Папки-передвижки

Сценарий, посвященный юбилею Крещения Алании

Фатима Савельевна Пагиева
Сценарий, посвященный юбилею Крещения Алании

Сценарий

проведения праздничного концерта

посвященного 1100- летию Крещения Алании

ВЕДУЩИЙ: Вершины гор коснулся первый луч,

Все осветилось солнечным сиянием.

И смелый ветер, разгоняя стаи туч,

Наполнил воздух светлым ликованием.

И радости сегодня нет конца,

Мы празднуем Крещение Осетии.

Уж много лет назад у нашего Творца

Водой, огнем и Духом народились дети.

В сердца вселилась Божья благодать

И только с Богом их дорога дальше,

Публикация «Сценарий, посвященный юбилею Крещения Алании» размещена в разделах

За веру и Отечество готовы жизнь отдать,

Тверды характером и непреклонны к фальши.

Сыны и дочери Алании родной,

Надежда наша только в Божьем Сыне!

Все мы потомки матери одной.

Храни нас Бог, молитвами Ясыни!

Весь православный народ Осетии празднует 1100 -летие крещения Алании. Алания – Осетия – одна из древнейших колыбелей христианства.

Любая религия это многовековой опыт народа, которая находит отражение в различных сферах жизни как социальной, так и государственной. Религия – носитель культурных ценностей, важный элемент истории любого народа.

В течение нескольких месяцев в Республике Северная Осетия-Алания в рамках празднования 1100- летия Крещения Алании проходят грандиозные мероприятия, конференции, выставки, концерты, спектакли, появилось большое количество документальных фильмов, издана церковная книга "Аланская библиотека", вышло в свет множество издательских проектов, которые включают труды по истории, археологии, культуре.

Это говорит о бережном отношении к духовному наследию своего народа – которое является неотъемлемой частью сохранения его идентичности.

Празднование 1100-летия крещения Алании войдет в историю как крупнейшее культурное событие.

С праздником вас!

Музыкальный номер

ВЕДУЩИЙ: Осетия-Алания – одна из древнейших колыбелей христианства. Предки осетин – скифы, сарматы, аланы – были одними из первых, услышавших благую весть. Учение Христа на нашу землю принесли апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.

Один из достоверных фактов соприкосновения алан с христианством содержится в армянских источниках. В византийских источниках упоминается об аланском царе Григории, который в 7 веке принял крещение. По историко-археологическим материалам сложилось представление об ХI–XII веках как о «золотом веке» в истории Алании. Аланы приобрели политический суверенитет, значительно выросла военная мощь. Внутренняя готовность алан принять христианство как государственную религию совместилась с благоприятной политической обстановкой. Византия видела в Алании единственного крепкого и надежного союзника на Кавказе.

В 916 году состоялось великое крещение Алании, а позже, в 988 году, было крещение Руси.

Массовое крещение алан проходило в Нижне-Архызском городище (недалеко от станицы Зеленчукской, Карачаево-Черкесия). Таинство совершалось в трех аланских храмах : Северный храм (Святого великомученика и Победоносца Георгия); Средний храм (Пресвятой Троицы); Южный храм (пророка Илии). Следует отметить, что эти три аланских храма (IХ–Х, сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами на территории России. В храме Святого Георгия Победоносца (Северном) сохранилась также самая древняя купель в России, где принимали святое крещение наши предки аланы.

Музыкальный номер

ВЕДУЩИЙ: Ос-Багатар — один из самых известных военачальников средневековой Алании. Его жизнь и деятельность приходятся, пожалуй, на самый тяжелый и трагический период истории аланов — XIII в. С 30-х гг. этого столетия шла упорная борьба с монголо-татарскими завоевателями, и не только за территорию и за независимость, но и за само существование аланов. В том, что они сохранились как этнос, велика заслуга Багатара.

Как сам Ос-Багатар, так и его братья, получили воспитание в христианском духе. Видя своих соотечественников в сильном угнетении от Тимура, Ос-Багатар задумал освободить Осетию от тяжкого иноплеменного ига и объединить северных и южных осетин в одно государство. Проповедуя усердно Евангелие, Ос-Багатар и его братья сумели осуществить задуманное и восстановить христианство как государственную религию Осетии. Первым делом они воздвигли в Цейском ущелье монастырь во имя Пресвятой Троицы. Другой монастырь был построен ими в честь архангелов Михаила и Гавриила в Касарском ущелье. В самой Осетии предания о тех славных временах родной истории сохранились не только в народных песнях и сказаниях, но и в исторической надписи на стене Нузальского храма с изображением осетинских царей. В древнейшем православном храме Осетии Пресвятой Троицы Реком находились щит и меч Ос-Багатара. В Нузальской часовне хранилась и старинная грамота рода Царазонта. В середине ХIХ века эту уникальную грамоту, поэму «Песнь об Алгузе», увез из Нузала священник-грузин в Грузию. От него она проникла в печать и в собрание рукописей грузинского общества. Поэма включает в себя 1140 стихов, изложенных в четверостишиях, классического образца древней поэзии. Все это также подтверждает, что православие положительно влияло на культуру осетин.

Музыкальный номер

ВЕДУЩИЙ: Аланское христианское государство было уничтожено в начале, а Византия в середине XV века. Попытки аланского царя Багатара укрепить страну для противостояния нарастающим вызовам – не увенчались успехом. Кровавое, разрушительное нашествие Тамерлана стало катастрофой. Народ, наследник скифской цивилизации, создавший великую воинскую культуру, собственное государство, письменность и неповторимую православную традицию, оказался на гране гибели. С утратой государственности, церковной организации и письменной традиции совершился отход к патриархальным формам общественного устройства и мифологизированному народному христианству, сменившему каноническую стройность православного вероучения.

Музыкальный номер

ВЕДУЩИЙ: В истории Алании также были женщины, способствовавшие распространению православной веры.

Первой хочется упомянуть родственницу святого Георгия Победоносца, равноапостольную Нину (племянницу иерусалимского патриарха и воина Максимилиана, просветительницу Кавказа, которая появилась здесь в начале IV века и способствовала укреплению христианства, особенно в Грузии и Осетии. Она была прислана по просьбе грузинского правителя Мириана и его супруги Наны византийским императором Константином Великим. После проповеди христианской веры в Грузии святая Нина из Мцхеты отправилась в Осетию, где обратила многих ко Христу. В Осетии про нее говорили: «Эта святая женщина исцеляет больных и, вместе с этим, проповедует ту самую веру, которую несли апостолы Андрей Великий и Симон Кананит». Она строила храмы, неся христианство народам Осетии, Грузии и всего Кавказа. Благодаря святой Нине наши предки и стали почитать великомученика Георгия и его страдания как мужественного и отважного воина Христова.

Неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии оказала царица Тамара, правившая в конце XII – начале XIII веков, время царствования которой считалось вершиной расцвета политических и культурных сил Грузинского царства.

Тамара была дочерью осетинской княгини Бурдухан (дочери знаменитого царя и военачальника Худана). Она знала, кроме осетинского, греческий, латинский, грузинский языки. И все эти знания приобрела в Осетии при царском дворе.

Давид-Сослан, сын осетинского царя Джандероза, знал осетинский, греческий, латинский, татарский и другие языки. Его просвещенность и образованность сделали его достойным царицы Тамары.

Бурдухан открыла в Осетии женский монастырь и до конца дней опекала его. Там она учила осетинских монахинь разным наукам. Прочитанные греческие и грузинские книги она переводила на осетинский язык. После смерти Бурдухан этому монастырю покровительствовали царица Тамара и Давид-Сослан, а в конце XIII века монастырь был разрушен монголо-татарами.

Музыкальный номер

ВЕДУЩИЙ: Княгиня Мария Ясыня, о жизни и деятельности которой повествуют Лаврентьевская и Троицкая летописи. Известно, что родилась благоверная княгиня в Западной Осетии, вышла замуж за русского князя Всеволода Большое Гнездо и подарила ему 12 детей, четверо из которых (Константин, Георгий, Ярослав, Святослав) в дальнейшем были великими князьями Владимирскими. Княгиня Мария стала для своего мужа, князя Всеволода, не только любящей женой, но и верной, умной соратницей в делах государственных. Пока он находился в военных походах, княгиня лично контролировала строительство городов Тверь и Хлынов.

Наравне со своим супругом Мария Ясыня являлась попечительницей строительства Дмитровского собора, возведенного во Владимире во имя святого покровителя князя Всеволода крещении Димитрия) – великомученика Димитрия Солунского. А вместе с лучшими зодчими Руси в возведении и украшении этого собора принимали участие и аланские мастера. Эта архитектурная жемчужина древнерусского зодчества сегодня находится под охраной ЮНЕСКО. Основание в 1200 году женского Успенского монастыря во Владимире и строительство собора в нем – это тоже заслуга княгини Марии Ясыни, и потому до наших дней монастырь называется «княгининым». Изначально монастырь был задуман как родовая усыпальница княгинь и княжеских дочерей Владимирского княжеского дома.

Славные дочери аланской земли, находясь далеко за пределами малой родины, оставили свой яркий след в православном мире.

Музыкальный номер

ВЕДУЩИЙ: В XVIII веке наступает эпоха сближения Осетии с единоверной Россией. После нашествия монголо-татар и истребления аланского (осетинского) народа осетины пережили очень трудные времена. Но с добровольным вхождением в состав России начинает возрождаться осетинская нация, и в Осетии пламенный светоч христианства возгорается с новой силой. Весной 1745 г. во главе с архимандритом Пахомием русская православная духовная комиссия прибыла в Осетию. Новое крещение осетин стало политическим актом лояльности к России.

С приходом миссионеров возрождалась и письменная культура осетин. В 1952г. в ауле Дзивгис открылась первая в Осетии частная школа. В следующем 1753 г. такие школы стали открываться и в других аулах Осетии. Одна из них была открыта в Зарамаге Зурабом Магкаевым.

В 1793 году российским правительством была учреждена Моздокско-Маджарская епархия, которая в 1799 году была упразднена. В 1875 году была учреждена викарная Владикавказская епархия при Грузинском экзархате, которая с 1894 года обрела самостоятельность.

Перевод Евангелий на осетинский язык появился в 1861 году.

Создание собственной письменности и открытие школ в Осетии свидетельствовало о высоких политических и культурных запросах осетинского общества.

Музыкальный номер

ВЕДУЩИЙ: Несколько веков насчитывает история проведения богослужений на осетинском языке. Еще в Житии св. Кирилла, создателя славянского алфавита, аланы упоминаются среди народов, "имеющих письменность и славящих Бога на своем родном языке". Не так давно была найдена византийская богослужебная книга 16 века, принадлежавшая аланскому священнику. На полях рукописной книги ее хозяин сделал заметки на родном языке, которые не оставляют сомнений в существовании хорошо разработанной аланской церковной терминологии.

К концу 19 века в Осетии сформировалась осетинская церковная интеллигенция.

Первая Божественная Литургия на осетинском языке была совершена в храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе в 1912 году.

Более чем сто лет спустя под сводами храмов Осетии-Алании вновь звучат молитвы на осетинском языке. Литургия не только читается, но и поется, поэтому работа над ней еще не окончена. Текст божественной литургии на осетинском языке будет положен на нашу национальную музыку.

Музыкальный номер

ВЕДУЩИЙ: Пережив антирелигиозные гонения советского времени православие в Алании, как и по всей нашей стране, возвращается в жизнь современного общества. Оправившаяся от многолетних гонений церковь призвана стать его духовным оплотом в условиях разрушительной глобализации и надежным гарантом сохранения и развития национальной культуры.

На севере и юге Алании строятся и восстанавливаются храмы, открываются монастыри, развивается церковная живопись, переводятся Священное Писание и богослужебная литература. Изучение христианской истории Алании постепенно освобождается от идеологических установок советской эпохи.

Происходит возрождение аланского православия, воплотившего в себе древнюю культурную традицию ариев и христианскую ортодоксию, принятую аланами более тысячи лет назад.

Литургия. Молитва, обращенная к Богу на родном языке, на древней христианской земле, помнящей апостольскую проповедь, звучит провозвестником возрождения

О н Хуыцау Чырысти!

вз р й н бахъахъхъ н.

У ларв й н м раф лг с,

Д ц ст й н рахъахъхъ н,

Н дин рох н ма бауадз,

Х йр г й н бахъахъхъ н,

Райтау ныл У ларв й

Д кадджын Мады к рд н.

Протоиерей А. Колиев

Музыкальный номер

ВЕДУЩИЙ: «Образованная мать — это образованные дети, а образованные дети — это образованное общество". Эта цитата принадлежит передовому человеку своего времени, общественному деятелю 19 века, значимость личности которого в истории Северной Осетии трудно переоценить - Аксо Колиеву.

При жизни Аксо Колиев был воплощением смиренности, но твердости, доброты. Это – один из первых священников, кто вел службу на родном, осетинском языке. Его перу принадлежат несколько стихотворений духовно-проповеднического содержания: «Мады Майр мы кады зар г» («Хвалебная песнь Пресвятой Богородице», «Чырыстийы рухс райгасдзинад» («Светлое Христово Воскресение») и «Мах фыд» («Отче наш»). В этих стихах Колиев использовал формы народных песен и сказаний, их ритмику.

Темой православия пронизано также все творчество Коста Хетегурова. Стремясь к просвещению родного осетинского народа, Коста берется за перевод на осетинский язык Евангелие от Матфея. Вера в Бога воспринимается им как последнее убежище, оплот отвергнутой, мятущейся души.

В произведениях многих писателей и поэтов ярко отображена православная тематика кроме Аксо Колиева, Коста Хетагурова свою лепту внесли также Иуане Агузаров, Темирболат Мамсуров, Уасил Цораев и другие.

