Елена Пархомчук
Сценарий праздника «Ямал мой необыкновенный!» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к важной части духовной культуры и традиций северных народов.
Задачи:
прививать уважение и бережное отношение к национальной культуре и традициям народов Севера, обогащать кругозор детей музыкальной культурой северных народов, населяющих ЯМАЛ;
формировать музыкальную культуру детей с помощью традиций и обычаев народов Севера; знакомить с творчеством музыкантов, поэтов Севера; напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен, самобытностью творчества;
развивать певческие и танцевальные способности;
воспитывать умение и способность видеть и раскрывать красоту природы северного края.
Публикация «Сценарий праздника „Ямал мой необыкновенный!“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Оборудование: украшения детской одежды орнаментами, колокольчики, бубен шамана, фрагмент чума, голубые ленточки. Аудиокассеты с записями «Музыка Севера» Г. Лагея, музыкальный диск Ю. Корнилова «Северный край», карта Ямала, слайды - фотопейзажи Северной природы, животных.
Предварительная работа: разучивание песен ямальских композиторов, стихов, танцы народов Севера, национальные игры, подбор фотоматериалов.
Действующие лица:
Взрослые:
Ведущий
Шаман
Хозяйка чума
Важенка
Оленёнок – ребёнок
Ход занятия:
Ведущий: Скажите, дети, сколько в этом году исполнилось лет нашему краю – Ямалу? (85 лет). Правильно. А знаете ли вы, что означает слово «Ямал»? (ответы детей) Правильно. Край земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово “Ямал”. С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студёными ветрами, как бы испытывая на прочность людей - смельчаков, живущих здесь. Но силён человек! На ЯМАЛе живут и работают оленеводы, рыбаки, нефтяники, газовики.
Ребенок.
Суров мой Север лишь на первый взгляд,
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою.
Ведущий. Чем же интересен наш Ямальский край? (Ответы детей)
Правильно. Здесь добывают нефть, газ. Много буровых вышек возвышается над тайгой.
Звучит песня И. Корнилова «Северный край»
Ведущий. А кто хочет прочитать стихи о нашем северном крае?
Дети читают стихи:
«Жители Ямала»
На Ямале мы живем,
Дружно песенки поем,
Будем жить мы здесь всегда-
Не страшны нам холода.
Пусть свирепствуют метели,
А мы шубки все надели!
Все обулись, потеплей,
На мороз!
Там веселей!
«Куда уходит жить зима?»
- Куда уходит жить зима?-
Спросила маму Ира. -
Не догадаюсь я сама,
Где у зимы квартира?
Где злая прячется метель,
И есть ли у нее постель?
Там в мягкую перинку
Насыпаны снежинки?
А вместо пола - синий лед…
Наверно, там зима живет?
Ведущий. Ребята, вы любите необычные путешествия? (ответы детей) Тогда я вас приглашаю в путешествие по ЯМАЛу. Предлагаю отправиться в путешествие на оленьей упряжке. Поехали!
Звучит песня “Увезу тебя я в тундру»
Дети под музыку, имитируя езду на оленях, двигаются по залу.
Ведущий. Вот мы и приехали. Остановка первая - (раздаются удары бубна) Кто же нас встречает?
Выходит Шаман с бубном
Ведущий. Здравствуйте. Кто же нас встречает? (ответы детей) Шаман, куда ты нас поведешь?
Шаман. Дорогие ребята, я приглашаю вас в стойбище “Поэтическое”, где живут поэты. Они воспевают красоту своей земли. Закройте глаза! (Шаман ударяет в бубен)
Ведущий. Среди наиболее выдающихся поэтов Севера: Иван Истомин, Леонид Лапцуй, Роман Ругин, Прокопий Салтыков и другие. Они были выходцами из семей оленеводов, рыбаков, охотников. Итак, в добрый путь к нашим северным родникам!
Дети читают стихи северных поэтов
1 ребенок.
Пойдем со мной в наш тихий лес -
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч и еще немножко! (Роман Ругин)
2 ребенок.
Когда солнце над тундрой светит,
Тундре радость несет оно,
Когда много друзей на свете,
Сердце счастьем озарено. (Иван Истомин)
3 ребенок.
Оленья упряжка по тундре летит,
Морозец приятно лицо холодит.
На нартах хозяин оленей сидит.
Он едет с охоты, он очень спешит. (Саша Сычева (Лабытнанги)
4 ребенок.
Морошка, морошка,
Тоненькая ножка.
Ягода- фонарик,
Сладостью одарит.
Солнца луч в окошке-
Золотые рожки.
5 ребенок.
Там, под северным сияньем,
Там, где вечная зима,
Там, под снежным одеялом,
Есть далекая земля.
Под крылом гагары белой,
Где склонил главу Урал,
Спит земля в постели нежной,
Имя той земли – Ямал!
Ведущий. Какие чистые, добрые, искренние стихи, написанные сердцем и душой.
Шаман. А теперь мы с вами, дорогие ребята, идем дальше, в стойбище “Певунья”.
Ведущий. О Ямале, уникальном, Северном крае России сложено немало песен. Своеобразная красота северной природы, душевность живущих здесь людей воодушевляет их на творчество. Тут и солнечный свет, и осенняя грусть, и белые ночи, и восторженная любовь к родному краю.
Песня “Пуровский вальс ”, муз Леонтьева
Ведущий. У народов севера своя культура, язык их очень музыкален, ведь вы знаете, что песня – это те же стихи, положенные на музыку. Сейчас вы услышите песню о солнечной тундре.
Песня «Солнечная тундра», Семен Няруй.
Шаман. А теперь мы с вами, дорогие ребята, идем дальше, в стойбище “Плясунья”.
Ведущий. Танцы народов Севера. Сколько в них выдумки, загадки, красоты и таланта. В танцах мы встречаем быстрого оленя, ленивого медведя, легкокрылую чайку. В танцах оживает северная природа.
Танец «Северное сияние»
Шаман. Я приглашаю вас в волшебный мир мудрых народных сказок и легенд. Мы отправляемся в стойбище “Сказочное”!
- Сказки северяне придумывали для своих детей, чтобы они знали родной край, птиц, зверей и рыб - все, чем богата северная земля. Чтобы, слушая сказки, дети учились быть смелыми и честными, добрыми и умными. Главным героем северных сказок является человек - охотник, рыбак, оленевод, покоряющий суровую природу и женщина-мать - хранительница очага. Закройте глаза! (ударяет в бубен).
Сценка “Оленёнок Ру-ду-ду ”
В зале появляется Важенка (мама оленёнка, напевая песню.
Важенка.
Пеку я всевозможные
Бисквиты и пирожные,
С брусничкою — искусно,
Чтоб было очень вкусно!
Готова всех я угощать,
Хоть торт сама не ем.
Рецепты сладостей своих
Могу назвать я всем!
(Зовёт оленёнка): Ру-ду-ду-у!
Оленёнок. Я здесь, мамочка! (В зале появляется Оленёнок)
Важенка. Ну как, напрыгался, дружок?
Олененок.
Меня ещё зовёт тайга,
Там мох и ягель — там еда.
И я бегу, бегу, бегу.
И к небу я взлететь хочу.
Чтоб лучик солнышка достать,
И на земле с ним поиграть.
Но почему я не лечу?
Понять я, мамочка, хочу.
Важенка.
Глупенький ты Ру-ду-ду!
Твоё вниманье обращу
На копытца твои.
Они немножко тяжелы.
На них ты можешь попрыгать
И ножками слегка подрыгать.
Ты ими можешь постучать
И по дорожке пробежать. (Оленёнок Ру-ду-ду скачет, прыгает, бьёт копытцами)
Олененок. Как здорово, что оленёнок я! Дай, мама, обниму тебя!
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости. Как хорошо, что вы к нам на праздник пришли. Важенка, какой славный у вас сынок!
Важенка. Я его очень люблю! Только он такой непоседа!
Шаман. Здравствуй Важенка! Здравствуй Оленёнок Ру-ду-ду! Нам с ребятами пора отправляться дальше, в стойбище «Загадочное». Присоединяётесь к нам!
Ведущий. Дети, а знаете ли вы коренных жителей, которые живут на севере? (ответы детей: ханты, ненцы, селькупы)
Шаман. Ну, что поедем в гости? (ударяет в бубен)
Дети под музыку двигаются по залу
Стойбище «Загадочное»
Шаман. А теперь, ребята, мы с вами зайдём в хантыйский чум.
Хозяйка чума встречает детей
Хозяйка чума. Добро пожаловать, дорогие друзья! Я рада встречи с вами и хочу загадать вам загадки. У нас дети всегда собираются в чуме у огня и любят загадывать друг другу загадки.
(Загадывает загадки):
1. Не из камня, не из бревен – из оленьих шкур построен. (Чум).
2. Чуток, строен и высок,
Гордо голову несет.
От рогов густая тень.
Вот красивый зверь… (Олень)
3. Летом меховые,
Зимой берестяные. (Рога оленя.)
4. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
5. Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по сучьям, а не птица? (Белка)
6. В тундре голой и холодной
Оленей стадо он пасет.
Зря тут бродит, волк голодный,
К стаду он не подойдет.
Потому что это стадо стережет… (Оленевод.)
7. Когда на лыжах я в тайгу
Иду под снегопадом,
Четыре лапы на снегу
Со мною мчатся рядом
Когда врага почует вдруг,
Рычит и огрызается.
А если к ней подходит друг,
Глазами улыбается.
Другу верному - верна.
Угадай-ка: КТО ОНА? (Собака)
8. Кто зимою в белой шубке,
Летом - в серой бегать любит?
Всеми признанный трусишка,
Наш любимчик – КТО? (Зайчишка)
9. В наших северных лесах
Есть красавица в мехах,
Черно – серебристая
Шубонька пушистая,
Пышный хвост – её краса,
Чернобурая … (Лиса)
10. Она в речной глуби живёт,
Покоя рыбам не даёт,
Зелёная, зубастая,
Такая нападастая! (Щука)
Хозяйка чума. Мне понравились ваши ответы, ребята. Давайте немного поиграем. Я буду называть грибы, если гриб съедобный - вы хлопаете, а если гриб ядовитый – топаете. (Проводится игра) А какие ягоды можно встретить на болоте и в тайге? (ответы детей: клюква, брусника, голубика, морошка, черника.)
Звучит «Песенка про черничку», муз. В Алексеева
Хозяйка чума. Вы отлично справились с заданиями и замечательную песенку спели, я дарю вам колокольчик, чтобы он помогал вам в путешествии. А ещё для вас у меня есть добрый совет:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
- К сожалению, людям не всегда удается сохранить природу. Берегите ее, дети! Желаю вам радости в жизни и улыбок! (На хантыйском языке говорит: “Нягань”, дети благодарят хозяйку чума и отвечают на хантыйском языке: “Па Яма Улаты - До свидания. ”)
Шаман. Мы продолжаем наш путь и следующая наша остановка в стойбище “Игрунья”.
Ведущая. У коренных жителей Севера есть игры, традиционные только для них. Умению жить в тундре северяне учатся с малых лет. Едва мальчик начинает ходить, отец мастерит для него наточку и детский аркан, а для девочки мама шьет сумочку для рукоделия - буче. А еще малышу дарят оленьи рога, с которыми он может играть. Игры связаны с охотой, рыболовством и оленеводством.
Озера, озера,
Озера без края-
Ковши голубые, вода голубая. (Прокопий Салтыков)
Игры: “Ручейки и озера”, “Рыбаки и рыбки”, “Важенка и оленята”. (Предлагаются детям по желанию.)
Ведущий.
Вы на карту посмотрите
И город наш на ней найдите,
Потому что здесь наш дом.
Мы на Севере живем.
Дети показывают на карте г. Муравленко
Шаман. Дорогие ребята, я очень рад, что сегодня встретился с вами! Я понял, что вы знаете и любите наш северный край. Наш Ямал!
Ведущий. А мы с ребятами, благодарим вас за интересное путешествие и дарим песню.
Песня «Северный хоровод» муз. и сл. народные
Шаман, Хозяйка чума и Важенка прощаются с детьми:
- До новых встреч, дорогие друзья! (уходят)
Ведущий. Вот и заканчивается путешествие по Ямальскому краю. Надеюсь, что вы ещё сильнее полюбите эту северную землю, на которой живете.
1 ребёнок.
Здесь край мерзлоты и болот комариных,
Зима здесь почти круглый год.
О крае ямальском слагают былины,
Живет здесь особый народ.
2 ребёнок.
Народ-исполин и народ-испытатель,
Его ни морозы, ни ветры не гнут.
Порой он романтик, порою мечтатель,
Он нефтью и газом снабжает страну.
3 ребёнок.
Я хочу, чтоб край мой милый
Стал еще прекрасней,
Я хочу, чтоб люди жили
В радости и счастье!
Ведущий. А теперь, дети, нам пора возвращаться в детский сад.
Под песню “Увезу тебя я в тундру» дети покидают зал.
Список литературы:
1. Журнал “Культура Ямала”№3-4 2001 г. Статья С. К. Нарышкина “Песни народа Неща (Лесные ненцы);
2. Журнал “ Ямальский меридиан”№12002г. Статья Ю. Юнкерова“ Песня да хорей. ”;
3. Журнал “Ямальский меридиан” №1 2001гСтатья Р. Ругин “ Олень и солнце”;
4. Журнал “ Северяне”№2 2005г. Фотоматериал “Оленья упряжка”, “Образы земли Ямальской”. №1 2007г “Хантыйская семья”,
5. Журнал “Ямальский меридиан”№8.2006г. Статья С. Няруй “Певец Ямальской тундры”, фотоматериалы “Весомые достижения”, “Первый слет Оленеводов”.
6. Журнал “Северяне”№4 2005г. Статья “Движения чувств” - Стихи Л. Г. Ефремовой.
7. Сборник “Мой дом Север” Н. Дудников.
8. Сборник песен “Северный калейдоскоп” Юрия Юнкерова.
9. Сборник “Детские подвижные игры народов Севера” В. Кенеман. 1989г
10. Сборник песен “Праздник тундры” Семен Няруй.