Наталья Лозовая
Сценарий праздника Покрова
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.
Задача: эстетическая, идейно-нравственная.
В настоящее время проблема воспитания детей средствами музыкального фольклора уделяется большое внимание. Активно внедряются в педагогическую практику программы и методики по народному творчеству. Наполняя ума и сердца детей с малолетства настоящими образцами русского фольклора, мы развиваем их нравственно. Личность, обладающая знанием высокохудожественных образов и эстетических представлений, умеющая понимать и оценивать подлинную ценность предметов и явлений, может противостоять вредному воздействию массовой “субкультуры”.
Публикация «Сценарий праздника Покрова» размещена в разделах
- Покров день. 14 октября
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2017
(Купить каждому классу пряники по количеству детей, кл. рук. нач. школы – в казачьих костюмах, куклы-петрушки, карусель из лент, 2 корзинки, шишки)
ФОНОГРАММА 1 (НАЧАЛО) (Выступление уч-ся 3-б)Казак (Данил Старченко): Здравствуйте, гости дорогие!
Казачка (Даша Крикунова): Все ли вы пожаловали на наш праздник?
Данил Ильичёв: Веселья вам и радости!
Даша Соколенко: Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем!
Данил Старченко: Все уселись, всем удобно?
Даша Крикунова: Будет всем вам здесь приятно побывать в гостях у нас!
Казачка (Голубева Н. П.): Гости дорогие!
Вам ли сегодня по домам сидеть?
Да в окно глядеть?
Грустить да печалиться?
Рады вас видеть у себя в гостях.
Здесь для вас гостей дорогих
Будет праздник большой,
Праздник радостный.
Данил С. : Мы живём в краю традиций,
И обычаев прекрасных.
Свободный дух казачества
Стараясь возродить.
Казачка (Голубева Н. П.): На нашем празднике сегодня присутствуют гости:
атаман казачьего юрта Рубанов А. Н. и ___Храма Пресвятой Богородицы Отец Владимир.
Казаки и казачки, ныне праздник!
Слушайте, что старейшина гутарить будет!
Старейшина (Рубанов А.): Здорово живёте, казаки и казачки! (поклон)
На престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы приказываю:
Играть, плясать, да батюшку Тихий Дон прославлять!
Казачка (Кира Зотова): Мой край родной. Там воздух чистый,
Бежит шумящим ветерком.
По ниве зрелой, золотистой,
С манящим синим васильком.
Казак (Максим Дидык):Там утром степь с росой сребристой
И бесконечна, и вольна.
Лежит, как бы ковёр пушистый,
Травы душистой вся полна!
Казачка (Катя Ермоленко):Быстро лето улетело,
Перелётной птицей вдаль.
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль.
Казачка (Голубева Н. П.):Деревья все осенним днём
Красивые такие,
Давайте песенку споём про листья золотые.
Аккомпанемент Игнатенко Е. Н. (Песня «Листопад» 2-б)
ФОНОГРАММА 2 Казачка (Голубева Н. П.):Пришёл к нам октябрь-батюшка,
Принёс с собой наш любимый праздник – Покров Пресвятой Богородицы.
Данил С. :Убывает день осенний,
Умолкает птичье пенье,
И сегодня выпал срок – выпал беленький снежок.
В этот день Андрей Блаженный
Видел свет неизреченный.
Даша Крикунова :
По осенним седым облакам
Вошла Богородица в Храм.
На колени она опустилась,
Перед образом сына молилась.
Данил Ильичёв:И над всеми, кто верить готов,
Распростёрла святой свой покров.
Он из света небесного свит,
Невесом и прозрачен стоит.
Он от скорбей и бед защитит.
Казачка (Голубева Н. П.):- Спасибо, ребята! Присаживайтесь на свои места.
(Слово предоставляю Отцу Владимиру. Рассказ о празднике)
ФОНОГРАММА 3 (Песня 3-б «Богородица»)Казачка (Голубева Н. П.):Вот так чудо-чудеса,
Пожелтели все леса,
Время сказочных даров,
Будем праздновать Покров!
Слякоть пусть и бездорожье,
Не грусти, потупив взор,
Празднуют казаки на Дону Покров.
ФОНОГРАММА 4 (Песня «Широко поле» 2-а)
ФОНОГРАММА 5Казачка (Голубева Н. П.): Для русского крестьянина праздник Покров был праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года. К этому дню должен быть собран весь урожай. Считалось, что с Покрова начиналось первое зазимье. Домашний скот с Покрова уже не выгоняли на пастбище. Хозяйки давали корове последние колоски пшеницы, потому что последний сноп считался священным.
- С днём Покрова был связан обряд «Запекания углов»- хозяйка пекла блинцы небольшого размера, первый блин разламывала на 4 части и клала по углам дома.
