Елена Галактионова
Сценарий праздника по казачьему фольклору «Проводы казака на службу» для дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжать формирование интереса у детей к истории, культуре, традициям и обрядам, фольклору Донского края и своего города.
Задачи:
*Воспитывать добрые чувства и интерес к своей малой Родине, создав радостную атмосферу праздника.
*Продолжать воспитывать интерес к культурному наследию Дона (языку, фольклору, обычаям)
*Расширять знакомство детей с фольклорными казачьими песнями.
Публикация «Сценарий праздника по казачьему фольклору „Проводы казака на службу“ для дошкольного возраста» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Народная культура, фольклор
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2021
*Развивать эмоциональную отзывчивость. вокальные способности и певческие умения детей (слух, голос, чистое интонирование,
самобытные детские таланты.
* Воспитывать детей в духе родной донской культуры, а основой активного участия является совместная творческая деятельность взрослых и детей.
Музыкальный репертуар:
«Донские казачьи песни» в грамзаписи (фонолтека)
«Из-под горочки туманик выходил»(казачья народная песня, «Эх, донские казаки»(казачья народная песня,
«Как у нас было на Дону»(казачья народная песня,
«Ай - на горе, калина»(казачья народная песня,»Вечор-вечор матушка»
(казачья народная песня, «Как за Доном, за рекой»(казачья народная песня)
«Барыня»(казачья народная песня)
Звуковые эффекты (топот копыт, скрип двери)
Знакомство детей с родным Донским краем, станицей строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, как дополнение к программе воспитания и обучения в детском саду.
Часть зала оформлена под казачью горницу, в углу бутафорская печь, прялка, посередине стола – самовар, чугунки, кринки. По бокам деревянные лавки. На центральной стене полка с домашней утварью, расписные доски, вышитые полотенца, вязание, табурет, половички.
Вводная часть: на лошадке вестовой объезжает "станицы"
(заходит в каждую группу, развлечение проводится для всех детей казачьего детского сада)
Вестовой: Здорова дневали!
Дети: Здорово! С чем пожаловал ты к нам?
Вестовой: Принес я вам весть - сегодня все на "круг" собирайтесь!
Атаман своего сына в армию провожает.
/уходит в другую группу с сообщением/.
Звучит казачья плясовая.
Дети всех групп по очереди входят в зал.
1 картина "На кругу"
Вход детей младшей группы /г/з "Трава, моя травушка"/
Хозяйка: Пожалуйте гостички, пожалуйте дорогие!
/дети рассаживаются на лавки/
Хозяин: Гость на порог - хозяину радость!
Гости младшей группы:
1. Друзья имеются, так и сердце греется!
2. Доброго здоровья вам, хозяева!
Вход детей средней группы : г/з "Трава моя травушка" - подтанцовка/
Ребенок средней группы: Здорово дневали, Петр Иванович и Пелагея Марковна!
Хозяюшка: Присаживайтесь, станишники!
Ребенок средней группы: Ну и казак у вас. /обращается к детям своей гр. /
Хозяюшка: /нахваливает сына/
Дети: Люб!
Ребенок:: Ну точный дед - Иван Прокопович!
Вход средней группы: под мелодию казачьей народной песни "Как у нас было на Дону"
Хозяйка: Милости просим, дорогие гостички, сделайте честь нашему куреню.
Хозяин: Покорнейше просим, проходите!
Дети: Благодарствуем! /хор "Спешим мы к вам на проводы"/
Хозяйка: У нас для каждого найдется и местечко и словечко
1 ребенок: Без друзей жить - самому постылым быть.
2 ребенок: Не плетень городи, а с соседом дружбу води
Вход подготовительной группы:Под казачью народную мелодию "Вечор, вечор - матушка"
Девочки: Здравствуйте, Пелагея Марковна!
Мальчик: Здравствуйте, Петр Иванович! /кланяются/
1 ребенок: Весть мы услыхали, что казачка Гришаню в поход провожает.
2 ребенок: Пришли мы сегодня погутарить, песни спевать, свою удаль показать.
3 ребенок: А гостей у вас полно!
Хозяйка: Где теснее, там веселее!
Хозяин: Будте как дома. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие?
Сын: Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?
Вход Щукаря: гостям то известное дело место хватило! Да не тесновато ли хозявам?
Сын: В тесноте да не в обиде! собрались казаки во единый "круг"!
Старые да молодые, веселые да удалые.
Будем песни петь, наш родной казачий край прославлять!
И меня в поход провожать!
2я картина " Проводы казака и подарки от казаков"
Воспитатель младшей группы:
Сегодня собрались казаки со всей станцы показать свою удаль.
Дети младшей группы. : Мы пришли казака проводить, показать казачий пляс! И подарок есть для вас!
Исполняют " Барыня» свободная пляска /
Ребенок младшей группы:
Мы тебе, Гришаня, кружку смастерили.
Ты в походе не скучай, Дон родимый вспоминай /дарят/
Воспитатель средней группы:
Наступил и наш черед, казаку на прощанье песню заиграем
Спляшем лихо и споем, и дары оставим!
Исполняется инсценирование казачьей народной песни "Из под горочки туманик выходил. "
Ребенок средней группы:
При походе во степи пригодятся се ковры. (дарят коврик)
Мать: - Ох, спасибочки веселые вы казачки, да боевые!
Щукарь: Да енто дело хорошее, нужное при походе.
Гости: Люб ковер?
Хозяева: Люб! / дети средней группы садятся. /
Выход детей старшей группы под казачью народную песню «Как у нас было на Дону»
(Заходят 2 подгруппы детей старшей группы, заносят на подносе хлеб на вышитом рушнике)
1 ребенок:
А мы казачка провожаем пышным караваем!
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!
/дарят/
Казачок: Вы долго трудились!
2ребенок: Пот на спине, так и хлеб на столе /с жестами/
3 ребенок: Работящие дети и отцу - хлеб
5 ребенок: Мы сейчас себя покажем, каблучками постучим.
Лихо Барыню отпляшем, вас с собою пригласим.
песня "Эх, Донские казаки" ст. гр.
/мать хвалит детей, предлагает им присаживаться/
- Ой, да, казачатки. Лихо отплясали, даже деда Щукаря развеселили, а то он как "сухарь".
Щукарь: Энто, я как сухарь? Да я вам енто, я еще вам покажу! /в сумке шарит/
Мать: Что там у тебя?
Щукарь: Рыбу поймал казачонку.
Мать: Ну давай, помогу тебе /вытаскивает рыбину/
Щукарь: /дарит рыбу/ Вот тебе, Гришаня, от деда Щукаря, рыбка для порядка.
Воспитатель подготовительной группы: Ну и дедушка Щукарь,
Ничего нам не сказал, что рыбу дивную поймал,
Пора и нам приветы слать, свое выступление начинать
Дети подготовительной группы читают стихи
Ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть,
Неужели в этом доме половице лопнуть?
Ребенок: Из-за Дона песню выведу
По родной России проведу,
Голосистую, красивую
С подголосками в ладу.
Ребенок: Ох, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас,
Начинаем перепляс
Постараемся для вас!
Инсценирование казачьей народной песни "Ах, на горе калина"
Щукарь: И танцуетет вы ладно, и песни играете,
А вот скажите, без кого казак жить не может?
Кто друг верный казака?
/пословицы о коне, дети отвечают/
1 реб: Казаку конь - себе дорог
2 реб: Казак с конем и ночью и днем
3 реб: Мы поклон принесли, и коня привели /реб. заводит коня/
4 реб: Ты коня корми до сыта. И блюди его копыта.
И тогда твой конь ретивый будет друг незаменимый.
Хорошо скачи не нем, хоть куда с таким конем /дарят/
/мать и казак благодарят гостей/
Сын: Воронок притомился. Пусть водицы студеной попьет, сена поест перед дорогой сил наберется.
Мать: Списибо, станишники, что все пришли моего Гришатку проводить.
А по обычаю проводим сынка моего в дальнюю дорогу песней.
Воспитатели и родители исполняют песню "Как за доном за рекой"
Мать, отец: Сынок, дорогой наш, благославляем тебя!
/надевают оружие, мешочек с землей, сухари и т. д. /
Сын: Спасибо, матушка, спасибо, батюшка,
Спасибо, станишники за то, что пришли проводить меня.
Я буду помнить ваши наказы.
Щукарь: И я, Гришатка, тебя провожу.
Мать: Будем ждать встречи, Гришатка.
А сейчас пойдем, чаю попьем.
Развлечение заканчивается чаепитием в группах.