Марина Кожеватова
Сценарий познавательной программы «Лаборатория времени» для детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий познавательной программы
«Лаборатория времени»
для детей младшего школьного возраста
Подготовка: оформить книжно-иллюстративную выставку по книгам о времени Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», С. Прокофьева «Часы с кукушкой», Я. Аким «Учитель Так-Так и его разноцветная школа, Ф. Л. Баум «Дедушка-Время», М. Голикова «Файолеана. Дверь времени.» и др.
Публикация «Сценарий познавательной программы „Лаборатория времени“ для детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Материалы и оборудование: проектор, экран, слайды по теме, разовую тарелку, картинка циферблата, ножницы, клей, карандаш, фонарик, бутылка пластиковая, фломастер, стакан с водой, свеча.
Действующие лица: библиотекарь 1 и библиотекарь 2
Библиотекарь 1: Здравствуйте, ребята. Вам нравится путешествовать? А путешествовать во времени, вам приходилось? А что такое время? Это вчера или сегодня? А может быть утром или вечером? Как действительная реальность время очень особенно. Оно всегда в движении, оно не предмет, его нельзя увидеть, понюхать. Но, у него есть мера – сутки, недели, месяцы, минуты, секунды, часы.
Библиотекарь 2: Скажите, который час? А как вы определили? Посмотрели на часы? А как вы думаете, часы всегда были такими? Не знаете, тогда давайте совершим путешествие во времени и отправимся в далекое прошлое. Для этого нам надо самим превратиться в часы. Запоминайте:
- руки вверх – это 12 часов;
- правая рука вниз, левая вверху – это шесть часов;
- левая рука вверху, правая в сторону – это три часа;
- правая рука вверху, левая в сторону – это 21 час. Запомнили? (игра «Часики»)
Слайд петух на столбе
Библиотекарь 2: Вот мы прибыли в глубокую старину. В те давние времена, когда не было электронных часов, не было даже никаких часов, люди вставали с «петухами». Именно петухи и были часами, только необыкновенными – живыми. Ведь в глубокую старину людям надо было время-то знать обязательно. Вот их и выручал петушок-золотой гребешок. Он же из века в век кричит, в одно и то же время. Бывало, прокукарекает ни свет, ни заря: «Кука-реку! Просыпайтесь, люди добрые, скоро рассвет!» Все встают, за работу принимаются. И нам пора на работу. Поиграем в игру «День - ночь»(день- прыгаем, ночь – стоим не двигаясь). Молодцы, но пора двигаться дальше. Превращаемся в часы, но уже слушаем внимательно. Я говорю, вы показываете: 12 часов; 3 часа; 6 часов; 21 час. Перемещаемся в средневековье.
Слайд солнечные часы
Библиотекарь1: Шло время, народ талантливый был, любознательный и наблюдательный. Увидел он, что солнце на месте не стоит, все движется и движется по небосклону. Поутру выкатится огненным шаром из-за края земли, в полдень над самой головой встанет, к концу дня за противоположный край земли уйдет - спать. А люди день-деньской на него поглядывают и говорят: «Вот восход. Вот полдень. Вот закат». И живут себе по этим небесным часам. А как бы, думают, поточнее, узнать время? И смастерили настоящие солнечные часы. Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стерженька для стрелок посреди площади – колонна. Взамен самих стрелок – тень от колонны. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и, точь-в-точь как часовая стрелка, показывает время. Ребята, так как нам нужно узнать историю часов до полудня, поэтому перемещаемся во времени дальше. Внимание! Наши руки – это стрелки часов! Я говорю, вы показываете: 6 часов; 3 часа; 21 час; 12 часов.
Слайд водяные часы
Библиотекарь2: Вскоре человек изобрел водяные часы. Они могли показывать время не только в солнечный день, но и в ненастье и даже ночью. А работали они просто: в высокий сосуд с дырочкой наливалась вода. Капля за каплей вытекала она из отверстия. А на стенках сосуда были сделаны черточки, которые показывали сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. В память о водяных часах мы и сегодня говорим: «С той поры много воды утекло». Вы помните, что у нас мало времени на путешествие? Дружно превращаемся в часы и перемещаемся дальше. Наши руки – это стрелки часов! Я говорю, вы показываете: 3 часа; 21 час; 6 часов; 12 часов.
