Ирина Николаева
Сценарий развлечения «Путешествие на машине времени к девушке Нарспи» в старшей группе
В музыкальном зале – убранство чувашской избы, которая занавешена полотном звёздного неба. На полу расстелена «Машина времени» (круглый кусок плотной ткани, цветомузыка, пульт управления).
Воспитатель. Дети, я приглашаю вас в путешествие на машине времени. Устраивайтесь поудобнее, мы сегодня отправимся на сто лет назад. Посмотрим, как жили наши бабушки и дедушки.
Публикация «Сценарий развлечения „Путешествие на машине времени к девушке Нарспи“ в старшей группе» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2020
Звучит космическая музыка в исполнении группы «Спейс», зажигаются огни цветомузыки, дети совершают «полёт». Постепенно открывается занавес, перед детьми предстаёт чувашская изба, украшенная вышивкой. На скамейке сидит девушка Нарспи и вышивает.
Воспитатель. Куда мы попали, ребята, как вы думаете?
Дети. Это чувашский дом.
Воспитатель. Давайте поздороваемся и спросим, кто это.
Дети. Сыв-и? Кме юрать-и?
Нарспи. Сывах-ха, крр-крр, хна пулр.
Воспитатель. Как вас зовут? Чей это красивый дом?
Нарспи. Я девушка Нарспи. Это мой дом.
Воспитатель. Какое необычное имя!
Нарспи. Нарспи значит красавица утренней зари. А вы, ребята, откуда? Как вы странно одеты.
Воспитатель и дети объясняют, откуда они и зачем прилетели.
Воспитатель. Нарспи, где вы купили такой красивый наряд, великолепно вышитые полотенца?
Нарспи. Разве это можно купить? Всё что вы видите, я сделала сама: вырастила лён, напряла нити, окрасила их в разные цвета, соткала полотно и украсила его вышивкой.
Воспитатель. Кто тебя всему этому научил?
Нарспи. Моя мама и бабушка начали учить меня, когда я была совсем маленькой, как вы сейчас. А работать мне помогает песня.
Воспитатель. Наши девочки тоже очень любят вышивать, петь и танцевать.
Девочка.
Сс хрелл хур йппм
Пр крет те пр тухать,
Хитре сараппан лет,
Уява хатрленет.
Мальчик.
Хмла ырли айнче
Сип-симс курк сет,
Хрл пилеш айнче
Хп-хрл мкнь сет.
Шур хурн айнче
Пирн Анюк тр трлет.
Исполняется «Танец с салфетками»
Слышен стук в дверь. Входят девушки – подружки Нарспи.
Подруги. Кме юрать-и?
Нарспи. Иртр, иртр, хрсем. Это мои подружки пришли на посиделки.
Девушки. Нарспи, а кто у тебя в гостях?
Нарспи. Это дети из будущего прилетели посмотреть, как мы живём.
Девушки (удивлённо). Да, из будущего? А можно для твоих гостей спеть и станцевать.
Девушки исполняют частушки и чувашский танец.
& Такмаксем (частушки)
Анне пек пулас килет,
Атте пек пулас килет, -
Атте-анне пилпе
Пихсе сес килет.
Анне пек пулас килет,
Атте пек пулас килет, -
Атте-анне хушнине
Тплесе твас килет.
Анне пек пулас килет,
Атте пек пулас килет, -
Аттепеле анне пек
Сумл ын пулас килет.
Анне пек пулас килет,
Атте пек пулас килет, -
ак телейл пурна
Мухтса юрлас килет.
& «Чувашский танец»
Воспитатель. Спасибо, ваш танец прекрасен, а частушки просто класс.
Девушки. Вот интересно было бы увидеть, как танцуют в ваше время.
Воспитатель. Ребята, станцуйте свой любимый танец.
Дети исполняют ритмический танец.
Девушки (восхищённо). Очень необычный танец! Вы играете в детском саду?
Воспитатель. Конечно, мы знаем много игр, но особенно нравится ребятам игра «Япала памалла».
Девушки. Мы тоже любим эту игру.
Игра «Япала памалла».
Двое детей образуют «воротики», все остальные проходят через эти «ворота» и поют:
Калтар-калтар!Шак-шак-шак!
Ак урапа, ак лаша,
Ак япали лав тулли.
Санюк паче писиххи,
Верук паче тутарне,
Машук паче селекне.
Сикре тухре арчаран
Хитре тумла пукане,
Тытанче ав выляма.
Перед последним ребёнком «воротики» закрываются, ребёнок, который оказался перед «воротиками», отдаёт фант. По окончании сбора вещей начинают давать задания фантам.
1 задание: чтение стихов К. Иванова «Нарспи»
2 задание: считалка на чувашском языке.
3 задание: игра «Сар качч»
4 задание: песня «Пахчи, пахчи» ч. х. ю.
Воспитатель. Нам пора прощаться.
Нарспи переговаривается с девушками.
Нарспи. Мы решили подарить вам на память волшебные нити. Вышивая ими, вы сможете удивить своих друзей, порадовать родителей.
Одна из подруг. А я испекла для вас хуплу, возьмите в дорогу.
Дети. Тавтапу.
Воспитатель. А что же нашим детям подарить вам?
