Лучший педагог года

Конспект семинара-практикума с участием родителей на тему «Коммуникативное развитие детей пятого года жизни»

Светлана Савельева
Конспект семинара-практикума с участием родителей на тему «Коммуникативное развитие детей пятого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий семинара-практикума с участием родителей по теме : «Коммуникативное развитие детей пятого года жизни»

(с элементами игры «Работаем вместе»)

Цель: создать условия для повышения уровня родительской компетенции в вопросах коммуникативного развития дошкольников.

Задачи:

Публикация «Конспект семинара-практикума с участием родителей на тему „Коммуникативное развитие детей пятого года жизни“» размещена в разделах

- развивать у родителей умение анализировать свою деятельность в ходе всего мероприятия; формировать практические умения для развития их эмоционального, социального и интеллектуального потенциала; инициировать участие каждого присутствующего в познавательную и творческую деятельность;

- формировать доброжелательные взаимоотношения между родителями в ходе мероприятия.

Предварительная работа:

- диагностика развития коммуникативных навыков детей группы;

- анкетирование родителей воспитанников по теме коммуникативное развития дошкольников (анкеты для заполнения родителям предлагаются заранее до проведения мероприятия и обработанные результаты используются в ходе проведения);

- приглашения родителей на мероприятие (интернет рассылка, объявление в группе);

- разработка буклетов.

План проведения мероприятия:

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

1. Инициация (10 минут)

Метод «Знакомство вместе с Чико»

Цель метода: поприветствовать участников мероприятия.

Задачи метода: создать комфортную располагающую обстановку для совместной деятельности, настроить на открытое, доверительное взаимодействие.

Технология проведения:

Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть Вас на нашем семинаре - практикуме. Наше общение мы начнем с приветствия, а поможет нам Чико (мягкая игрушка). Я предлагаю вам встать в круг. Каждый участник по кругу называет своё имя, а затем имя своего ребенка с прилагательным, которое характеризует Вашего ребенка. С Вашего позволения я начну: «Я — Светлана Эдуардовна – «временная мама» 24 любознательных ребят группы «Ромашка».

Элемент игры «Работаем вместе». Упражнение: «Правила группы»

Цель – помочь участникам осознать, что правила работы группы – это не формальные правила, а нормы, которые значительно сокращают потери времени, позволяют продуктивно работать над собой и освоить наиболее эффективный индивидуальный стиль общения, т. е. достичь главной цели.

Оснащение: ватман, маркеры.

Инструкция. Участники обсуждают правила работы в группе, высказывают свои предложения, критические замечания, дополнения. Тренер напоминает участникам, что от их активности и ответственности во время работы над правилами во многом зависит успешность деятельности группы.

Основные правила работы группы:

1) доверительный стиль общения;

2) общение по принципу «здесь и теперь»;

3) персонификация высказываний (отказ от безличной речи);

4) искренность в общении;

5) конфиденциальность всего происходящего в группе;

6) безоценочные высказывания;

7) уважение к говорящему;

активное участие в происходящем.

2. Вхождение или погружение в тему (10 минут)

Элемент игры «Работаем вместе». Упражнение «Ромашка»

Цель метода: сформулировать и конкретизировать цель мероприятия.

Задачи метода: актуализировать знания родителей об особенностях развития детей пяти лет; организовать эффективное погружение в тему мероприятия.

Необходимые материалы: мультимедийное оборудование, мольберт с подготовленным пособием «Ромашка развития».

Предварительная подготовка: подготовка материалов по результатам предварительного анкетирования родителей в виде слайда, подготовка ребусов, пособие «Ромашка развития» (на мольберте с помощью магнитов крепится ромашка, на каждом лепестке которой написана особенность развития ребенка пятилетки).

Технология проведения:

Педагог: Уважаемые родители, мы поприветствовали друг друга, познакомились и готовы к совместной деятельности.

Обозначу девиз нашей встречи с помощью ребусов, вы их видите на слайдах (родители отгадывают ребусы : растем, развиваемся, играем). Эти слова характеризуют жизненный этап, на котором пребывают сейчас наши дети.

Давайте вместе с вами попробуем составить портрет ребенка пятого года жизни в виде ромашки-развития (родители высказывают свое мнение, по ходу обсуждения открываются лепестки ромашки). Итак, подытожим: в этом возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, половозрастная идентификация. У детей преобладает наглядно-образное мышление, уверенными темпами развивается память. Ребенок становится эмоциональным, активным, любознательным. У него развивается самооценка, идет становление партнерских отношений с взрослыми. Дети увлеченно играют в сюжетно-ролевые игры. Этот возраст называют возрастом «Почемучек», бурно развивается связная речь, которая становится внесетуативной.