Казачка (Голубева Н. П.): Одновременно просила домового, чтобы он не впускал в избу холод. Праздник Покрова отмечается и на Дону, у донских казаков. К этому дню они старались собрать урожай на полях, в садах и огородах. А когда урожай был собран, люди веселились, танцевали и пели, загадывали загадки:
1. Меня бьют, колотят, режут.
А я всё терплю,
Людям добром плачу. (Хлеб)
2. В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла. (Пшеница)
3. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошка)
4. Над землёй трава,
Под землёй алая голова. (СвЁкла)
Ведущий: А вот ещё одна загадка:
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)
Ведущий: На Покров последний раз собирали грибы – грузди и рыжики.
ФОНОГРАММА 6
Игра «Собери грибы и шишки!»
(2 команды, 2 корзинки)Ведущий: С Покрова дня во всей России начинались регулярные девичьи посиделки. Обычно девушки собирались на посиделки по понедельникам, средам и пятницам, и продолжались они с заката до полуночи.
- Ведь надо и ниточку спрясть, и ткань соткать, и одежду сшить.
- А где посиделки устраивали? Конечно же, на завалинке!
ФОНОГРАММА 7 (Танец «Завалинка» Быстрогорский ДК)
ФОНОГРАММА 8 (3-а девочки сидят на лавке и занимаются рукоделием)
[/i]Тамара:
Покров, Покрова!
Отворяй ворота!
Приходили девки
На вечерни посиделки.
Пряжу тонко пряли.
Песни распевали.
Рома К. :Если есть в лесу цветы - будет и поляночка.
Если есть в избе девчата – будет и гуляночка.
Проходи, честной народ, не пыли дорожка.
Добры молодцы идут погулять немножко.
(выходят мальчики)
1 мальчик: Девочки-беляночки, где вы набелились?
1 девочка: Мы вчера коров доили, молоком умылись.
2 мальчик: Вы послушайте, девчата, нескладуху буду петь:
«На дубу свинья пасется, в бане парится медведь».
2 девочка: А я умница, я разумница - про то знает вся улица, петух да курица. Кот да кошка, мой друг Ермошка, да и я немножко.
3 мальчик: Запрягу я кошку в дрожки, а котенка в тарантас,
Повезу свою подружку всем соседям на показ.
3 девочка: У меня на сарафане косолапы петухи,
Я сама не косолапа, косолапы женихи.
1 девочка: А давайте я вам сказочку расскажу. Жил – был царь, у царя был двор. На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала? Что за удивление? Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца…
1 мальчик: Нет уж! Давай лучше я вам расскажу другую. Слушайте! В одном болоте жила – была лягушка по имени квакушка. Вздумала лягушка выпрыгнуть на мост, присела, да и завязила в тину хвост! Дергала, дергала, дергала – выдернула хвост! Дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос.
2 мальчик: Ну что ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка! Что же дальше?
2 девочка: Что дальше? А дальше то же: дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос.
Ведущий: В октябре ярмарки Покровские проводились. Продавали на ярмарке товары разные, кушанье да питьё, самовары да горшки крепкие.
- А какой же праздник без гармошки и её чёрно-белых кнопочек!
ФОНОГРАММА 9 («Танец «Кнопочки» БДК)
ФОНОГРАММА 10 («Ярмарка» 4 класс)
[/b](Карусель из цветных лент на обруче, дети ходят по кругу, 1 чел-к держит обруч. Ярмарка-девочка ходит по ряду и проходу с разносом: на нём «товар»)
Ведущий: СЛОВА ЯРМАРКИ
Скоморох 1 (Медведев С.):Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись. Честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!
Скоморох 2 (Егоров М.):Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево - лавки с товаром!
Гляньте направо - веселье даром!
Скоморох 3 (Лёша М.):
Ярмарка, ярмарка!
Веселись народ!
Кто-то хочет, покупает,
Кто-то хочет – продаёт.
Коробейник 1:
Здравствуйте, почтенные господа!
Коробейник 2:Мы приехали на ярмарку сюда!
Коробейник 3:Свой товар продать, себя показать!
Коробейник 1:Тары-бары, растабары!
Есть хорошие товары!
Коробейник 2:
Не товар, а сущий клад,
Подходите нарасхват!
Коробейник 3:Яблочки садовые!
Коробейник 1:Огурцы ядрёные!
Коробейник 2:Платки, гребешки, не скупись, покупай!
Коробейник 3:Не скупись, покупай!
Подороже выбирай!
(Все уходят)
Ведущий: А ещё на покровской ярмарке можно было покататься на каруселях, попеть шуточные весёлые песни, посмотреть театр Петрушки.
ФОНОГРАММА 11 «ТЕАТР ПЕТРУШКА» 5 класс
[/b]Ведущий: Постановка “Про купца, про Петрушку и про старую старушку”!
Петрушка (Скляров И.): Ой, гулянье, ой народу! Ай да ярмарка! Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Вы блины-то уже ели? А мне оставили? Ух, какие жадные!
(появляется старушка)Старушка (Сергеева Т.): Опять ты, Петрушка, попрошайничаешь? Ведь говорила же тебе – гостинцы выпрашивать – нехорошо!
Петрушка: Обидно мне – все блины едят, а у нас дома лишь редьки хвост да на скатерти дырки
Старушка: А ты попел бы, поработал, может, на блины бы и заработал.
(уходит)
Петрушка: Не умею я руками работать. Только языком могу. Им верчу, как хочу, им же чушь молочу! А как денег языком заработать? Ах! Кто-то идет!
(появляется купец)
Купец (Матвей К.): Я – купец-молодец, я большой-большой хитрец, людишек обманываю, товары худые продаю за хорошие! Зато всегда сыт, одет и веселюсь!
(замечает Петрушку)
Купец: Ой! Ты кто?
Петрушка: Я – Петрушка.
Купец: Вижу, что не зверушка. А что ты тут делаешь?
Петрушка: Я – местный сплетник, языкастый советник. Советы даю, вернее – продаю!
Купец: Ах, так! Ну, коли ты все знаешь, скажи мне, почему я в соболиной шубе мерзну, а ты, такой умный, в дырявой шубе не мерзнешь?
Петрушка: Ну! Это просто! Я в шубе сам дырки сделал – для вентиляции! Ветер в одни дырки влетает, а из других вылетает – вот мне и тепло. Даже жарко.
Купец: Ух ты!
Петрушка: Не “ух ты”, а 25 рублей с тебя, дядя!
Купец: За что?
Петрушка: За совет!
Купец: А я не дам!
Петрушка: А я тебе главного не сказал: когда в шубе дырки делаешь надо волшебные слова говорить.
Купец: Какие?
Петрушка: Дашь 25 рублей – тогда скажу!
Купец: Да я могу тебя вместе с твоей шубой купить, и слов тогда никаких не надо!
Петрушка: Зачем покупать – давай меняться! Ты мне свою холодную шубу, а я тебе свою – волшебную!
Купец: По рукам!
(Производится обмен, купец уходит).Петрушка: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Обманули дурака! Не на 25 рублей, а на 33 тысячи!
(Выходит старушка)Старушка : Это ты, Петрушка, поешь?
Петрушка: А я шубу заработал!
Старушка: Ой, горе мне! Украл ведь шубу! Где моя палка – Петрушку бить уму-разуму учить? (уходит).
Петрушка: (дразнится ей вслед): Ой-ой-ой!
(Возвращается купец).Купец: Обманщик, отдавай мою шубу! Я в твоей совсем продрог!
Петрушка: А я в твоей продрог! Вот стою, жду, когда придут согреть меня красны девушки.
Купец: Снимай мою шубу!
Петрушка: Ладно, давай заново меняться. Только ты в свою шубу завернись, пусть девушки подумают, что ты – это я!
ФОНОГРАММА 12
(Петрушка убегает).Старушка: Вот ты где, охальник! В шубу завернулся? Глаза от стыда прячешь? (бьет купца) Не ври! Не воруй! Честных людей не обманывай!
Купец: Ой, не буду! Ой, простите меня! Ой, больше не буду!
(Уходят оба. Появляется Петрушка).Петрушка: Как сказал когда-то Пушкин
“Сказка – ложь, да в ней “намек”!
Преподал купцу Петрушка
Против жадности урок!
Ну, а вы, чего сидите?
Хоть за сказку – угостите!
Ведущий: Молодец, Петрушка, кушай пряничек на здоровье! Только не просто кушай, а еще и нас слушай! Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.
Петрушка:И я торговлю закрываю,
В Америку жениться уезжаю!
Ведущая: Хорошо, когда мир и покой на донской земле, когда праздники и ярмарки не переводятся и все на них веселятся! Казачьему роду – нет переводу! Так будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки, которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо пели и плясали!
Хозяйка 1 (Ира Рудчук):Дорогих гостей провожаем,
Пряниками с чаем.
Они на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
Хозяйка 2 (Настя Ткаченко): Пряники мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Хозяйка 3 (Даша Патчезерова): На праздниках гостям раздавали пряники. Получив пряник гости знали, что праздник окончен и пора расходиться по домам. Такой пряник назывался «разгоняй».
Казачка (Голубева Н. П.): И мы заканчиваем наш праздник этим старинным обычаем.
ФОНОГРАММА 13
(Раздаём с уч-ся 5 класса пряники)
ФОТОСЕССИЯ