Юлия Белова
Сценарий образовательной ситуации «Непослуха один дома». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной ситуации
«Непослуха один дома»
Тип ситуации : итоговое занятие.
Тема: «Непослуха один дома».
Педагог: Белова Юлия Геннадьевна
Публикация «Сценарий образовательной ситуации „Непослуха один дома“, Старшая группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Один дома. ОБЖ для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Основная цель: формирование представлений детей о правилах безопасности дома.
Задачи:
Обучающие:
1. Проверить уровень сформированности представлений детей об опасных предметах и ситуациях, поджидающих ребенка в быту.
2. Уточнить представления детей о первой помощи пострадавшему, о номерах телефонов Служб спасения.
Развивающие:
1. Проверить уровень сформированности мыслительных операций:
- обобщение ( видовые понятия: «игрушки», «опасные предметы»,
- анализ свойств объектов.
2. Развивать интегративные качества детей:
• «любознательный, активный»;
• «овладевший необходимыми умениями и навыками» в образовательных областях «Безопасность», «Социализация»;
• «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»;
• «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
• «овладевший средствами общения»;
• «эмоциональный, отзывчивый»;
• «способный управлять своим поведением».
Воспитательные:
1. Развивать коммуникативные умения (умение слушать другого, не перебивать).
2. Мотивировать детей на оказание помощи в трудных ситуациях.
Материалы к занятию:
1) демонстрационный:
стульчики для детей и воспитателя;
«Непослуха» - марионетка или переодетый взрослый;
входная дверь с глазком и номером квартиры;
домик правил безопасности - макет;
стол, сервированный для чаепития;
2) раздаточный:
сотовый телефон;
корзинка;
игрушки: лошадка, машина, заяц, кукла, кубики и др. ;
опасные предметы: спички, зажигалка, свечи для торта, свеча восковая, бенгальские огни, ножницы, нож, вилка;
чайник;
у каждого салфетка, клеенка, ножницы, тряпочка, клей-карандаш,
на столе красный картон с нарисованным кругом, знак-заготовка, полоски красного цвета.
3) фонограмма «Веселая зарядка».
Предварительная работа:
1. Наработка лексики по темам «Пожароопасные предметы».
2. Реализация лексической темы «Безопасность. Один дома».
3. Экскурсия по детскому саду.
4. Поход в библиотеку. Тема «Безопасность каждый день».
Ход занятия:
Этапы ОС:
1. Введение в игровую ситуацию.
(хочу – могу – надо).
Цель: создание мотивации к деятельности.
Требования:
ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
обращение к личному опыту детей;
создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
Воспитатель и дети садятся на стульчики: педагог в центр, дети вокруг него.
- Ребята, вы когда-нибудь оставались дома одни? (Да, когда мама уходила в магазин).
- А что ты чувствовал при этом? (Было страшно, грустно)
(Да, когда папа гулял с собакой. Нет.)
- Да, бывают разные случаи, когда ребёнок вынужден оставаться дома один.
Раздаётся звонок мобильного телефона.
- Извините, ребята, можно я отвечу? (Да.)
- Алло. Да. Хорошо.
- Мне позвонила Тетушка Сова. Она сказала, что Непослуха остался дома один. Он очень боится оставаться один и поэтому ждет не дождется, когда ребята из детского сада придут к нему в гости. Тетушка Сова просит помочь Непослухе и волнуется, потому что он не берет трубку телефона.
- Ребята, как вы думаете, почему Непослуха не отвечает на звонки? Что там могло произойти? (Телефон не работает. Затопило водой. Загорелся утюг или телевизор.)
- Что мы должны знать, чтобы избежать этого? (Правила безопасности дома)
- Наверное, Непослуха забыл эти правила, поэтому и боится оставаться дома один.
- Вы хотите помочь Непослухе вспомнить правила безопасного поведения дома? (Да).
- Мы сможем ему помочь? (Да, сможем).
- Почему вы так думаете? (Мы знаем правила. Мы смелые, дружные, много знаем, умеем).
- Что нам надо сделать? (Надо отправиться к Непослухе. Надо рассказать ему правила безопасности)
- Но в гости не ходят с пустыми руками, поэтому я предлагаю ему подарить этот домик, в котором он сможет разместить правила безопасности. Согласны? (Да)
- Если вы готовы, тогда отправимся в путь. А чтобы дорога была веселее, мы встанем друг за другом и вспомним речевку «По дорожке мы идем».
Педагог берет «Домик». Дети встают друг за другом, идут с речевкой:
Слова Движения
По дорожке мы идем,
Мы взбираемся на холм. Идут спокойным шагом
Ноги выше поднимаем,
Через ветки мы шагаем Идут с высоким подниманием колена
Вдруг поднялся сильный ветер Руки вверх
Он деревья крутит, вертит Прямые руки вправо-влево
И среди ветвей шумит Руки опустить
Шш-Шш-Шш-Шш Руки вверх-вниз (вдох-выдох) – 2 раза
Лист Руки в стороны. Движение кистями вниз-вверх.
