени.
Цель: закрепить и расширить знания детей о признаках осени.
Задачи: 1) Формировать умение находить признаки осени в природе, на картинах и описывать их;
2) Формировать связную речь детей, расширять словарь;
3) Развивать интерес к природе, познавательной деятельности;
4) Формировать художественно-эстетические навыки детей, умение передавать свои впечатления в художественных образах, использовать разнообразные художественные средства;
5) Создавать положительный эмоциональный климат в группе.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательной развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Планируемые результаты: имеет представление о сезонных изменениях в природе осенью, участвует в беседе, способен связно и аргументированно высказаться, охотно принимает участие в различных видах деятельности.
План тематического дня
№ п/п Режимный момент Время Содержание деятельности педагога и детей Цель реализуемых мероприятий
1. Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность 7.00 – 8. 20 Педагог заранее подготавливает среду: стены группы украшены осенними листьями, изображениями грибов и др.
В игровых центрах размещаются шнуровки в форме листьев, разрезные картинки схемы для мозаики и т. д., детские книги со стихотворениями и рассказами об осени, репродукции картин об осени, картинки, иллюстрации и альбомы для рассматривания, соответствующие трафареты и раскраски в центре художественной деятельности.
Дети по мере прихода самостоятельно рассматривают украшения группы, действуют с предложенными материалами в центрах группы.
У педагога пустая корзинка с «письмом» внутри. Он привлекает внимание детей вопросом: «Ребята, а чья это корзинка? Это вы принесли?».
Дети рассматривают, делают предположения.
Воспитатель обнаруживает внутри корзинки записку: «Может это письмо поможет нам узнать, кто хозяин этой корзинки?».
В записке загадки об осени и обращение к детям : -Ребята, Осень украсила вашу группу. А еще она оставила для вас множество следов, которые могут заметить только самые внимательные дети. Если вы найдете и соберете следы Осени в корзинку, то вас ждет осенний сюрприз».
В это время младший воспитатель (помощник воспитателя) раскладывает осенние листья по дороге в спортивный зал.
Создание у детей игровой мотивации, стимуляции познавательного интереса и активности в отношении предложенной темы, введение в тему предстоящего дня.
2. Утренняя гимнастика В соответствии с установленным режимом дня группы Воспитатель обращает внимание детей на листья на пороге группы: «Мне кажется, Осень побывала не только в нашей группе. Давайте посмотрим, куда приведут нас осенние следы». Дети идут по листьям и приходят в спортивный зал.
-Осенью часто портится погода и дети начинают болеть, а чтобы оставаться здоровыми, нужно регулярно делать зарядку. Сегодня мы с вами сделаем осеннюю зарядку с листьями». ( Приложение 1: комплекс гимнастики с листьями (флажками).
-Молодцы, очень хорошо выполняли все упражнения. А листья мы заберем в группу и положим в корзинку к осенним предметам. Развивать двигательные навыки детей, формировать основные движения (ходьба, бег, формировать умение соблюдать правила игры, обеспечить положительный эмоциональный фон в группе.
3. Подготовка к завтраку, завтрак 8.20 – 8.555 Воспитатель приглашает детей за столы, украшенные осенними букетами (листья, осенние цветы в вазе и т. д.) Поддержание общей атмосферы тематического дня
4. Игры, подготовка к занятиям, занятия 8.55 – 10. 15 Проведение НОД на соответствующую тему: развитие речи «Золотая осень» (приложение 2, занятия специалистов (музыкальное или физкультурное).
По завершении каждого занятия дети кладут что-то в корзинку, например, изображения животных и птиц, готовящихся к осени, природных явлений (солнышко, дождик, тучка и т. д.). Расширить и углубить представления детей об осени и ее основных признаках, развивать связную речь детей, умение активно участвовать в беседе, желание принимать участие в физминутках, умение соотносить движения со стихотворением.
5. Подготовка к прогулке, прогулка 10.15 – 12. 25 Целевая экскурсия: «Осенние следы». Педагог предлагает детям прогуляться вокруг сада и отметить признаки осени : листопад, цветные листья, осенние цветы на клумбе, лужи, осенняя одежда на детях и прохожих.