Именно на коммуникативном развитии я хотела бы заострить ваше внимание сегодня. Предлагаю взглянуть на слайд с результатами анкетирования, которое было проведено незадолго до нашей встречи:

56% родителей оценивают роль коммуникации в развитии детей как одним из условий успешного освоения программы в ДОУ и в дальнейшем школьном обучении; 68,5% рассматривают речь как основное средство коммуникации и отражения результатов мышления; 87% видят проблемы в коммуникативном развитии у своих детей; 61% респондентов слышали и частично интересовались технологиями в области коммуникативного развития и, практически каждый участник опроса, хотел бы получить знания в этой области.

Давайте попытаемся вместе сформулировать цель нашей сегодняшней встречи. О чем бы вы хотели узнать на нашем мероприятии? (высказывания родителей).

Таким образом, исходя из ваших высказываний, я сформулирую цель: создать условия для повышения уровня родительской компетентности в вопросах коммуникативного развития детей средствами современных технологий.

3. Формирование ожиданий и выявление опасений участников (5 минут)

Элемент игры «Работаем вместе». Упражнение «Виртуальная чашка чая»

Цель метода: выявить ожидания участников мероприятия и определить опасения.

Задачи метода: определить эмоциональное настроение участников;

сосредоточиться на том, что хочет каждый получить на мероприятии; выявить, какие опасения имеют участники на данный момент.

Необходимые материалы: магнитная переносная доска, изображение самовара, изображение чайной пары по количеству участников, ручки, магниты по количеству участников, музыкальное сопровождение (спокойная музыка).

Технология проведения:

Педагог: Уважаемые родители! Я приглашаю вас на виртуальную чашку чая. Мы определились с целью нашего мероприятия и совместно озвучили ее. Но у каждого из вас есть собственные цели, ожидания, а также опасения в отношении возможности их достижения. Перед вами находятся изображения чайной пары, напишите на них, что вы ожидаете от сегодняшнего общения, свои тревоги и опасения по поводу сегодняшней встречи и оставьте их на время у себя.

Все свои ожидания и опасения мы проговорили, продолжим наше общение!

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивная лекция «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (10 минут)

4. Проработка содержания темы (20 минут)

Элемент игры «Работаем вместе». Упражнение «Скатерть-самобранка»

Цель метода: познакомить родителей с технологией выявления свойств и функций объекта (материального и нематериального мира) с помощью модели: объект – имя признака – значение имени признака.

Задачи метода: актуализировать коммуникативный потенциал участников мероприятия; включить родителей в совместную активную практическую и речевую деятельность.

Необходимые материалы: буклеты, листы бумаги для каждой команды, маркеры, мультимедийное оборудование, игрушки Чико и котенка.

Предварительная подготовка: снять видеоролик с рассказами детей о разных объектах, подготовить буклеты по количеству участников.

Технология проведения:

Педагог: Уважаемые родители, предлагаю вам в своих командах вместе составить по одному рассказу об игрушке: наш цыплёнок Чико и котенок, можете дать ему сами имя. Свои рассказы запишите прямо на «скатерти» (листах, что лежат у вас на столах. У вас несколько минут, пока звучит музыка. (Родители работают в командах и по истечению времени озвучивают свои рассказы). Вполне достойные рассказы. Но есть одно но, вы составили свои рассказы как люди, имеющие жизненный опыт, и которые не слышали никогда о признаках объектах. Правильнее сказать вы о них знаете, но не задумывались об их локализации и четком вычленении из потока информации.

Наша технология базируется на работе с признаками и их значениями. Всего существует 17 признаков, с помощью которых мы можем дать полную характеристику любому объекту, как рукотворного мира так и природного. В буклетах на столах вы можете познакомиться с их изображением – значками. В нашей группе существует чудо-дерево (вот оно, на котором «живут» знакомые детям признаки. С помощью признаков мы даем детям алгоритм мышления, чтобы познавать мир, а вместе с познанием мира развивать речь, обогащать в первую очередь прилагательными и наречиями, без которых наша речь бедна, и которые очень сложно усваивают дети в работе по устаревшим технологиям. Итак, предлагаю рассмотреть модель составления сравнений:

Взрослый называет какой-либо объект; обозначает его признак; определяет значение этого признака; сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Пример:

цыпленок (объект №1); по цвету (признак); желтый (значение признака);

такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).

На первый взгляд фраза, произнесенная таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.

Пример: "Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко".

Далее взрослый предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).

Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".

С временем тренинги усложняются:

в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);

в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В старшем дошкольном возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т. д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

ПР: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).

