МААМ-картинки

Сценарий проведения педагогического совета в форме театрализованного конкурса «Емелины смотрины» (1 фото)

Елена Александровна Замятина
Сценарий проведения педагогического совета в форме театрализованного конкурса «Емелины смотрины»
▼ Скачать + Заказать документы

«Емелины смотрины»

Тема педсовета: «Развитие речи детей посредством театрально-игровой деятельности на основе русского народного творчества».

Цель педсовета: повышение уровня педагогического мастерства педагогов, их творческой активности, поиск новых методов и приёмов в работе с детьми по развитию речи. Уточнение знаний, компетентности педагогического коллектива в осуществлении ведущих задач года.

Все действующие лица одеты в русские народные костюмы.

Публикация «Сценарий проведения педагогического совета в форме театрализованного конкурса „Емелины смотрины“» размещена в разделах

Под весёлую музыку Емеля въезжает в зал на печке.

Емеля:(поёт) Дозвольте, сватушки жениться.

Я красивый на лицо.

Если к осени не жените.

Сворочаю крыльцо.

По щучьему велению, по моему хотению,

Не хочу лениться, хочу жониться!

Ступайте, сваты, мне невесту найти!

Чтоб была работяшша порато!

Баска в два охвата,

Богата - в три двора,

И ласкова с самого утра!

Сваты (2 чел.):

1- я: Бабы-молодки!

2- я: Девицы –красотки!

1- я: Ягодинки – душечки! Соберитесь!

2- я: На Емелю раскрасавца подивитесь!

1- я: Испокон веков на Каргополье традиция велась: на Троицкую ярмарку со всех каргопольских деревень девки, которые уже заневестились, съезжались на смотрины, хвастались нарядами да своими уменьями.

2- я: Их ещё славутницами величали, потому, как девок на выданье полагалось славить, хвалить, да наряжать!

Емеля: Глядико-сь! Девки идут!

Сваты:

1- я: - Вот к нам славутницы пожаловали!

2- я: - Настоящи, баски, умны, работящи.

1- я: Емелины смотрины объявляем!

2- я: Конкурс славутниц начинаем!

В зал, в сопровождении своих сватов, входит первая девушка, претендующая стать невестой Емели. Емеля прихорашивается. Сваты девушки в оригинальной форме представляют девушку.

Вместе – А вот Екатерина Пашкова!

1- я: Сама Катерина и печёт, и готовит!

2- я: И шьёт, и порет!

1 - я: И дома цветы разводит.

2 - я: А когда грустно, песню заводит!

1 - я: Заветная мечта Катерины ни мала, ни велика…

2 - я: Съездить …

Вместе: …на Канарские острова!

1- я: И так, Екатерина Пашкова из деревни Казакова!

В зал, в сопровождении своих сватов, входит вторая девушка.

Сваты:

2 - я: Встречайте! Одна из видных славутниц

1- я: Елена Замятина! из деревни Путятина!

2- я: Борщ Еленин, да пирожки с капустой

1- я: Покорят любого мужчину, который с «чувством»

2- я: Мечтает двойню родить и дерево посадить!

1- я: Но только любит посуду бить!

2- я: А будущий муж должон не пить, не курить

1- я : И всегда цветы дарить!

Емеля: Ну и дела!

2 - я: Ходит кругом голова?

Емеля: Разогрелася душа!

Кажда девка хороша!

Я, по мере своих сил,

Сердце б каждой предложил!

1- я: Помочь мы тебе, Емеля, решили,

2- я: Авторитетное жюри пригласили!

2- я: Девушек будут оценивать не в очках, а в баранках,

1- я: Кака девка больше баранок наберёт, та и первой невестой на Каргополье станет!

Каждый член жюри после представления приветствует участников.

В это время Емеля укладывается спать. Храпит.

1- я: Вот лентяй-то, ну и срам.

2- я : Девок всех разгонит нам!

Сваты: Эй, Емеля! (кричат)

Емеля: Что вы сваты, ошалели!

Разве ж можно так пугать?

Я ж могу заикой стать!

1-я : Ты нас, Емеля, не ругай,

2-я : А давай-ко отвечай!

Емеля: Чаво?

1- я : (передразнивает) Чаво-о-о?

Чаво в славутницах перво-наперво смотреть будем?

Емеля шепчет, что-то на ухо свату.

Представление команд.

1—я: Свою команду представляет славутница Елена!

Емеля: Наверно из сказки явилась мгновенно!

Елена. представляет свою команду.