Д/и «С какого дерева листок?».
Индивидуальная работа; игра ТРИЗ «Какой (подбор прилагательных) : осенний день : холодный- теплый, дождливый-солнечный, короткий, веселый, разноцветный и др.».
Подвижная игра «Перелет птиц».
Цель:развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.
Описание игры:дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут.
С прогулки дети приносят осенние цветы, листья. Развивать наблюдательность детей, закреплть и расширять представления о признаках осени в природе, умение отмечать и описывать эти признаки. Расширять словарный запас детей, формировать умение подбирать прилагательные, развивать двигательные навыки, умение выполнять правила игры, внимательность, быстроту реакции. Формировать интерес к сезонным изменениям в природе.
6. Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 12.25 – 12.45 Самостоятельные игры детей с предложенным тематическим материалом, играми в центрах группы. Развивать самостоятельность детей, культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, умение самостоятельно организовывать свою деятельность, интерес к предлагаемой теме.
7. Подготовка к обеду, обед 12.40 – 13.10 Воспитатель предлагает подкрепиться и отдохнуть перед тем, как продолжать поиски следов осени.
Перед обедом предлагает вспомнить, что такое осенний урожай и рассмотреть, из чего приготовлен обед: на подносе картошка, морковь, лук, свекла, капуста, яблоки и т. д.
Овощи также кладутся в корзинку после обеда. Закрепить название овощей, фруктов, обобщающие понятия «овощи», «фрукты».
Снятие утомления, восполнение сил.
8. Подготовка ко сну, дневной сон 13.10 – 15.00
9. Постепенный подъем, самостоятельная деятельность. 15.00 – 15.25 Из спальни в группу выходят по осенней дорожке : разноцветные коврики, украшенные листьями. Дети самостоятельно играют в центрах группы, уголке детской литературы. Активизация интереса к предлагаемой теме.
10. Полдник 15.25 – 15.40 ___ ___
11. Совместная деятельность в центре художественно-эстетического развития.
Самостоятельная деятельность детей. 15.40 – 16.40 Воспитатель предлагает детям послушать песню «Осень-осень, раз, два, три…».
-Почему Осени предлагают краски подарить? (потому что осень-художница, раскрасила все листья в разные цвета).
-Ребята, посмотрите осень и нам подарила разные краски, а еще шишки, желуди, каштаны. Мы можем нарисовать осенние картины или сделать осенние поделки.
Педагог предлагает детям рассмотреть заготовленные образцы картин и поделок. Затем дети по желанию рисую и изготавливают поделки из предложенных материалов под классическую музыку.
Дети, которые не хотят участвовать в совместно деятельности, занимаются самостоятельными играми.
Дети кладут в корзинку поделки и рисунки, краски. Развивать умение эстетически воспринимать красоту природы, создавать собственные работы по осенним мотивам, умение использовать разнообразные приемы изобразительной деятельности для передачи творческого замысла.
12. Подготовка к прогулке, прогулка 16.40 – 18.00 Наблюдение за поведением птиц осенью : какие птицы прилетают на участок, как себя ведут.
Самостоятельные игры с выносным инвентарем. Закрепить знания детей о жизни птиц осенью, формировать самостоятельность в организации игры, выборе сюжета, распределении ролей.
13. Возвращение с прогулки самостоятельная деятельность, уход домой 18.00 – 19.00 Педагог и дети рассматривают содержимое корзинки, собранное за день, еще раз проговаривают признаки осени.
Педагог предлагает сложить собранные предметы в корзинку и оставить на ночь, чтобы осень передала осенний сюрприз.
Утром следующего дня корзинка наполняется яблоками (грушами). Закрепить полученные знания об осени, сформировать у детей положительное впечатление о прошедшем дне, умение связно описывать полученные знания и впечатления.
Приложение
Приложение 1
Комплекс утренней гимнастики с флажками (осенними листьями)
1 часть. Ходьба в колонне по одному на носках, руки на поясе, затем на пятках, руки за голову; бег в среднем темпе за воспитателем (до 2 мин); ходьба.
Общеразвивающие упражнения с флажками.
1. И. п. : основная стойка, флажки внизу. 1 — правую руку вверх, левую в сторону; 2 — вернуться в исходное положение.
То же другой рукой (5—6 раз).
2. И. п. : основная стойка, флажки внизу. 1 — флажки в стороны шаг правой ногой вперед; 2 — вернуться в исходное положение. То же левой ногой (5-—б раз).
3. И. п. : ноги на ширине ступни, флажки у плеч. 1—2 — присесть флажки вынести вперед; 3—4 — вернуться в исходное положени (6 раз).
4. И. п. : стоя на коленях, флажки у плеч. 1 — поворот вправо рука прямая с флажком вправо; 2— вернуться в исходное положение. То же влево (6 раз).
5. И. п. : сидя ноги врозь, флажки у плеч. 1 — наклониться, коснуться палочками носков ног; 2 — вернуться в исходное положении (5—6 раз).
б. И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — поднять правую (левую) прямую ногу, флажки назад, руки прямые; 2 — вернуться в исходное положение (6—7 раз).
7. И. п. : основная стойка, флажки внизу — прыжком ноги врозь, флажки в стороны; 2 — прыжком вернуться в исходное положение (8 прыжков, повторить 2—3 раза. Выполняется под счет воспитателя в среднем темпе.
Подвижная игра «Быстро возьми». дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки и т. д., которых должно быть на один или два меньше. На следующий сигнал : «Быстро возьми!» — каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2—З раза.
3 часть. Ходьба в колонне по одному между предметами (6—8 шт., положенными в одну линию.
Приложение 2
Развитие речи: Осень золотая.
Программные задачи: создать условия для обобщения представлений детей об осени как времени года, ее признаках (уменьшение продолжительности дня, понижение температуры воздуха, типичные осадки и др.); обобщения представлений о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы (внешний вид, поведение, отдых, способы удовлетворения потребностей, развития умений по символам, значкам календаря природы; воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы, развивать умение выделять объекты из фона, умение опираться на зрительный план при составлении рассказа.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Планируемые результаты: знает и называет признаки осени, устанавливает простые причинно-следственные связи между сезонными изменениями и изменениями в жизни животных и птиц, рассказывает об осени, опираясь на план, с помощью зрительного анализатора выделяет объекты из фона.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.
– Работа в дневниках наблюдений и фенологическом календаре.
– Заучивание стихов об осени.
– Рассматривание пейзажных картин художников.
– Составление гербария из осенних листьев и др.
НОД:
1. Ч т е н и е стихотворения «Приметы осени» :
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень.
Станет пасмурной река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом, уж жди, не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь –
Значит, наступила ОСЕНЬ.
2. Б е с е д а по стихотворению.
– Какие приметы осени перечислены в стихотворении?
– Что вам больше всего понравилось в стихотворении?
-Какие еще приметы осени вы знаете?
– А какой сегодня день (Ясный, солнечный, ветреный)
– Как вы догадались, что сегодня такая (ясная) погода?
3. Э м о ц и о н а л ь н ы й э т ю д.
Закройте глаза и п р е д с т а в ь т е свои ощущения в разную погоду (солнечная, ветреная).
4. Беседа о животных и птицах: -Что делают животные осенью? (готовятся к зиме). Как они готовятся к зиме? (ответы детей)
Д/и «Найди, кто спрятался в лесу»
-Как птицы живут осенью, как они готовятся к зиме?
5. Динамическая пауза:Дети читают стихотворение, выполняют движения в соответствии с текстом:
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Ахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
6. С о с т а в л е н и е рассказа об осени с опорой на план :
7. З а г а д к и.
Летел пан, на воду пал.
Сам не тонет и воды не мутит. (Лист.)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь.)
8. Рефлексия: ТРИЗ игра «На что похожа осень?» : -Ребята, мы с вами много разговаривали об осени. А с чем или с кем вы бы ее сравнили? Почему?