Летит, летит, летит Медленно наклоняемся вперед, опуская руки вниз. Кисти продолжают работать.
Вот опять бежит дорожка,
Побежим и мы немножко. Бег на носочках.
2. Игровая деятельность.
Цель:
Требования:
• соответствие используемых игр цели занятия;
• индивидуальные затруднения в играх;
• ситуация успеха в совместной деятельности.
Д/игра «Осторожно, чужой!»
Цель:
Дидактические задачи:
• закреплять знания детей об опасности в общении с чужими.
• закреплять умение работать со схемами, по алгоритму.
• развивать коммуникативные навыки.
- Вот и дом Непослухи. Давайте постучим.
Один из детей стучит. Из-за двери слышен голос Непослухи.
Непослуха : - Слышу, кто-то пришел. Кто же это? Вот открою и узнаю!
(Непослуха открывает дверь)
Непослуха : - Здравствуйте, ребята! (Здравствуй, Непослуха.)
Как хорошо, что вы пришли. Сегодня я дома один. Вместе будет веселее. Проходите, пожалуйста.
- Мы тоже рады видеть тебя, Непослуха. Но за дверью могли оказаться не мы, а злой человек.
Непослуха : - Что-то я не подумал об этом. Я забыл, что надо было сделать?
- Ребята, подскажите, что необходимо делать, когда в дверь постучали, а ты дома один.
(1. Надо посмотреть в глазок.
2. Надо спросить, кто там?
3. Если знакомый, открываем. Если за дверью незнакомый, открывать нельзя).
Подитог. Итак, Непослуха это первое правило, которое ты должен запомнить.
- Непослуха, мы решили подарить тебе чудо-домик. (Спасибо)
Непослуха ставит домик на мольберт.
Непослуха : - А что в нем такого чудесного?
- Об этом мы расскажем чуть позже, не торопи события.
Д/игра «Выбери предметы для игры»
Цель:
Дидактические задачи:
• закреплять знания детей об опасных предметах;
• закреплять умение работать со схемами.
• развивать коммуникативные навыки.
Непослуха : - Давайте теперь поиграем. Я как раз приготовил свои любимые игрушки. Посмотрите. ( Дети разглядывают предметы на столе: игрушки + спички, зажигалка, свечи для торта, свеча восковая, бенгальские огни, ножницы, нож, вилка)
Ребята, этими предметами можно играть? (Нет, только игрушками.)
Непослуха : - Почему? (Остальные предметы опасны).
– Принесите мне в корзинку опасные предметы.
Каждый из детей берёт опасные предметы и приносит воспитателю.
Непослуха : - Чем они опасны? (Могут вызвать пожар, огонь).
- Это предметы пожароопасные.
Непослуха : - Пожароопасные! (поднимает свечу, спрашивает, недоумевая) Разве свечка это пожароопасный предмет? (Очень опасный).
Непослуха : – Почему? (Горящая свечка может упасть и загореться)
Непослуха : – А из спичек я выкладываю домики. Разве они опасны? (Если чиркнуть спичкой о коробок, она загорится, появится огонь.)
Непослуха берет корзинку : - А почему нельзя играть ножницами или ножом, ведь они не загораются? (Эти предметы острые, ими можно уколоться или порезаться. Это опасно.)
Подитог. - Непослуха, никогда не играй острыми предметами и вещами, которые могут привести к пожару. Это второе правило, которое ты должен запомнить.
Физкультминутка «Зарядка»
Цель:
Дидактические задачи:
• помочь детям снять психомоторное напряжение;
• дать эмоциональный заряд.
Непослуха : - Как много правил. Устал я учиться. Давайте лучше попрыгаем? (Давайте)
- Приглашаю всех размяться.
Непослуха включает фонограмму и делает с детьми зарядку.
Д/игра «Чаепитие»
Цель:
Дидактические задачи:
• закреплять знания детей об огнеопасных предметах;
• закреплять умение работать со схемами.
• развивать коммуникативные навыки.
Непослуха : - Хорошо попрыгали. А теперь давайте чай пить.
Непослуха хватает чайник и пытается всунуть вилку в розетку. Воспитатель его останавливает.
- Непослуха, остановись, это опасно!
Непослуха спрашивает детей : - Почему опасно? (Тебя может ударить током. Может случиться пожар.)
Непослуха : - Что же детям теперь никогда нельзя чай пить? (Можно, но чайник должен включать взрослый. Детям нельзя трогать розетки.)
- Непослуха, я тебе помогу. Чай готов. Ребята, сдвиньте чашки к центру и уберите, пожалуйста, руки, чтобы не обжечься.
Все «пьют» чай.
Подитог. – Непослуха, запомни! Без взрослого нельзя трогать никакую бытовую технику, а особенно включать ее в розетку. Это третье важное правило, которое ты должен запомнить и выполнять.
Непослуха : - Спасибо, ребята, что вы научили меня правильно вести себя дома. Как бы мне не забыть эти правила!
- А для того, чтобы их не забыть, мы с ребятами сейчас изготовим знаки, обозначающие правила поведения дома, которые ты разместишь в этом домике.
- Вот здорово, теперь я понимаю, для чего мне необходим ваш подарок.
Д/игра «Изготовление запрещающих знаков»
Цель: Обозначение правил при помощи символов.
- Будем работать парами. Напоминаю вам, что в паре должен работать каждый, умейте договариваться и внимательно слушать товарища. А если что-то непонятно, переспросите. Ваша задача разбиться на пары по какому-либо признаку: одинаковый цвет, одинаковый рост, наличие косичек и так далее.
Непослуха : - А я что буду делать?
- Ты, Непослуха, тоже можешь сделать знак безопасного поведения дома.
- Подойдите к столу, возьмите все необходимое для изготовления знака.
Начинайте работу.
Дети сами разбиваются на пары. Подходят к столам. Изготавливают знаки.
Игра «Размести правила в домике»
Цель: Закрепление умения соотносить символ правила с объектом на карте.
Знаки готовы, работа окончена.
- Непослуха, знаки готовы. Сейчас, каждая пара разместит свой знак в домике и еще раз проговорит, что они означают. Ребята, договоритесь, кто будет рассказывать правило.
Каждая пара по очереди подходит к домику, прикрепляет знак и объясняет правило.
- Мы прикрепили знак, обозначающий правило «Нельзя играть пожароопасными предметами».
- Наше правило – «Нельзя открывать дверь незнакомым».
- Наш знак обозначает правило – «Детям нельзя включать бытовые приборы и трогать розетки»
- У нас знак означает правило «Нельзя играть с колющими и режущими предметами».
Непослуха размещает свой знак в домике: - Я, ребята, тоже сделал знак. Как вы думаете,что он означает? (Этот знак означает правило «Нельзя трогать лекарства»). Как вы думаете, почему? (Человек может отравиться)
Подитог. Непослуха :- Ребята, какие вы умные! Спасибо вам, ребята, что помогли мне узнать правила безопасности. Я их обязательно запомню при помощи вашего домика и буду обязательно применять. Теперь я не боюсь остаться дома один.
- Нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. До свидания, Непослуха!
Непослуха : - До свидания, ребята. (Непослуха закрывает дверь.)
- Ребята, вставайте друг за другом, отправляемся в путь. Вы помните свою речёвку? (да). Говорим дружно!
Дети встают друг за другом, идут по дорожке с речевкой:
Слова Движения
По дорожке мы идем,
Мы взбираемся на холм. Идут спокойным шагом
Ноги выше поднимаем,
Через ветки мы шагаем Идут с высоким подниманием колена
Вдруг поднялся сильный ветер Руки вверх
Он деревья крутит, вертит Прямые руки вправо-влево
И среди ветвей шумит Руки опустить
Шш-Шш-Шш-Шш Руки вверх-вниз (вдох-выдох) – 2 раза
Лист Руки в стороны. Движение кистями вниз-вверх.
Летит, летит, летит Медленно наклоняемся вперед, опуская руки вниз. Кисти продолжают работать.
Вот опять бежит дорожка,
Побежим и мы немножко. Бег на носочках.
3. Итог занятия.
Требования:
• организация анализа детской цели;
• определение выполнения взрослой цели.
- Вот мы и в детском саду. Присаживайтесь, пожалуйста.
Дети садятся вокруг воспитателя.
- Где мы были? (Мы ходили в гости к Непослухе).
- Вспомните, почему мы решили пойти к нему? (Тетушка Сова попросила помочь Непослухе. Непослуха боялся оставаться один дома). – Почему боялся? (Он не знал правил безопасности дома).
- Зачем ему знать правила безопасности? (Чтобы не попасть в беду. Чтобы с ним ничего не случилось).
- Что было для вас самым интересным?
(Пить чай. Делать зарядку. Делать знак).
- А что было самым трудным? (Вырезать круг. Договориться, кто будет рассказывать).
- Вы смогли помочь Непослухе? (Да)
- Как вы думаете, почему у вас все получилось?
(Потому, что мы дружные, внимательные, знаем правила безопасности).
- Молодцы, ребята. Я уверена, что эти знания вам обязательно пригодятся в жизни.