Нарспи. Пусть дети расскажут о своём путешествии мамам и папам, а ещё нарисуют увиденное.
Дети прощаются и улетают на «машине времени».
В музыкальном зале – убранство чувашской избы, которая занавешена полотном звёздного неба. На полу расстелена «Машина времени» (круглый кусок плотной ткани, цветомузыка, пульт управления).
Воспитатель. Дети, я приглашаю вас в путешествие на машине времени. Устраивайтесь поудобнее, мы сегодня отправимся на сто лет назад. Посмотрим, как жили наши бабушки и дедушки.
Звучит космическая музыка в исполнении группы «Спейс», зажигаются огни цветомузыки, дети совершают «полёт». Постепенно открывается занавес, перед детьми предстаёт чувашская изба, украшенная вышивкой. На скамейке сидит девушка Нарспи и вышивает.
Воспитатель. Куда мы попали, ребята, как вы думаете?
Дети. Это чувашский дом.
Воспитатель. Давайте поздороваемся и спросим, кто это.
Дети. Сыв-и? Кме юрать-и?
Нарспи. Сывах-ха, крр-крр, хна пулр.
Воспитатель. Как вас зовут? Чей это красивый дом?
Нарспи. Я девушка Нарспи. Это мой дом.
Воспитатель. Какое необычное имя!
Нарспи. Нарспи значит красавица утренней зари. А вы, ребята, откуда? Как вы странно одеты.
Воспитатель и дети объясняют, откуда они и зачем прилетели.
Воспитатель. Нарспи, где вы купили такой красивый наряд, великолепно вышитые полотенца?
Нарспи. Разве это можно купить? Всё что вы видите, я сделала сама: вырастила лён, напряла нити, окрасила их в разные цвета, соткала полотно и украсила его вышивкой.
Воспитатель. Кто тебя всему этому научил?
Нарспи. Моя мама и бабушка начали учить меня, когда я была совсем маленькой, как вы сейчас. А работать мне помогает песня.
Воспитатель. Наши девочки тоже очень любят вышивать, петь и танцевать.
Девочка.
Сс хрелл хур йппм
Пр крет те пр тухать,
Хитре сараппан лет,
Уява хатрленет.
Мальчик.
Хмла ырли айнче
Сип-симс курк сет,
Хрл пилеш айнче
Хп-хрл мкнь сет.
Шур хурн айнче
Пирн Анюк тр трлет.
Исполняется «Танец с салфетками»
Слышен стук в дверь. Входят девушки – подружки Нарспи.
Подруги. Кме юрать-и?
Нарспи. Иртр, иртр, хрсем. Это мои подружки пришли на посиделки.
Девушки. Нарспи, а кто у тебя в гостях?
Нарспи. Это дети из будущего прилетели посмотреть, как мы живём.
Девушки (удивлённо). Да, из будущего? А можно для твоих гостей спеть и станцевать.
Девушки исполняют частушки и чувашский танец.
& Такмаксем (частушки)
Анне пек пулас килет,
Атте пек пулас килет, -
Атте-анне пилпе
Пихсе сес килет.
Анне пек пулас килет,
Атте пек пулас килет, -
Атте-анне хушнине
Тплесе твас килет.
Анне пек пулас килет,
Атте пек пулас килет, -
Аттепеле анне пек
Сумл ын пулас килет.
Анне пек пулас килет,
Атте пек пулас килет, -
ак телейл пурна
Мухтса юрлас килет.
& «Чувашский танец»
Воспитатель. Спасибо, ваш танец прекрасен, а частушки просто класс.
Девушки. Вот интересно было бы увидеть, как танцуют в ваше время.
Воспитатель. Ребята, станцуйте свой любимый танец.
Дети исполняют ритмический танец.
Девушки (восхищённо). Очень необычный танец! Вы играете в детском саду?
Воспитатель. Конечно, мы знаем много игр, но особенно нравится ребятам игра «Япала памалла».
Девушки. Мы тоже любим эту игру.
Игра «Япала памалла».
Двое детей образуют «воротики», все остальные проходят через эти «ворота» и поют:
Калтар-калтар!Шак-шак-шак!
Ак урапа, ак лаша,
Ак япали лав тулли.
Санюк паче писиххи,
Верук паче тутарне,
Машук паче селекне.
Сикре тухре арчаран
Хитре тумла пукане,
Тытанче ав выляма.
Перед последним ребёнком «воротики» закрываются, ребёнок, который оказался перед «воротиками», отдаёт фант. По окончании сбора вещей начинают давать задания фантам.
1 задание: чтение стихов К. Иванова «Нарспи»
2 задание: считалка на чувашском языке.
3 задание: игра «Сар качч»
4 задание: песня «Пахчи, пахчи» ч. х. ю.
Воспитатель. Нам пора прощаться.
Нарспи переговаривается с девушками.
Нарспи. Мы решили подарить вам на память волшебные нити. Вышивая ими, вы сможете удивить своих друзей, порадовать родителей.
Одна из подруг. А я испекла для вас хуплу, возьмите в дорогу.
Дети. Тавтапу.
Воспитатель. А что же нашим детям подарить вам?
Нарспи. Пусть дети расскажут о своём путешествии мамам и папам, а ещё нарисуют увиденное.
Дети прощаются и улетают на «машине времени».