Елена Спатарь
Сценарий шахматного развлечения для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий выступления детей группы «Цветочный город» на городском семинаре по шахматам «Бал в шахматном королевстве».
(Подготовила воспитатель ДО «Ертостик» Спатарь Е. В. Май 2013
Публикация «Сценарий шахматного развлечения для детей подготовительной группы» размещена в разделах
г.)
Звучит весёлая музыка. Танцующая девочка входит в зал. Она напевает песню о дне рождение, выполняет пару движений (в руках у неё шахматы).
Девочка: - Какой замечательный праздник получился сегодня! Мой день рождения! И мне исполнилось шесть лет. Папа с мамой подарили мне шахматы. Я так давно хотела научиться играть в эту удивительную игру! Вот сейчас сяду за стол, открою шахматы и …
Девочка кладёт голову на руку и засыпает. Звучит таинственная или сказочная музыка. В зал вносят шахматную доску.
Ведущая: показывает на шахматную доску на полу. Вся в квадратах — белых, черных —
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных —
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют —
Гениальная игра!
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай, Словно в мир чудесной сказки,
В черно-белый этот край.
Что? Змея. Драконы
Вас не ждут здесь? Не беда.
Тут зато лихие Кони И пехота хоть куда!
Тут Ферзи могучи, и Слоны отважны,
Мчатся поперек и вдоль,
И, совсем как в сказке, важный
Восседает тут Король.
Здесь герои в каждом войске,
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски воевать и побеждать!
Участники праздника в шахматных костюмах выходят под музыку в зал из за ширм, на которых нарисованы замки. Белый и чёрный.
Впереди каждой команды шествует ребенок — «Пешка» с шахматным знаменем. Знамена после прихода команд на исходную позицию ставятся на специальную подставку, чтобы было видно всем присутствующим.
За Пешкой-знаменосцем важно вышагивают сам Король с Ферзем, за ними два телохранителя-Слона ведут под «уздцы» Коней, замыкают праздничный кортеж Ладьи. Пешки движутся с обеих сторон, образуя как бы почетный эскорт. Дойдя до края «шахматной доски», дети занимают свои места.
Белый Король: - Здравствуй те, Ваше Величество!
Чё рный Король: - Здравствуйте, Ваше Величество!
Белый Король: - Приглашаю Вас на бал!
Чё рный Король: - Благодарю Вас, сударь!
(Звучит музыка, и короли идут на места).
Девочка: - Интересно, куда это я попала?
Шахматная доска : - Ты попала на шахматный бал.
Шахматная доска :
Представьте королевство в один шаг, Поля сражения в квадратах черно-белых, За шахматной доской партнеры-игроки Бескровный бой ведут, вперед пуская смелых.
Я — Волшебная Доска, Но без фигур и мне тоска: Зовите Пешек, всех, всех — В сражениях их ждет успех!
(Выходят Белые Пешки и, маршируя на месте, дружно и слаженно напевают задорную песенку) :
Пешка, маленький солдат, Лишь команды ждет, Чтоб с квадрата на квадрат, Отправиться вперед. На войну, не на парад Пешка держит путь. Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Дети-пешки читают стихи:
1 Белая пешка: Чтоб в борьбу вступить скорей,
В рукопашный бой,
Первым ходом можно ей
Сделать шаг двойной.
2 Белая пешка: А потом — вперед, вперед,
За шажком шажок.
Ну а как же Пешка бьет?
3 Белая пешка: Бьет наискосок.
Всю доску пройти должна
Пешка до конца. —
Превратится там она, В генерала, не в бойца.
Белые Пешки отходят, выходят чёрные пешки.
Черные Пешки исполняют песню:
Король упал, а это значит: Сражаться смысла больше нет, И королева громко плачет, Бессильно опустив лорнет.
Припев.
Пешки, Пешки, что же скажут Пешки? Каждая Пешка знает свою роль: Если Пешки — крепкие орешки, Непобедим наш шахматный Король.