Предлагаю в другой части «скатерти» попробовать составить и записать рассказ, уже используя полученные новые знания. В помощь вам буклеты. (Родители работают в командах и зачитывают свои новые рассказы). Предлагаю вашему вниманию рассказ, который составила я, используя модель имя признака – значение имени признака (читаю заранее подготовленный рассказ с использованием всех признаков).

Вернемся к нашей таблице нам осталось заполнить последний столбец – как мы будем добиваться поставленной цели (родители предлагают). Подытожим: беседуем и обсуждаем с детьми их вопросы каждый день, читаем книги, обдуманно регламентируем использование компьютерных игр и телепередач и, конечно же работаем вместе с признаками объектов. Каждую неделю вы будете получать информационную рассылку на электронный ящик с играми и несколькими заданиями, которые можете использовать в своей повседневной жизни.

Сюрприз - предлагаю вашему вниманию видеоролик, в котором собраны рассказы наших деток. Пока мы освоили несколько признаков, но уже можем с успехом ими пользоваться в речи (просмотр видео).

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

5. Релаксация (5 минут)

Элемент игры «Работаем вместе». Упражнение «Самолетики»

Цель метода: создать ситуацию позитивного расслабления, снятия эмоционального напряжения.

Задачи метода: обеспечить смену деятельности участников, подготовиться к завершению мероприятия.

Необходимые материалы: листы формата А4 для каждого участника.

Технология проведения: я напоминаю и пошагово показываю родителям, как сложить самолетик из бумаги, родители выполняют все действия, затем по очереди запускают самолетики, но перед запуском проговаривают значение имени признака «действие», т. е. называют глагол, который обозначает возможные действия самолета как объекта рукотворного мира.

6. Подведение итогов (5 минут)

Элемент игры «Работаем вместе». Упражнение «Виртуальная чашка чая»

Цель метода: подвести итоги мероприятия, отметить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале мероприятия.

Задачи метода: обобщить результаты практикума; выявить впечатления и эмоциональный настрой участников мероприятия; осмыслить личные результаты каждого участника семинара-практикума.

Необходимые материалы: магнитная переносная доска, изображение самовара, изображение чайной пары по количеству участников (уже заполненные участниками, изображение пара, поднимающегося над чашкой, магниты по количеству участников, музыкальное сопровождение (спокойная музыка).

Технология проведения: Уважаемые родители! Сегодня мы с вами плодотворно поработали: актуализировали свои знания, познакомились с новыми технологиями, попрактиковались в их использовании. Сейчас я предлагаю вам обратить ваши взоры на наш самовар, который терпеливо дожидается нас весь вечер. Возьмите свои чайные пары и прикрепите вокруг нашего самовара, если ваши ожидания оправдались, а если не оправдались, то прикрепите к ним изображение пара – значит, мы продолжим наше взаимодействие в этом направлении. Свои пожелания вы можете оставить на наших «скатертях», мы обязательно их учтем. (Анализ результатов). Было приятно с вами поработать, творите, познавайте на благо наших детей. До новых встреч!

Библиографический список

1. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст] /А. Г. Арушанова – М. : ТЦ Сфера, 2019- 80с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://scipro.ru/conf/education.pdf ( дата обращения: 15.11.2019г.)

2. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений [Текст] /Л. А. Дубинина — Издательство: Книголюб, 2018 – 36 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://scipro.ru/conf/education.pdf ( дата обращения: 05.09.2020 г.)

3. Дубина, Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей. [Текст] /Л. Дубинина - Волгоград: Учитель, 2020 – 136с.

4. Куцакова, Л. В., Мерзлякова, С. И. Воспитание ребенка-дошкольника [Текст]/Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова -М. :ТЦ Сфера, 2018-97с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravleniya-v-detskom-ozdorovitelnom-lagere ( дата обращения: 15.09.2018).

Публикации по теме:

Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС»Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС» Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума "Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС" 26 февраля 2020.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизниКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни Сюжетно-ролевая игра "Семья" в средней группе. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикумаСамообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума Самообразование педагога. Отчет о посещение семинара-практикума. 11 октября 2016 года я посетила городской семинар-практикум «Информационная.

Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет)Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет) Самообразование педагога «Посещение семинара – практикума»(фотоотчет) «Если не умеешь говорить – учись читать» итальянский гумманист Л. Помпоний.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект семинара-практикума с участием родителей на тему «Коммуникативное развитие детей пятого года жизни»
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 21:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект семинара-практикума с участием родителей на тему «Коммуникативное развитие детей пятого года жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Савельева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД