Марина Тимохова
Сценарий праздника «Кудесы»
▼ Скачать
Слайд «Кудесы» перед началом мероприятия
Цель: Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству, дать понятие о старинном празднике Кудесы, познакомить с зимними приметами.
Оборудование: деревья берёза, дуб, сосна, листья; декорация русской избы, печь, половик, прялка, набор деревянной посуды, горшки, тарелки с крупой: гречневая, рисовая, фасоль красная, белая; для игры: крупа, вода, масло, молоко, соль, сахар, муляжи овощей и фруктов; деревянные ложки для оркестра; венички – домовушки, Домовята; клубок; костюмы для взрослых: Хозяюшки, Лешего, Домового.
Публикация «Сценарий праздника „Кудесы“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2016
Ход мероприятия.
Слайд печь и домовой
Муз. раб. : Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные, на зимние посиделки приглашаю вас! В поверьях разных народов есть персонаж, ответственный за счастье, семейный покой и процветание дома. Это дух домашнего очага. В народе этот дух зовется Домовой. И сегодня мы с вами будем праздновать день рождения Домового.
На день рождения, домовой заигрывал с людьми: то сено разбросает, то плошку разобьет, то молоко выльет. В этот день задабривали домового – хозяина избы: оставляли на загнетке горшок каши, обкладывали его угольками, приговаривая: «Хозяин-батюшка, побереги нас». По поверью, ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает, с той поры он целый год бывает услужлив и смирен. Вечером рассказывали сказки про домового, забавлялись потешками и прибаутками. Мы сегодня отправимся в гости в деревню к Хозяюшке.
Слайд изба
Хозяюшка: Ой, кто же ко мне в гости пришел? Здравствуйте ребятушки, гостюшки дорогие. (Бабушка садится, берет клубок, мотает)
Хозяюшка: День короток, вечер долог, ночь студена.
Посидим, поговорим, а я в это время смотаю клубочек, свяжу носочки… На улице снег, ветер, мороз, дремлют под снегом деревья, кусты, все звери забились в норы. Спят рыбы подо льдом. А у нас тепло, уютно. В такие дни раньше собирался народ на посиделки, загадки позагадывать, шутки да прибаутки порассказывать, зиму-зимушку позабавлять.
Слайд с загадками
А вы, наверное, детки, много загадок о зиме знаете? Вот я сейчас и узнаю, я хочу загадки загадать, а вы попробуйте их угадать:
- Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет…
Когда это бывает? (Дети отвечают)
- У окна побывал-
Всё окно разрисовал. (Мороз)
- Он пушистый, серебристый.
Но рукой его не тронь
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Слайд с игрой Клубок
Хозяюшка: А сейчас я хочу с вами поиграем в хороводную игру «Клубок»
Музыка народная
Я по горенке иду, иду
Клубок ниток несу, несу
Ой дувай-дувай дай, дувай дай (2 р.)
Клубок маленький, маленький
Нитки аленьки, аленьки
Ой дувай-дувай дай, дувай дай (2 р.)
Клубок катится, катится
Нитка тянется, тянется
Ой дувай-дувай дай, дувай дай (2 р.)
Я за ниточку взялась, взялась
Тонка нитка порвалась, порвалась!
Дети встают, берутся за
руки и идут по кругу поют
поднимают руки вверх, качают ими в разные стороны, притопывая ногами
Сходятся к центру круга
поднимают руки вверх, качают ими в разные стороны, притопывая ногами
Поднимают и опускают руки,
поднимают руки вверх, качают ими в разные стороны, притопывая ногами
на последнее слово резко
опускают руки и расцепляют их.
Ой дувай-дувай дай, дувай дай (2 р.)
поднимают руки вверх, качают ими в разные стороны, притопывая ногами
Слайд Зимний лес. Звучит сказочная музыка
Хозяюшка:
Ребята, посмотрим, куда же мы попали?
Словно в сказке открывает
Лес - волшебник чудеса:
Ледяная, но живая
Леса зимнего краса!
Появляется Леший
Леший:
Здравствуйте, дети! Вы узнали меня?
Хозяюшка: Ребята, это Леший. Леший – это домовой леса, он следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы.
Дети, посмотрите, Леший проснулся, а на улице холодно и он одет не по сезону.
ИГРА «Одень Лешего» + муз. сопровождение
(теплую шубу, шапку и валенки)
набор разной одежды
Леший:
Ой, спасибо ребята, выручили, теперь я знаю, что зимой холодно и надо одеваться потеплее.
(Леший приглашает прогуляться вместе с ним по зимнему лесу)
Ребята обратите внимание, какие в лесу произошли изменения зимой?
Слайды с изображением зимнего леса
1) ели в снегу;
2) берёзы зимой,
Леший:
Зимой на деревьях нет листьев, потому что они отдыхают. Но без листьев деревья тоже можно узнать. Скажите, ребята, а какие деревья ещё растут в лесу?
(ответы детей)
Леший играет с листочками + муз. сопровождение
Леший: А у меня в корзинке перепутались листочки, сейчас вы должны взять листочки и найти дерево, на котором они растут.
Перед вами стоят три дерева. Какие это деревья?
Дети отвечают: дуб, берёза, сосна.
Леший: Сколько листочков у вас берёзовых? Сколько дубовых? Сколько сосновых иголочек? (Десять)
Ну, считать до десяти вы научились, а теперь задание усложняется, я буду снимать с ёлочки шишки, а вы будете отсчитывать обратно. На ёлочке 10 шишек, я снял одну сколько осталось 9, ещё одну 8, ещё одну 7 и т. д.
Леший обращает внимание на деревья на слайдах
Слайд: Сосна и Ё лка: назови одним словом какие это деревья ( дети: хвойные) Правильно, а почему (потому что у них на ветках растут иголочки)
Слайд: Берё за и дуб: Березу мы можем узнать по цвету ствола ещё мы её называем белоствольная береза, её тоненькие веточки свисают вниз. А это могучий дуб с ветвистой кроной. А это какие это деревья, назовите одним словом. ( дети: лиственные) Правильно, а почему (потому что у них на ветках растут листья)
Слайд Настя и рассказывает стих С. Есенина Белая берёза
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
Настя: Ух замёрзла я совсем. Холодно у тебя в лесу.
Леший: Дети, если вы замерзли, так давайте поиграем и разогреемся! Вы будете повторять движения вместе со мной.
Физкультминутка «На дворе мороз и ветер»
А в лесу мороз и ветер,
В моём лесу гуляют дети, Ходьба на месте
Ручки, ручки потирают, Потирают руку об руку
Ручки, ручки согревают.
Не замерзнут ручки- крошки-
Мы похлопаем в ладошки. Хлопают в ладошки
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко. Топают ножками
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем!
Леший:
- Я просыпаюсь в конце зимы в последний месяц, что-то я забыл, как он называется ( дети: февраль)
- Я сплю всю зиму, сколько месяцев я проспал?
Ответы детей: 3 месяца: декабрь, январь, февраль. Время года Зима
- Вспомнил! Ещё Бабка моя - Яга мне рассказывала про них.
Слайды с зимними месяцами: декабрь, январь, февраль
Слайд Декабрь
Леший:
1. На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год
- Что приносит нам декабрь? (Новый год)
Слайд Январь
2. Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз
Брызнет в воду, упадет.
Не вода уже, а лед. - Какой праздник праздновали в январе? (Колядки)
Слайд Февраль
3. Дуют ветры в феврале
Воют в трубах громко
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка
- Как называется сейчас зимний месяц? (Февраль)
Его в народе называют февраль-враль. Один день тепло, другой холодно.
Февраль зиму выдувает. У февраля два друга, метель, да вьюга.
Февраль - последний месяц зимы.
Леший: молодцы ребята, ну а мне пора возвращаться в мой дом – лес. Ведь я –домовой леса, и я должен следить за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья. А за то, что вы такие молодцы, я хочу угостить вас, любимыми моими сладостями. (Дарит мармеладки)
До свидания, ребята!
Слайд Кудесы
Хозяюшка: И в этом зимнем месяце тоже есть народный праздник. На Руси в феврале праздновали Кудесы - день угощения домового. Полагалось кормить и всячески задабривать хозяина дома.
Название праздника - Кудесы (бубны) - указывает на то, что наши предки задабривая Домового просто веселились, услаждая слух музыкой: так давайте и мы с вами задобрим Домового игрой на шумовых инструментах приговаривая: Дедушка-суседушка! Кушай кашу да избу храни нашу!
В этот день после ужина для домового оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи. Домовой очень любит, когда о нем заботятся, любит молоко, сладенькое. (Прямо как дети)
Домовой страшно любит подарки. Вкус у него непритязательный: молоко в блюдце на полу; горбушка хлеба, оставленная на столе после хозяйской трапезы; каша или мед в специальной посуде, оставленные на кухне, чтобы домовой ровно в полночь вышел и поужинал. И происходит чудо: домовой становится добрым и услужливым, бережет добро ваше, помогает в быту, и в доме воцаряется мир и покой.
Раздается шум, стук + муз. сопровождение
Хозяюшка: Ой, что это? Никак Домовой стучит – хозяин дома!
Появляется Домовой:
Домовой:
Я – хозяин Домовой,
Громко топну я ногой.
Засвищу, застучу,
Все вокруг расколочу.
Хозяюшка: Что ты, что ты батюшка Домовой!
Успокойся! Мы помиримся с тобой!
Домовой: Буду нынче безобразничать
Буду нынче я проказничать
Перемешаю я муку и горох, и крупу (добавляет фасоль в тарелки с крупами)
Хозяюшка: Ребята, Домовой проказничает, всю крупу перемешал, как же мы будем кашу варить, надо перебрать крупу. Помогите мне пожалуйста.
Хозяюшка проводит игру с крупами «Перебери крупу» + муз. сопровождение
На 2 столах стоят большие блюда с крупой, (Домовой добавил в крупу зёрна фасоли) Задача: перебрать крупу, убрать лишние зёрна.
Домовой: Ну, коли вы такие домовитые, может вы ещё знаете какие продукты нужны, чтобы вкусную кашу сварить? Знаете, али нет? Сейчас посмотрим.
Игра: что для каши нужно+ муз. сопровождение
На двух столах разложены продукты, дети должны выбрать только те, что нужны для приготовления каши.
(крупа, вода, масло, молоко, соль, сахар, морковь, картофель, и др.)
Слайд Игра «Кашу нам горшок вари»
Домовой организует игру: Молодцы ребята, ох и вкусная каша будет. А теперь вставайте все в кружок. Наш кружок - это горшок. Молоком будет - Настя,
солью –Семён В., сахаром – Артём В., крупой - Маша.
Как только услышите называние своего продукта — выходите в центр круга. Да смотрите не зевайте, а то каша у нас невкусная получится, если чего-то не добавим в нее.
Дети ходят по кругу взявшись за руки, Домовой с детьми говорит слова:
Раз, два, три, раз, два, три, (Дети, держась за руки, идут по кругу.)
Кашу нам, горшок, вари.
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем.
Наливаем молоко. (Выходит молоко в центр круга.)
Варить кашу нелегко.
Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)
Ничего не позабудем.
Сыпем соль, раз, два, три, (Выходит соль.)
Кашу нам, горшок, вари.
Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)
Ничего не позабудем.
Сыпем сахар, раз, два, три, (Выходит сахар.)
Кашу нам, горшок, вари.
Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)
Ничего не позабудем.
Насыпаем мы крупу. (Выходит крупа.)
Сколько нужно, не пойму.
Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)
Ничего не позабудем.
Каша варится пых-пых (Руки к верху, приседаем.)
Для друзей и для родных.
Домовой рассказывает о посуде которая нужна для приготовления каши
Слайды с посудой
В древней Руси слова «посуда» еще не было. То, из чего пили, называли сосуд, то, из чего ели – судно. В древней Руси посуда всегда была деревянной, причем для ее изготовления подходило не любое дерево, поскольку большая роль отводилась целебным свойствам древесины.
Так, например, считалась, что липовая посуда обладает противовоспалительными свойствами, тогда как рябина может уберечь от авитаминоза, а береза обладает бактерицидными характеристиками.
Именно по этой причине испокон веков люди раньше ели деревянными ложками, пользовались мисками, кувшинами и ковшами из дерева и даже банки и солонки плели из бересты.
Но деревянная посуда не годилась для приготовления горячей пищи. Если мы поставим деревянную миску в печь, она может сгореть. И поэтому люди стали искать материал, который не сгорел бы в огне. И это – глина.
Глиняную посуду в древней Руси лепили женщины каждый для своей семьи. Они раскатывали в тонкие жгуты глину и укладывали её по спирали. Получался горшок. Потом готовый горшок разглаживали, рисовали палочкой орнамент, и обжигали в огне. Так появилась глиняная посуда.
Как вы думаете, а какими ложками ели в давние времена на Руси? На Руси ложки начали делать очень-очень рано. Простые люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками. Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники.
Муз. работник: Ребята, давайте мы с вами, покажем Домовому, что мы на деревянных ложках можем ещё играть как на музыкальных инструментах.
Мы возьмем желанные
Ложки деревянные
И сыграем мы сейчас
Пляску русскую для вас.
Танец с ложками
Хозяюшка: Молодцы ребята.
Домовой: Вы знаете ребята, что есть у меня брат младший, в бане живёт - банником величают. Хозяевам здоровье даёт. Парит веничками, берёзовыми, дубовыми, пихтовыми.
Березовый веник – под воздействием пара и высокой температуры листья берёзы способствуют очищению кожи от шлаков, усиливает потоотделение, улучшает работу легких. Баня с березовым веником полезна для людей, которые часто простужаются и кашляют. А после такой баньки, люди быстрее выздоравливают.
Дубовый веник – самым благоприятным образом влияет на состоянии кожи, он очень полезен при различных кожных болезнях. Из листьев дуба в кожу проникают противовоспалительные дубильные вещества, которые улучшают состояние кожи и работу нервной системы.
Хвойный веник – для изготовления такого веника используют ветки пихты, кедра, ели. А содержится в хвое – натуральный природный антибиотик сильного действия. Веник отлично обеззараживает кожу, улучшает заживление ран, облегчает кашель, улучшает настроение.
Слайд с игрой «Воробей»
Домовой и Хозяюшка проводят хороводную игру «Воробей».
(Хозяюшка, Воробей – мальчик).
1. Дети с Домовым поют:
Дома ли хозяйка воробей?
Хозяюшка: Дома
Дети: Что он делает теперь?
Хозяюшка: Болен лежит.
Дети: Что же у него бо-олит?
Хозяюшка: Горлышко.
Дети: Возьми, куклу ты кубышку,
Запарь травку воробьишке,
В баньке пусть попарится,
здоровеньким останется
Хозяюшка: Его травка не берет
Пуще жару придает.
2. Дети: Дома ли хозяйка воробей?
Хозяюшка: Дома
Дети: Что он делает теперь?
Хозяюшка: Болен лежит.
Дети: Что же у него бо-олит?
Хозяюшка: Плечики.
Дети: Сходи-ка ты в светёлочку
Возьми Хозяйка веничек
Пусть в баньке он попарится,
здоровеньким останется
(Воробей соскакивает с лавки)
Воробей: Я совсем не болен
И я всем доволен!.
Хозяюшка: Ой, молодцы, ребятки!
Сами повеселились, и я порадовалась
Домовой: У-у-у да А-а-а! Мне идти домой пора
Хозяюшка: Домовой, не стесняйся, чем богаты, угощайся!
Домовой: Ой, спасибо, ублажили
Кашей угостили
Буду в доме вашем жить
Буду дом ваш сторожить,
Буду дом оберегать,
Счастье буду привечать.
Вручить всем ребятам на группу куклу Домового-группового и сладости
Пригласить детей посмотреть поделки веничков - оберегов