Родной Осетии сыны достойные

Вся ваша жизнь не вам принадлежит.

В трудах - как в подвигах, в напастях - стойкие,

Негаснущей свечей душа ваша горит.

Вы переводчики и просветители,

Строители церквей и детских школ.

Народу своему вы Ангелы-Хранители

И ваша проповедь дошла до самых гор.

Учителя, священники, поэты,

Вы Богом посланы земле своей родной.

Трудами вашими озарены мы Светом

Христовой вечной Истины Святой.

Музыкальный номер

ВЕДУЩИЙ: За последние 20 лет в Северной Осетии появились две новые обители – Аланский Успенский мужской монастырь в селении Хидикус и Аланский Богоявленский женский монастырь в Алагире. Сюда насельники переехали из Беслана. На строительство новых приходов отшельников благословил старец из Рыльского монастыря. Его наставления оказались правильными. Обители стали духовными центрами христианства в Северной Осетии.

Для женского монастыря выделили заброшенный пансионат недалеко от города Алагир. Появился прекрасный храм, гостиница, монастырская мастерская, трапезная и реабилитационный центр для детей, пострадавших в терактах. Настоятельницей обители стала бывший телережиссер – матушка Нонна. Каждый год тысячи верующих принимают крещение в водах монастырского озера.

Более двадцати лет работы, результат трудов теологов, консультантов и лучших осетинских переводчиков готов - в свет вышло полное издание книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета на осетинском языке.

Строительство и реставрации храмов, церквей, часовен, перевод, издание книг говорит о многом.

Дорогие гости, государственное и церковное празднование 1100-летия Крещения Алании имеет важнейшее значение для поддержки традиционных ценностей и укрепления гражданского мира. Оно свидетельствует нам о наших истоках, о пройденном за минувшие столетия духовном пути, о славном прошлом и настоящем. Сегодняшнее эпохальное событие даст мощный импульс процессу дальнейшего развития всего Северного Кавказа.

Еще раз поздравляем со знаменательным юбилеем всех жителей Осетии-Алании и желаем светлой духовной радости, непрестанного нравственного совершенствования, мира, здравия и благоденствия!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о развлечении «Праздник Крещения» (старший дошкольный возраст)Фотоотчёт о развлечении «Праздник Крещения» (старший дошкольный возраст) Цель: Расширять знания старших дошкольников о православном празднике Крещение Господне Праздником Крещения заканчиваются Рождественские.

Фотоотчёт «Праздник Крещения в детском саду»Фотоотчёт «Праздник Крещения в детском саду» День Господнего Крещения- Это праздник посвящения, Это-таинство большое, Очень доброе, святое! У крещённых есть хранитель,- Ангел-божий.

Лэпбук по познавательному развитию «Флора и фауна РСО-Алании»Лэпбук по познавательному развитию «Флора и фауна РСО-Алании» Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления пропущенные.

Сценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетнихСценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «С днем рожденья, «Исток!» (К 13-летию центра) Цель: создание праздничной обстановки; развитие творческих способностей и личных качеств.

Фотоотчет «Проект «Природа родного края — Северной Осетии-Алании» ПРОЕКТ В ДОУ ТЕМА «Природа родного края- Северная Осетия- Алания» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети старшей.

Сценарий концерта, посвящённого юбилею детского сада «Канал Юбилейный — 30» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Маркса, Саратовской области, имени Л. Г. Венедиктовой,.

Сценарий конкурса «А ну-ка, мамочки», посвященный Дню матери в старшей группе Дети под музыку «Мама входят в зал и встают полукругом. Ребенок 1: В детском саду суматоха и шум… Что же за праздник готовится тут? Видно.

Сценарий праздника, посвященный Великой Победе. Под марш дети заходят в музыкальный зал. Встают на полукруг. Вед. -Сегодня мы собрались, чтобы отметить великий праздник – День Победы нашего.

Сценарий праздника, посвященный Дню матери, в старшей и подготовительной группах Цель: воспитание чувства любви и уважения к своим мамам. Задачи: 1. Воспитывать у детей доброе, внимательное, отношение к маме, стремление.

Сценарий утренника в старшей группе «Нам 10 лет», посвящённого юбилею детского садаСценарий утренника в старшей группе «Нам 10 лет», посвящённого юбилею детского сада Сценарий утренника в старшей группе "Нам 10 лет", посвящённый юбилею детского сада. Цели: создание условий для совместной игровой и музыкальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий, посвященный юбилею Крещения Алании
Опубликовано: 10 мая 2023 в 18:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД