Анастасия Темноева
Сценарий развлечения «Путешествие с Пера-богатырем» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей дошкольного возраста интерес к коми национальной культуре, языку коми народа, проявлять и развивать активность через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
1. Закреплять языковые способности детей (память, речь, мышление, внимание).
2. Развивать стремление к сотрудничеству в условиях совместной деятельности детей с взрослыми.
3. Способствовать развитию физических навыков, через выполнение двигательных упражнений в играх.
Публикация «Сценарий развлечения „Путешествие с Пера-богатырем“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2014
4. Приобщать детей к национальной культуре коми через виды музыкальной деятельности.
5. Воспитывать уважение к своей малой Родине.
Герои:
Ведущий, Пера – Богатырь, Ворса (Леший, Ёма (Баба Яга).
Атрибуты:
1. Панно «Зимний лес».
2. Новогодние гирлянды.
3. Искусственные елочки, пеньки.
4. Скамейки.
5. Костюмы Ёме, Ворса, Богатырю.
6. Бутафорское яблоко.
7. Лыжи, пеньки – метки.
9. Стрела, береста с надписью.
10. Эмблемы командам.
11. Проектор, экран, слайды (д/с, зимний лес, бурелом, снег в лесу, зимняя тропинка в лесу, зимняя поляна в лесу).
13. Театральные шумы: рубка леса, скрип снега.
14. ИКТ — слайды, согласно ходу развлечения.
Ход развлечения.
На центральном панно оформление «Зимний лес».
В группе сидят зрители.
Звучит музыка, входят дети и ведущий.
ВЕД. – Бур асыв, челядь! (Доброе утро, дети)
ДЕТИ – Бур асыв!
ВЕД. – Дети, сегодня к нам в детский сад залетела вот эта стрела. Чья же она? Как вы думаете? (Варианты детей). А это что такое? Березовая кора, а на ней что-то написано. Я прочитаю вам, а вы попробуйте догадаться, кто это написал.
( Прочитать: Видза оланныд, дона ёртъяс, ме - Пера – Богатырь, кора тiянос товся ворса эрд выло.)
Кто это написал, вы догадались, ребята. Дети, расскажите, кто такой Пера – Богатырь и какой он?
ДЕТИ - Это коми охотник, он сильный и смелый, ловкий, умный. У него есть охотничий лук и стрелы, охотничьи лыжи.
Вед. - А куда мы отправимся с Пера – Богатырем, нам подскажут зрители. (На лесную зимнюю поляну). Ну, что хотите побывать в зимнем лесу на поляне? (ДЕТИ отвечают). Но как туда добраться? Может, позовем Пера - Богатыря, крикнем громко: «Эге-гей, Пера – Богатырь!»(2 раза).
Слышится голос Пера – Богатыря.
ПЕРА – Эге-гей! Видза оланныд, нывкаяс да зонкаяс. Ме – Пера – Богатырь. (Здравствуйте, девочки и мальчики. Я - Пера - Богатырь.)
ДЕТИ – Видза оланныд, Пера – Богатырь.
ПЕРА – Я приглашаю вас отправиться в зимний лес на поляну.
Становитесь все за мной, друг за другом. Нам предстоит не легкий путь.
Звучит музыка.
Дети выполняют двигательное упражнение «Ворын» : двигаются «змейкой», преодолевая препятствия на пути по показу Пера – Богатыря.
(Авторы двигательного упражнения Костяева С. В. и Темноева А. Л.)
ПЕРА – Чтобы в лесу никого не потревожить пойдем осторожно – на носочках (двигаются на носочках).
ВЕД. – Мунам кок чунь вылын…
ПЕРА - Впереди бурелом – прорубим проход топором («рубят» топорами).
ВЕД. – Черон кералам…
ПЕРА - Снег в лесу глубокий – выше поднимайте ноги (высоко поднимают колени).
ВЕД. – Кокъяс лэптам выло…
ПЕРА - Пойдем по узкой тропинке.
ВЕД. – Мунам векньыд туй кузя…
Выходят из группы через одну дверь, заходят через другую.
Смена декораций.
Дети встали в круг.
ПЕРА– Вот и вышли мы с вами на поляну.
ВЕД. – Локтiм эрд выло. Кутшом мича танi. Вот и пришли мы на поляну. Как здесь красиво, как в сказке. Вся поляна освещена солнечным светом. Поздороваемся с солнцем.
Дети -Бур асыв шондi.
ПЕРА - Я вас пригласил не просто так, а чтобы проверить вашу силу и ловкость. Вас ждут состязания. Разделимся на команды, посмотрите на свои эмблемы: эта команда - «Коз пу» (Елка, а эта команда - «Пожом пу» (Сосна).
1 Состязание: «Сила в руках» (Вын кияс)- состязаются участники из каждой команды. Два ребенка встают друг против друга, держась за правую руку соперника. По команде игроки начинают перетягивать друг друга на свою сторону. Кто перетянет, у того руки сильнее.
2 Состязание: «Гонки на лыжах» - по командам. Дети по очереди проедолевают дистанцию на одной лыже. Чья команды быстрее пройдет дистанцию, побеждает.
Дети сели.
Слышится страшная музыка - появляется Ворса (Леший).
Ворса – А-а-а, кодi локтiс, кодi горзо! Кто пришел, кто кричит? Что за шум? Кто это в моем лесу хозяйничает. Разбудили меня – Врса.
ВЕД. – Ой, челядь, Ворса садьмис. Ой, дети, Ворса проснулся… Дети, а кто такой Ворса? (ДЕТИ отвечают).
ПЕРА – Ворса – это Леший. Он лес охраняет, все про него знает.
Ворса – Верно говоришь, Пера – Богатырь. А вы расшумелись, раскричались, тишину в лесу не соблюдали. Вот я вас напугаю, все тропинки запутаю, не найдете обратной дороги домой. Будете вместе со мной в лесу жить.
ВЕД. – Нет, Ворса, нельзя нам в лесу оставаться.
Ворса – А я вас не выпущу.
ПЕРА – Пусть состязания все решат. Если выиграют дети – отпустишь всех, если нет - останемся в лесу.
Игры:
Состязание с Ворса «Перетяни палку».
«Кто сильнее» - перетягивание каната.
Ворса – Ладно, ваша взяла. Придется мне одному лес охранять – сторожить – аддзысьлытодз, челядь! (До свидания, дети).
(Уходит).
Звучит страшная музыка
ВЕД. – Что-то страшно стало, может, вернемся обратно?
Появляется Ёма.
ЁМА – Энлы – энлы, челядь, эно тэрмасьой. Погодите, дети, не спешите.
ВЕД. – Челядь,кодi тайо? Дети, кто это? (Дети отвечают).
ПЕРА – Это Ёма - баба из коми сказок.
ЁМА – Аддзылi ме Ворса. Видела я Ворса. Он сказал, что на поляне гости нежданные появились, играют, шумят. А вы что, домой собираетесь?Вы с Ворса играли? Играли!И я с вами хочу повеселиться. Скучно мне в лесу без песен и плясок. Позабавите меня – отпущу вас, а если нет – зажарю и съем. А сейчас я для вас плясать буду, а вы громко хлопайте в ладоши.
Звучит музыка, дети хлопают.
Ёма танцует, резко останавливается, хватаясь за поясницу, сердце.
ЁМА – Ой, коской висьмис, ог вермы….Не могу я плясать, стара стала, спина да косточки болят.
ВЕД. – Пуксьой, Ёма, шойччышт. Садись, Ёма, отдохни да посмотри, как дети умеют петь, плясать. Кутам йоктыны да сьывны! Будем петь да плясать!
Песня «Пачо, пачо – лом, лом» - с сопровождением на пу панъяс, шур-шарах.
Танец «Шондiбаной оломой»
Ёма хвалит детей.
ПЕРА – Вот тебе, Ёма, молодильное яблочко. Съешь его и сразу помолодеешь.
(Ема съедает яблоко).
ВЕД. – Ну как, полегчало?
ЁМА – Быттьо сё во шыбытi. Как-будто 100 лет сбросила, помолодела, похорошела, теперь могу и поиграть с вами.
Игра «Поч да поль» ("Бабушка и дедушка").
«Поч да поль». (обработка Темноевой А. Л.)
И. п. – дети стоят по кругу, держась за руки. В центре круга «спит», присев на корточки водящий - поч или поль. Дети двигаются хороводом вправо, поют песню.
Польо, польо, чеччи, чеччи. –идут по кругу вправо.
Косъям ворсны тэкод. – останавливаются.
Выя няня вердам, - изображают, как намазывают маслом хлеб
Юмов ва сетам. – складывают ладошки «чашечкой».
Тэ пач вылын эн куйлы, - грозят пальцем.
Удж миянлы петкодлы!- - раскрывают руки в стороны.
Водящий просыпается и показывает действие, которое выполняют в быту. Например: как дрова колют, как посуду моют, тесто месят, шьют, гвозди забивают, стирают и т. д. Играющие должны угадать, что показывает водящий и выполнить это действие. Например: пес керала или тасьтi - пань мыськала и т. д. Водящий выбирает того, кто лучше выполняет его задание, и игра продолжается с новым водящим.
ПЕРА – Ну что, Ёма, позабавили тебя ребята?
ЕМА - Позабавили!
Вед. - Ну тогда - отпусти нас, нам пора возвращатся в свой детский сад.
ЕМА –Что ж, раз обещала – отпущу! Вы, дружно потопайте ногами - и я исчезну.
Дети топают – ~ма, кружась, уходит.
ВЕД. – Ребята, время позднее, пора нам в обратный путь. Пера – огатырь, ты проводишь нас?
ПЕРА – Становитесь все за мной и не отставайте.
Двигательные упражнения «Ворын», как в начале.
Смена декораций.
ВЕД. – Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Расскажите, где вы были, что видели, что делали в зимнем лесу (дети рассказывают).
Чаепитие с выпечкой по - коми.