Слайд песочные часы
Библиотекарь1: Вот мы прибыли во времена песочных часов. Но время текло не только в водных часах, но и в песочных. Вернее, не время текло, а песок, который его измеряет. Эти старинные часы дожили до наших дней. Придешь в поликлинику, а они - тут как тут. Одна над другой примостились две соединенные узким перешейком круглые скляночки. В нижней – мелкий-мелкий песок. Но нас ждут еще другие часовые чудеса. Дружно показываем, как работают наши руки- часы и быстро перемещаемся во времени. Я говорю, вы показываете: 6 часов; 3 часа; 12 часов; 21 час.
Слайд восковые часы
Библиотекарь 2: В раннем средневековье предпочитали пользоваться огненными часами, то есть свечкой. Это было удобно, и время отчитывали, и комнаты освещали. Как? Я вам расскажу. Свечку сверху донизу разрисовывали, как зебру, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, и вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько, значит, прошло и часов. Выходит, время не только «течет», но и «сгорает». Хорошо если с пользой. А если зря? Так вот, что бы все было не зря, поспешим узнать еще чего-нибудь о часах. Наши руки-часы помнят все. Я говорю, вы показываете: 12 часов; 3 часа; 21 час; 6 часов.
Слайд Кремлевские Куранты
Библиотекарь1: Ну, вот мы почти дома. Посмотрите внимательно на эту картинку. А эти часы, узнаете? Ну, конечно же, перед вами известные на весь мир часы Кремлевской башни – Кремлевские куранты. Первые механические часы были установлены в Кремле в 1404 году и по кругу не стрелки бегали, а сам круг вращался. Одна большая стрелка стояла неподвижно. Сейчас все по-другому: стрелки бегают по циферблату. Четыре раза в час бьют куранты: мол, еще 15минут истекло. Кремлевские куранты – главные часы нашей Родины.
Слайд современные часы
Библиотекарь2: А еще сейчас есть часы без пружинки – на батарейках и даже без стрелок – светящиеся цифры в окошке сами вспыхивают. А время показывают очень точно. И не капризничают. Невзначай в речку с ними нырнешь – не испортятся. И заводить их не надо. Настоящие чудо-часы!
Библиотекарь1: Вот такой сложный путь во времени проделали часы. А теперь, приглашаем в нашу лабораторию времени. Но сначала прошу ответить на вопросы:
1. Как узнавали время, когда не было никаких часов?
2. Какие часы могли показывать, когда не было солнца?
3. Какими часами из глубокой старины пользуемся в наше время?
4. Что важно в солнечных часах?
5. Как называются часы, которые находятся в Кремлевской башне?
Библиотекарь 2: Молодцы! Приступаем к опытам. Эксперимент «Солнечные часы». Для этого берем разовую тарелку, картинку циферблата, ножницы, клей, карандаш и фонарик.
1. Вырезаем циферблат и наклеиваем его на обратную сторону тарелки.
2. Острой стороной вставляем карандаш в центр циферблата.
3. Включаем фонарик, он выполняет функцию солнца. Перемещаем его по кругу, и видим, что тень от карандаша перемещается по цифрам циферблата.
Библиотекарь1: Эксперимент №2 «Водяные часы».
Для этого берем 1 большую бутылку, ножницы, фломастер, воду в стакане.
1. Разрезаем бутылку пополам.
2. В крышке делаем отверстие и закручиваем горлышко бутылки. Наносим штрихи фломастером на одной половине бутылки и на второй (можно по линейке).
3. Вставляем первую половину бутылки крышкой во внутрь в нижнюю часть бутылки, наливаем воду и наблюдаем, как капает вода.
Библиотекарь2: Эксперимент №3 «Огненные часы». Берем свечу, делаем на ней насечки ножницами. Но зажигать мы ее не будем, так как всем понятен принцип работы огненных часов. Эти часы еще выполняли функцию освещения.
Библиотекарь1: Наша лаборатория закрывается. До новых встреч!
Автор: библиотекарь 1 категории
Дом офицеров (флота) г. Североморск
Марина Артуровна Кожеватова