2- я: Представляет свою команду Екатерина!

Емеля: Тоже очень мила!

Хозяйка: Итак, просмотра первая!

Разминка для славутниц «Эрудит-лото» (жюри за правильные ответы начисляет девушкам очки-баранки):

А знаете ли вы, как назывались в старославянском языке части тела человека:

Выя - шея

Десница - правая рука

Шуйца - левая рука

Ланита – щека

Око – глаз

Перст - палец

Уста - губы

Чело - лоб

Длань – ладонь.

Разминка для команд славутниц «Этнографический конкурс».

Хозяйка: Поразмялись немного? А теперь конкурс посерьёзнее.

Все вы в течение нескольких лет изучали быт русских людей, уклад семейной крестьянской жизни. Теперь подумайте и ответьте:

1. Какие специальные места в жилище отводились для мужчин, для женщин, для детей и стариков?

Ответы:

1. Для женщин – бабий кут, где они стряпали;

2. Для мужчин – сени или место (лавка) возле обеденного стола;

3. Для детей и стариков – полати или печка.

4. Посуда ставилась на полки рядом с печью;

5. Возле окна находилась прялка и сундук.

Хозяйка: Итак, просмотра вторая!

Блиц-турнир «Традиции и обряды каргопольской свадьбы» (один из сватов жениха задаёт вопросы, а команды должны правильно ответить, зарабатывая при этом очки-баранки).

1. Почему на Руси говорят «играть свадьбу»?

(В свадебном обряде у каждого была своя роль).

2. В какое время года на Каргополье игрались свадьбы?

(В конце зимы, до заговенья, на Маслениц).

3. Что перед сватовством выясняли родители жениха?

(Приданое невесты, из какого рода, богата ли, работяща, здорова ли).

4. Почему был необходим имущественный принцип в браке?

(Без дома, без скотины, без земли на селе было жить невозможно).

5. Кто решал, кого на ком женить?

(Родители).

6. Что за обряд – рукобитье?

(На сватовстве, когда родители невесты соглашались, били по рукам, обнимались, обсуждали все вопросы свадебного обряда).

7. Смотрины – когда и у кого они проходили на Каргополье?

(После сватовства родители невесты ехали смотреть дом жениха, подворье, амбар).

8. В какой момент свадебного обряда славутница меняла повязку на кокошник?

(Сразу же после венчания, когда выходили из церкви, «в сторонке»).

Кто такие на Каргопольской свадьбе:

9. Тысяцкий?

(Крёстный жениха, главный руководитель свадьбы, блюститель свадебных обычаев и обрядов – ныне тамада).

10. Дружка?

(Наставник молодожёнов, мужик, знающий поверья, «тайны», скрепляющие супругов. Цель – оградить молодых от оговоров, колдовства).

11. Шаферы?

(Представители жениха, двое самых близких его друзей. Перевязаны полотенцами. Задача –охранять, выкупать невест).

12. Божатка?

(Наставница, обычно крёстная мать невесты. В день свадьбы – рядом с ней, наставляет, как себя вести).

13. Брязга?

(Задушевная подруга невесты. После рукобитья она всё время находится рядом с невестой).

14. Косное – что это?

(Выкуп во время свадьбы).

15. Что означало на свадьбе выражение «запорошило»?

(«Горько!»)

16. Главное блюдо на Каргопольской свадьбе?

(Рыбник)

17. Как укладывала невеста волосы до свадьбы и после?

(До – в косы, после – в узел)

18. Хлебина – какой это обряд?

(Через 10-15 дней после свадьбы собирались на застолье свадебные гости).

19. Когда завозилось приданое невесты в дом жениха?

(Через 2-3 недели после хлебин).

Хозяйка: Просмотра третья «Заморочки в берестяном коробочке».

1-я : Вот наш легендарный коробочек. А в коробочке 6 заморочек.

Сейчас нам хотелось бы узнать насколько хорошо вы знаете обряды Тюменских старожилов (достаёт из коробочка соответствующие предметы, а команды должны рассказать, к какому обряду они относятся, зарабатывая при этом очки-баранки).

Свадебные обряды тюменских старожилов. Что это такое:

1. Кроёнки.

(Невеста собирала несколько подруг, вместе с которыми ехала в дом жениха обмерять помещение, чтобы в дальнейшем сшить занавески. После работы жених приглашал всех за стол «на угощение»).

2. К жениху за веником.

(Накануне свадьбы подруги невесты садились в кошеву и ехали к жениху за веником. Веник украшали алыми ленточками, цветными бумажками и привязывали к дуге у лошади, чтобы далеко было видно. Жених побогаче, вместе с веником отдавал подругам мыло, пудру, румяна для невест).

3. Выкуп искусственной косы.

(Девушки продавали жениху косу, которую делали из сена, травы или кудели. Обшивали её цветным материалом, вплетали ленты и ложили на тарелку. Чем больше вплетено лент, тем богаче невеста, а значит, и выкуп должен быть большим. На конце косы укрепляли колечко, чтобы было слышно, как ударяют косой по столу. Девушки внимательно следили, чтобы никто со стороны жениха не смог взять косу со стола. Женихов крёстный старался эту косу украсть.

Заплатив за косу, дружка мог «отлупить» девок этой косой, а затем увезти её в дом жениха).

3. Выряжение калыма.

(Во время сватовства «пропивали» невесту и обговаривали калым. На сравнительно бедной свадьбе родители невесты выговаривали рублей по 20-25 на «справу» приданого. На богатой свадьбе калым мог доходить до 100-120 рублей, при этом выряжали также несколько вёдер водки. На эти деньги невеста покупала себе наряды, подарки, тесть готовил свадебное торжество.

4. Пропойки.

(В доме невесты собирались приглашённые родственники, её подруги и «пропивали» невесту. Каждая из сторон выставляла вино, угощение обычно готовили родители невесты. Подруги невесты пели «жалостливые» песни. Здесь же решали вопросы организации свадьбы, распределяли свадебные чины (роли).

5. Благословение молодых.

(Дружка просил родителей благословить молодых: «Под венец вставать и закон божий принять!» Молодые вставали на колени на овечью шубу, кланялись родителям. Отец брал булку хлеба с солью в солонке и три раза проводил ею над головами молодых со словами: «Вот тебе, сынок, Пётр Иванович, наша дочь. Я её поил, кормил, никогда не бил, и ты её пои, корми да не бей». Передавал хлеб матери, которая также благословляла молодых. Благословляли и иконой, которую молодые целовали по очереди. Икону увозили в возке в дом жениха вместе с приданым).

1-я : Итак, пока жюри баранки считает после первых просмотров

Мы предлагаем нашим славутницам подготовиться к конкурсу «Чем бы дитя не тешилось…», чтобы проверить, что смогут сделать славутницы, коли дитятко родится неразумное да капризное.

Емеля : Ну, что ж поразмялись немного, убедился я в смекалке, знаниях славутниц, а теперь конкурс посерьёзнее. Посмотрим как с дитём обходиться будут, чему научить смогут, пока дидятко рати будет.

Конкурс «Чем бы дитя не тешилось…» (каждая команда предлагает свои методы и приёмы в работе с детьми по развитию речи, не использованные ранее в практике детского сада, которые войдут в решение педсовета). Команды вытаскивают своих «младенцев»(куклы).

2-я : Каждая команда поёт колыбельные, рассказывает пестушки, потешки для дидятки. А подрастёт дидятко, слово молвить его научить надобно, да и говорить красно, приветно научить, чтобы речь была ладна, величава, словно реченька журчала (команды предлагают различные методы и приёмы в работе с детьми). Сможете ли, славутницы?

Команды по очереди выполняют задание.

Слово председателю жюри. Жюри подводит итоги, объявляется команда-победительница и невеста Емели.

Емеля: Уважаемая … (называет имя победительницы,

Разрешите вас пригласить на печь-самоходку.

Со мной, завидным женихом Емелей, покататься

Да по ярмарке прогуляться!

(Емеля и победительница садятся на печь)

1- я : Уважаемая публика!

2- я : Нижайшее вам почтеньице!

1- я : Благодарим за посещеньице.

1- я : Приходите в другой раз – уважим!

2- я : И не такие смотрины покажем!

Заведующий зачитывает решение педсовета.

Хозяйка:

Красна песня ладом, а смотрины складом.

Смотринам конец, а кто был здесь - молодец!

Хозяйка:

Всем людям пожелаем

Добра, злата, серебра!

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Замятина Елена Александровна

Сценарий проведения педагогического совета в форме театрализованного конкурса «Емелины смотрины»
Публикации по теме:

План педагогического совета «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий проведения педагогического совета в форме театрализованного конкурса «Емелины смотрины»
Опубликовано: 15 июня 2014 в 22:30
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий проведения педагогического совета в форме театрализованного конкурса «Емелины смотрины»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна Замятина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД