Ирина Голубева
Сценарий родительского собрания «Значение устного народного творчества в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Привлечь родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по нравственно – патриотическому воспитанию детей.
Задачи: Познакомить родителей со значением устного народного творчества : пословицами, поговорками, сказками, былинами, потешками, закличками, загадками, скороговорками.
Публикация «Сценарий родительского собрания „Значение устного народного творчества в жизни детей“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Повышать общекультурный уровень родителей.
Наглядные материалы: презентация «Устное народное творчество», консультация для родителей, пословицы, поговорки, частушки, считалки, потешки, игра «Собери узор», мольберт, магнитная доска, маркеры, костюмы разных народов, платок.
Предварительная работа: по числу родителей заготовить памятки, за неделю до встречи в группе вывесить объявление, дать задание найти считалки, пословицы, потешки, частушки.
Ход:
Воспитатель: - Сегодня мы с вами поговорим о значении устного народного творчества в воспитании детей. Что же такое устное народное творчество?
Сообщение о значении устного народного творчества в жизни детей с показом презентации «Устное народное творчество»
Воспитатель:
Воспитатель: - Ну, вот теперь вы знаете, что такое устное народное творчество. И я хочу вас сегодня проверить, как вы используете в воспитании своих детей фольклор. Для этого мы сегодня проведем викторину «Устное народное творчество».
Давайте мы с вами разделимся на две команды. А поможет нам жеребьевка. Найдите себе пару. В каждой паре договоритесь, кто выбирает розу, а кто мимозу.
(деление на 2 команды, название команды)
Воспитатель: - Как в любой игре, у нас есть правила. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает 3 балла, за дополнения и уточнения ещё 1 балл. Если нет ответов на вопрос, команда получает 0 баллов.
- А сейчас хочу представить наше глубокоуважаемое жюри.
(Представление жюри)
1. Конкурс пословиц.
Воспитатель: Команды готовы? Ну, тогда пожалуй начинаем.
У меня к вам есть вопрос,
Кто пословиц знает воз.
Вот это и будет нашим первым конкурсом.
Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды. (поочерёдно каждой команде)
1. Волков бояться – в лес не ходить.
2. Всякое дело – мастера боится.
3. Делу время – потехе час.
4. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
5. Не хвались началом – хвались концом.
6. У ленивого Федорки – всегда отговорки.
7. Человек без друзей – что дерево без корней.
8. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
9. Лениться да гулять – добра не видать.
10. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.
(подведение итогов)
2 конкурс «Сказочный»
Воспитатель: - Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.
- В этом конкурсе мы проверим, как вы знаете сказки.
1 задание: Я буду поочередно задавать командам вопросы. И так первый вопрос.
- Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
- Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
- Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).
- Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).
- От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
- Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
- Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).
- В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
- Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
- Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)
- Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц».)
- Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую
силу.)
- Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)
2 задание: У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я вам говорю начало имени, а вы вспоминаете окончание.
• Кощей… (Бессмертный)
• Елена… (Прекрасная)
• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)
• Сестрица… (Аленушка)
• Финист… (Ясный сокол)
• Иван…. (Царевич или дурак)
• Братец… (Иванушка)
• Змей ….(Горыныч)
• Крошечка… (Хаврошечка)
• Заяц… (Хваста)
Подведение итогов
Воспитатель: 3 конкурс называется «Считалки»
Воспитатель: - Начинается считалка: На березу села галка, две вороны, воробей, три сороки, соловей. Раз, два, три, четыре, пять, будем считалки мы читать.
- В этом конкурсе победит та команда, которая больше прочитает считалок.
Родители читают считалки
(Подведение итогов)
Воспитатель: 4 конкурс «Собери узор»
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Сейчас каждая команда будет собирать свой узор и немного расскажет о нем.
Одной команде собрать узор «Хохлома», другой «Городец»
Воспитатель: А пока жюри, подводит итоги, предлагаю отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Гори-гори ясно»
Описание игры: играющие берутся за руки, образуя пары. Пары стоят одна за другой "ручейком". Впереди "ручейка", в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках. По окончании песни играющие, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль "ручейка". Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок. Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке. Игра продолжается со следующей парой играющих.
Воспитатель: 5 конкурс называется «Потешки»
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками - топ-топ,
Глазками - хлоп, хлоп.
- Кто каши не ест, молока не пьет -
Забодаю, забодаю, забодаю.
- А вы знаете потешки? Вот мы и проверим. Победит та команда, которая больше прочитает потешек. (родители по очереди читают потешки).
Воспитатель: 6 конкурс «Объяснялки»
Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах :
• светлица (светлая парадная комната в доме,
• горница (верхняя комната,
• портки (штаны,
• косоворотка (рубаха с косым воротом,
• рать (войско,
• чело (лоб,
• изгородь (ограда,
• перст (палец,
• око (глаз,
• уста (рот, губы).
(родители объясняют значение слов) (поведение итогов)
Воспитатель: 7 конкурс «Русский костюм»
В русском костюме России душа. Нужно из предложенных костюмов найти одной команде мужской русский костюм, другой женский русский костюм.
Воспитатель: Ну вот и закончилась наша игра сейчас нам жюри подведет итоги и скажет какая команда победила.
(подведение итогов)
Воспитатель: А закончить нашу встречу я предлагаю весёлыми частушками.
Говорят – частушки, вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?
Родители исполняют частушки.
Воспитатель: Вот теперь вы будете чаще использовать устное народное творчество в воспитании ваших детей. Желаю вам удачи!
Литература:
1. Кудрина Г. Я., Примакова Р. В., Водова В. Д. «Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры»
2. Кокуева Л. В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»