наталия тимирбаева
Сценарий театрализованного представления по мотивам башкирской народной сказки «Клубок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщать детей к культуре башкирского народа.
Задачи:
-развитие желания у детей принимать участие в театрализованных представлениях;
-организация всех видов детской деятельности (игровой,коммуникативной,музыкально-
художественной, выразительного чтения) вокруг семьи, любви к маме, к бабушке;
-формирование у детей желания участвовать в спектакле - сказке "Клубок";
-совершенствование танцевальных движений у детей.
Действующие лица:
Публикация «Сценарий театрализованного представления по мотивам башкирской народной сказки „Клубок“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Клубок, клубочки для котят. Конспекты
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
педагоги-рассказчицы; актеры- дети:падчерица, родная дочь, мачеха, девушка-пастух гусей, гуси, пастухи-3, кони, старуха, подруги падчерицы, щенок.
Атрибуты: фартучки, косыночки, сундучки, украшения ; клубочки, корзинки, столики, скатерть;
домик-"юрта", маски; для танца- яркие платки.
Оформление стены (Юрта, декорации с картинами природы. Использование мультимедийных заставок).
Рассказчица :
Здравствуйте,дорогие друзья. Сегодня у нас встреча с замечательной башкирской
народной сказкой "Клубок".
Звучит мелодия курая.
Сказка начинается. В давние давние времена жила, говорят, одна девочка-сирота.
Звали её красивым именем "Айгуль". Жила она со злой мачехой. У мачехи была и родная дочь-"Гульсум". Много было работы по дому для девочек. Но только родная дочь ленивая была, делала всё спустя рукава, вся работа падчерице Айгуль доставалась. И хоть сирота хорошо справлялась, мачеха всегда её ругала, а родную дочь Гульсум хвалила.
(В юрте сидят девочки с прялками).
Рассказчица :
Велела однажды мачеха девочкам прясть шерсть. Сели те за работу- падчерица Айгуль ровную нить прядёт, мягкую; много пряжи получилось. А у дочери мачехи Гульсум пряжа плохая выходит, неровная. Разозлилась мачеха, выхватила клубок у падчерицы и кинула за окно. Катится клубок, а Айгуль бежит вдогонку. Бежит она и бежит. Встретилась ей девушка- гусей пасёт.
Айгуль:
-Здравствуй, красавица, клубочка моего не видела?
Девушка:
-Помоги гусей вместе собрать, тогда скажу. Сидят они в воде,всё плавают, домой идти не хотят.
Айгуль:
-Теги-теги, теги.
(зовёт гусей, рассыпает зёрнышки по кругу. Гуси выходят, садятся по кругу).
Танец гусей.
В конце танца собираются вокруг девушки -пастуха.
Девушка:
-Спасибо, милая девочка. Зато что помогла, бери себе одного гуся. А клубочек твой покатился вон туда. (показывает рукой)
Айгуль:
-Спасибо, красавица, на обратном пути заберу. Мне клубочек свой найти надо.
Рассказчица :
-И побежала Айгуль дальше, встретила бабушку, что коз пасла, спрашивает:
Айгуль:
-Здравствуй, бабушка, не видала ли ты клубочка моего?
Бабушка-пастух:
-Помоги коз вместе собрать, тогда скажу.
Башкирская народная игра " Бабушка Наза", музыка и слова Ф. Гершовой.
Рассказчица :
-Быстро справилась Айгуль с козами. Бабушка-пастух и говорит:
Пастух: Бери себе одну козу: тебе вон сколько побегать пришлось.
Айгуль:
-Нет, мне клубочек найти надо. На обратном пути заберу.
Рассказчица :
-И дальше побежала, встретила пастуха, что коров спас.
Айгуль: здравствуй, добрый человек, не видал ли ты клубочка моего?
Пастух:
-Помоги мне коров собрать, тогда скажу.
--Айгуль: Хорошо,помогу.
Подвижная игра" Будь ловким".
Рассказчица :
-Справилась с коровами, а пастух и говорит:
Пастух:
-Хорошо поработала, бери себе одну корову.
Айгуль:
-Нет, мне клубочек найти надо. На обратном пути заберу.
Рассказчица :
-Побежала дальше, встречает пастуха, что коней пас.
Звучит курай.
Айгуль:
-Здравствуй, джигит! Не видал ли ты клубочка моего?
Пастух :
-Помоги коней собрать, тогда скажу.
"Танец джигитов",музыка А. М. Кубагишева.
Рассказчица :
-Из сил выбилась, а дело до конца довела.
Пастух:
- Раз ты такая послушная и тяжелой работы не боишься, скажу: клубочек твой вон туда укатился, а за помощь бери себе коня.
Айгуль:
-Спасибо, на обратном пути заберу.
Рассказчица :
-Побежала Айгуль дальше, куда пастух показал. Бежала, бежала, видит дом стоит. Зашла, а там старуха сидит и что-то жуёт.
Айгуль:
-Здравствуй, бабушка, ты не видела моего клубочка?
Старуха:
-А ты садись со мной, поешь моей еды. Потом,может и скажу.
Рассказчица :
-Села девочка рядом. Сделала вид, что ест, а есть не стала. Старушка спрашивает.
Старуха:
- Ну что, ваша пища вкуснее или моя?
Рассказчица :
- Айгуль знает, что дома пища вкуснее, но похвалила старухину.
Айгуль: Твоя еда вкуснее, бабушка.
Старуха:
- То-то. А подмети-ка, внученька мой дом.
(Айгуль подметает).
Старуха:
- А чей дом краше, мой или ваш?
Рассказчица :
-Дом мачехи лучше конечно, но Айгуль этот хвалит.
Айгуль:
-Твой, бабушка, твой.
Рассказчица :
-Тогда старушка баню растопить просит.
Старуха: Затопи-ка, внученька, мне баню.
(Айгуль уходит затопить баню и возвращается).
Айгуль:
-Баня готова, бабушка, пойдём мыться.
Старуха: Ты меня пинками подгоняй, я буду идти и падать, идти и падать, а ты меня пинками, пинками.
Рассказчица : Но девочка не стала так делать. Взяла осторожно бабушку под руки и в баню повела.
Айгуль:
- Как тебя, бабушка, веником попарить?
Старуха:
-А ты веник за листья бери и черенком меня, черенком колоти.
Рассказчица :
-Но не стала Айгуль так делать, а как следует попарила старушку. Теперь ополоснуться надо бы.
Айгуль:
- Какой водой ополоснуть тебя, бабушка?
Старуха:
-Набери кипятку и лей на меня.
Рассказчица : Девочка набрала теплой водицы, как следует ополоснула старушку, потом одела, в дом завела. Сели чай пить. К чаю у старухи чак-чак, мёд. Девочка старушке чай наливает, ухаживает за ней. Разморило старую, спать захотелось. Девочка укрыла старуху пледом. Выспалась хозяйка и говорит:
Старуха: Что-то грустно мне стало. Попляши-ка,внученька, развей тоску.
Айгуль:
-Бабушка, а можно мне пригласить подружек на танец?
Старуха: Хорошо, внученька, приглашай.
(Айгуль хлопает 3 раза в ладошки- появляются подружки).
Башкирский танец "Бишбармак".
Старуха:
- Долго ты у меня гостишь. Пора отдать твой клубочек. А сначала ты на чердак сходи, там сундуки стоят. Выбери себе любой.
Рассказчица : Полезла Айгуль на чердак. Там желтые да зелёные сундуки стоят. Все новенькие. А среди них старенький сундучишко валяется. Выбрала его Айгуль и вниз спустилась. Ласково поглядела на неё хозяйка и обняла.
Старуха:
-Ступай, красавица,домой.
Рассказчица :
-Попрощались они. Девочка отправилась в обратный путь. И вот она доходит до той полянки, где паслись кони.
Пастух: Эй, девочка, возьми своего коня!
Айгуль:
-А которого взять можно?
Пастух:
-Выбирай любого!
Рассказчица :
- Выбрала Айгуль маленькую лошадку. Та заржала и сразу стала большой красивой лошадкой. Погрузила девочка сундучок на лошадку и поехала домой. А по дороге она забрала корову, козу и гуся. Вскоре и аул показался. Люди из своих дворов вышли, глядят, удивляются, гадают как мачеха падчерицу встретит. А у той щенок вертится и лает:
Щенок:
- Послали девочку пропасть,
Она домой с богатством едет!
Мачеха злится:
- Чтоб тебе провалиться!
Рассказчица :
-Въехала Айгуль во двор, достала из сундука золотые украшения и стала раздавать всем. Достала скатерть-самобранку из сундука, расстелила и на той скатерти угощение появилось. Чего только там не было! Стала Айгуль людей угощать.
Рассказчица :
-А мачеха тем временем взяла клубок, что напряла родная дочь и в окно швырнула. Дочь Гульсум следом за клубком отправила. Гульсум встретились те же люди, что и Айгуль. Только никому не помогла эта девочка. У старухи она гостила и взяла самый большой сундук и домой отправилась. Стала к аулу подходить, щенок залаял:
Щенок:
-За богатством пошла,
Ничего не нашла!
Мачеха на него злится:
- Чтоб тебе провалиться!
Родная дочь : Ох и тяжел сундук, еле дотащила. Что в нём за богатство такое?
Рассказчица :
-Раскрыла сундук, а там камни. Заплакала Гульсум. А Айгуль - добрая душа успокаивает сестрицу.
Айгуль: Не плачь, сестрица. Главное богатство -это мир в семье.
Рассказчица : Права Айгуль. Главное богатство- мир и счастье в семье, когда все друг друга любят и помогают во всех делах. Мы желаем вам мира в вашем доме, счастья, любви и взаимопонимания.
Дети исполняют общий башкирский танец с платками.
Учитель-дефектолог: Тимирбаева Наталия Ивановна.
Музыкальный руководитель: Дорофеева Ирина Аркадьевна.