Ребенок (Пешка, (читает) :
А Пешку малою фигурой звать нельзя: Она лишь в час своей кончины, Когда удастся ей достичь вершины, Получит звание «фигуры», хоть — Ферзя.
Ведущий: - Уважаемые пешки! Раз вы прибыли на бал, поприветствуйте друг друга. Сначала покажут свои ходы белые пешки, затем – чёрные.
(Звучит музыка, Сначала делают шаг белые пешки, затем – чёрные).
Следующий гость на нашем балу. Угадайте. Стою на самом краю, Путь откроют — пойду. Только прямо хожу, Как зовут, не скажу. (Ладья)
Ведущая: Сейчас представится Ладья.
Ребенок (Ладья) рассказывает о своем «характере» :
Белая ладья: Видимо, Ладья упряма, Если ходит только прямо, Не петляет: прыг да скок, Не шагнет наискосок. Чё рная ладья: Так от края и до края Может двигаться она. Эта башня боевая Неуклюжа, но сильна. Шаг тяжелый у Ладьи, В бой ее скорей веди!
(Ведущая просит их поприветствовать друг друга, и показать, как двигаются на доске ладьи.) Ведущий: А теперь угадайте следующего гостя бала: Не живет в зверинце, Не берет гостинцы, По косой он ходит, Хоботом не водит. (Слон) Белый слон:
Если Слон на белом поле, Встал вначале (не забудь, Он другой не хочет доли — Знает только белый путь. Чё рный слон:
А когда на поле черном Слон стоит, вступая в бой, Ходит, правилам покорный, Черной тропкой Слон такой. Два слона вместе:
До конца игры Слоны Цвету одному верны. Ведущий: на бал прибыл …
Передвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» — так шахматисты говорят.
Белый Конь: Прыгнет Конь. Подковы звяк! Необычен каждый шаг: Буква «Г» и так и сяк. Получается зигзаг! Чё рный конь: И повадки у лошадки Необычны и смешны: Притаится, словно в прятки, И скакнет из-за спины.
Ведущая:
Гладкий любит он, расчищенный путь: На шаг в любую сторону может шагнуть!
(Звучит музыка. Выходит Белый Король) : Белый Король:
Я родился, в дружной семье, Где все родные кланялись мне. Мир мне казался серым и скучным. Баловнем я был. Я был непослушным.
1 Девочка:
Был он маленьким ребёнком. Ничего не знал он толком, Но в Ертостик он пришёл, И себя он тут нашёл.
2 Девочка:
Стал он спортом заниматься, Плавать, бегать, закаляться, Стал читать, писать, считать, В шахматы он стал играть.
3 Девочка:
Он прошёл все испытанья, Получил большие знанья.
Ребёнок – Король:
И скажу я вам, друзья, Королём мне стать пора!
Выходит Чё рный Король:
Король любит гладкий, расчищенный путь, В любую он сторону может шагнуть. Король могуч, но шаг его короткий, Всего на клеточку он может отойти. В конце игры он может в бой ввязаться, А поначалу боязливо прячется в кусты.
Белый Король: Зато начеку королевская рать — Должна Короля она оберегать. Ведь если б Король беззащитный погиб, Фигуры войну продолжать не могли б. Белый и Чё рный Короли вместе: Запомни: Король всех главней, всех важней, Нет в шахматном войске важнее вождей! Белый Король: А где же друг и стражник мой? Где Ферзь любимый мой? Белый Ферзь: Шаг у Ферзя широк. Ферзь может ходить, как Ладья и как Слон – И прямо, и наискосок. Направо, налево, вперед и назад… А бью я и вдаль и в упор. И кажется, будто мне тесноват Доски черно-белый простор. Белые Пешки (хором, выглядывая из-за Ферзя) : Ферзь очень опасен вблизи и вдали – Ты больше вниманья ему удели! Чё рный Ферзь: - Теперь моя очередь. Я очень сильная фигура, но могу ли я из своей начальной позиции сделать первый ход? (нет! Ведущий: А сейчас, устав изрядно, Оба войска захотели поразмяться. Покажут сноровку свою наглядно: В смекалке и беге будут состязаться.
(Ставятся две большие доски, белые и чёрные фигуры расставляют на досках фигуры. Звучит музыка. Затем меняются досками, и расставляют свои фигуры на другой доске).
Ведущая:
Белый отряд, черный отряд — Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же — в отряде другом. В каждом отряде — ты сам погляди — Оба угла занимают Ладьи. Рядом с Ладьями Кони видны, Рядом с Конями встали Слоны. Кто ж посредине?
Дети хором. Ферзь с Королем —
Ведущая: Самые главные в войске своем. -А перед всеми — Ладьей и Конем, Перед Слоном, Королем и Ферзем — Пешки-малышки стали стеной, Им начинать этот сказочный бой!
Команды готовятся к проведению «шахматной эстафеты». (Ставятся две большие доски, белые и чёрные фигуры расставляют на досках фигуры. Звучит музыка. Затем меняются досками, и расставляют свои фигуры на другой доске).
Чё рный Король: - Мне было очень приятно находиться на Вашем балу, а я приглашаю Вас, Ваше Высочество, на шахматный поединок.
Белый Король: - С большим удовольствием! Придворные, за мной!
(Дети выстраиваются на напольной шахматной доске).
(Ведущая показывает ходы на большой доске и дает комментарий, а дети двигаются по полю).
Ведущая:
- Особую группу комбинаций образуют ничейные комбинации. Именно в тех случаях, когда при спокойной игре проигрыш представляется рано или поздно неминуемым, иногда худшую партию спасает комбинация, форсированно приводящая к ничьей.
Черные не могут воспрепятствовать проведению белой пешки в ферзи, после чего белые совсем просто выигрывают. Однако черных спасает следующая комбинация:
1. R(ладья) g2+ 2. K (король) f 1 R(ладья) g4 3. f8=Q (ферзь) R (ладья) f4+ 4. Q (ферзь) x f 4.
(Ведущая показывает композицию на доске, а дети – шахматы на напольной доске, двигаясь по клеткам. Ведущая объявляет ничью, и короли жмут друг другу руки, благодаря за игру.)
Белый Король: - Мои придворные за мной!
Чё рный Король: - Мои придворные за мной!
(Дети выстраиваются на шахматной доске и поют песню «Шахматная страна». В конце машут руками, прощаясь и кружась, словно растворяясь уходят за замки. Девочка выходит в центр, подтягиваясь.)
Девочка: - Какой замечательный сон мне приснился. Да, шахматы, гениальная и очень интересная игра. Я обязательно научусь играть в неё. Учитесь в шахматы играть - Древнейшая игра. Она научит побеждать И закалит тебя. Научит думать и решать, Как верный делать ход С ней легче будет мир познать И совершать поход. Учитесь в шахматы играть - Мудрейшая игра. Её секреты разгадать Вы сможете тогда.
(Выходят все участники и поют припев песни «Шахматная страна».)
(на мелодию песни «Маленькая страна»
1. Будеткогда ни будь поверьте шахматная страна. Всяких резных фигур и пешек эта страна полна. Вдруг посетит нас вдохновенье, шахматы оживут. Ждёт здесь кого-то пораженье, победа, успех придут.
Припев: Шахматная страна - 2 раза! Кто нам расскажет, кто покажет - Где она? Где она? Шахматная страна - 2 раза! Это для всех ребяток – праздник - Шахматная страна!
2. В этой стране мы испытали столько всего впервой. В шахматы мы теперь играем, лучший мой друг с тобой. Первые чувства и тревога, что сделан неверный ход. Радость и даже вкус победы двигали нас вперёд!
Припев: тот – же.