Черкасова Диана Владимировна
Сценарий образовательного события по финансовой грамотности для детей 6–7 лет и их родителей «Рекламное агентство»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В настоящее время важным направлением работы образовательных учреждений становится ранняя профориентация детей. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями : труд – продукт – деньги, с многообразием и широким выбором профессий. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги, формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Из многообразия современных профессий ребенку нужно выбрать в будущем такую, которая бы приносила удовольствие и стабильный доход. А поскольку у дошкольников уже проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности, можно прогнозировать их личностный рост в определенном направлении.
Темочки:
- Подготовительная группа
- Реклама. Знакомим детей с рекламой
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Финансовая грамотность. Сценарии развлечений
- Темочки
Одним из ярких явлений современной социально-экономической жизни является реклама, ставшая частью повседневной культуры.
Образовательное событие по финансовой грамотности для детей 6-7 лет и их родителей расширит представления о профессиях людей в рекламном бизнесе, создаст условия для формирования у родителей и детей интереса к данной теме, понимания взрослыми и детьми воздействия рекламы на совершение покупки, принципов и подходов к созданию рекламы, особенностях рекламного текста.
Контингент участников: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Введение
Последние тенденции государственной политики по вопросам повышения финансовой грамотности граждан РФ ставят перед образованием на всех уровнях цель – стимулирование экономически рационального поведения населения. Изменения в обществе становятся ориентиром для приобретения личности в будущем специальных знаний и навыков, что отражено в «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» и распоряжении Правительства РФ от 25 сентября 2017 года № 2039-р «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы». Основная цель этих документов – формирование финансово грамотного поведения граждан, повышение уровня их финансовых знаний.
В постоянно увеличивающемся информационном потоке у ребенка стихийно формируется опыт экономических отношений, закладывается основа для будущего экономического мышления. Дети 7 лет хорошо разбираются в рекламе, они прекрасно понимают ее суть и с интересом поглощают ее в большом количестве. Основная задача рекламы состоит в том, чтобы создавать в умах покупателей такие образы товаров, которые в условиях конкуренции побуждали бы их приобретать рекламируемый товар. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в конкретной области, таким образом, способствуя дальнейшей их жизнедеятельности в обществе.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию образов. Дети имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника, охранника. По дороге домой с родителями дети посещают магазины и могут наблюдать за работой продавцов; в общественном транспорте – за работой водителей. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность, что позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию.
Новизна
Большая роль в формировании финансово грамотного поведения у детей дошкольного возраста отводится родителям. Работа над этими качествами, проводимая ДОУ в тесном сотрудничестве с родителями, позволяет создать благоприятные условия для личностного роста и творческого развития каждого ребенка. Кроме того, участвуя в образовательном процессе вместе с педагогом, родители не только становятся средством информации и поддержки ребенка, но и получают возможность обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от совместной работы с детьми. Я предоставляю родителям полную информацию об образовательной деятельности, о ходе ее реализации, о специфике образовательного процесса, поддерживаю образовательные инициативы родителей. Особенно ценны совместные мероприятия с родителями и детьми, побуждающие родителей включиться в образовательный процесс по экономическому воспитанию детей. Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Целью представленного сценария образовательного события по финансовой грамотности для детей 6-7 лет и их родителей является формирование элементарных экономических представлений посредством ознакомления с рекламным бизнесом.
Исходя из образовательных потребностей детей, в ходе мероприятия я использовала следующие образовательные технологии : здоровьесберегающие (динамическая пауза «Для настроения», мимические упражнения, физкультминутка с музыкальным сопровождением «Мы – мультипликаторы», смена статических поз); информационно-коммуникативную технологию (подбор иллюстративного и дополнительного познавательного материала к занятию, оформление презентации для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и повышения педагогической компетенции у родителей в процессе проведения мероприятия); личностно-ориентированную технологию (создание условий в развивающей предметно-пространственной среде, позволяющих ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя); технологию проблемного обучения (постановка задач различного уровня сложности, в процессе которых дети овладевали новыми знаниями и способами действия); игровые технологии (создание и проведение игровых образовательных ситуаций, в ходе которых раскрываются способности детей, развиваются коммуникативные навыки, формируется мотивационная сфера, игра рассматривается как преодоление пассивности ребенка).
Условия применения
В процессе организации данного образовательного события была обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетенции в вопросах формирования финансовой грамотности у ребенка, были сознаны условия для привлечения родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности (предоставление исчерпывающей информации об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности», регулярное информирование о ходе реализации образовательных программ, предоставление возможности открытого обсуждения вопросов, привлечение родителей к совместной образовательной деятельности (Приложение 1).
Особое внимание было уделено гигиене организации и проведения данного мероприятия, обеспечено рациональное сочетание умственной и физической нагрузки (в соответствии с действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 соблюдена трудоемкость). Образовательная деятельность детей осуществлялась в первую половину дня, продолжительность составила 30 минут, для профилактики утомления проводились динамическая пауза и подвижное упражнение.
Данное образовательное событие было реализовано через организацию различных видов деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществлялся в зависимости от индивидуальных особенностей развития детей, уровня освоения общеобразовательной программы и решения конкретных образовательных задач. Для каждого ребенка была обеспечена активность, деловое взаимодействие и общение в том виде деятельности, которая им была доступна (например, дети с ОНР работали в группе «Художники» и «Фотографы»). Таким образом, ограничения были сведены к минимуму.
Регулярное привлечение родителей к совместной деятельности, своевременное информирование о ходе образовательного процесса в ДОУ, психолого-педагогическая поддержка семьи с целью повышения компетенции в различных вопросах, активное внедрение в работу ДОУ здоровьесберегающих технологий, обеспечившее высокую посещаемость детей и, как следствие, высокую познавательную активность, большая предварительная работа с детьми (Приложение 2) позволили минимизировать возможные риски.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, рекламные буклеты и листовки, конверты с раздаточным материалом (рисунки детей, фотографии детского сада, предметные и тематические картинки по теме «Профессии в детском саду», картинки с изображением игрушек, игр настольных и сюжетно-ролевых, картинки прогулочных участков детского сада, продуктов питания, оборудования и предметов медкабинета, музыкальных инструментов, картинки-тексты, клей, ножницы, листы ватмана, камера, штатив, презентация «Рекламное агентство» (Приложение 3)
Ход:
В зале родители и гости. Входят дети.
Воспитатель:
Необычное утро сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для важных дел собралась детвора,
Поздороваться нам настала пора! (Дети здороваются)
Ребята, посмотрите, в каком прекрасном зале мы с вами находимся. Это наш любимый детский сад. А вы знаете, как называется наш детский сад? ( Предполагаемый ответ: «Гармошка») Правильно, «Гармошка». Детский сад стал нам родным домом, здесь мы проводим много времени, учимся играть, петь, танцевать, читаем, рисуем, учимся дружить и уважать друг друга. Мы учимся жить в мире и согласии. Как вы думаете, какими качествами должны обладать дети и взрослые, для того, чтобы жить в мире и согласии? ( Предполагаемые ответы: Вежливые, дружные, щедрые, внимательные, добрые и т. д.) Я желаю вам приобрести эти качества и с пользой провести сегодня наше время.
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром по дороге в детский сад я стала свидетелем разговора двух мамочек. Они не могли решить, в какой детский сад отвести своих детей. Они не знали, в каком из детских садов нашего города детям интереснее всего проводить время, где вкуснее кормят, где весело играют и занимаются спортом. И я подумала, что наш детский сад «Гармошка» - это то, что им нужно. Но как рассказать о нашем детском садике, чтобы как можно больше людей узнали о нем? ( Предполагаемый ответ: Мы можем создать рекламу нашему детскому саду) Что такое реклама? ( Предполагаемый ответ: это объявление о каком-либо мероприятии или товаре)
Воспитатель:
Слово «реклама» очень древнее, оно означает «кричать», «выкрикивать». Первые рекламные объявления появились в древности. Но поскольку многие люди не умели читать, то их выкрикивали специальные люди – глашатаи. В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с рекламой. Например, в детском саду воспитатель вам «рекламирует» кашу: «Ешьте, дети, кашу, она очень вкусная!», друг рекламирует новую книгу : «Вот какую интересную книгу мне купила мама!», вы тоже рекламируете себя на занятиях : «Я знаю правильный ответ на этот вопрос, спросите меня!». А как нужно правильно рекламировать товар? ( Предполагаемый ответ: Чтобы правильно прорекламировать товар, нужно сообщить окружающим о том, какими свойствами он обладает и как данный товар может быть полезен людям, решит проблемы, улучшит жизнь). Где и как можно разместить свою рекламу? ( Предполагаемый ответ: на телевидении, радио (в том числе и в городском транспорте, на уличных баннерах, досках с объявлениями, буклетах)
Воспитатель:
Рекламу обычно создают в рекламном агентстве или отделе рекламы (Слайд 1). Людей, которые придумывают и делают рекламу называют «рекламисты» Слайд 2). Это художники – они рисуют необходимую картинку (Слайд 3, фотографы – делают удачную фотографию (Слайд 4, литераторы – придумывают текст, который хорошо запоминается людям – рекламный слоган (Слайд 5). Такую рекламу печатают в газетах (Слайд 6, раздают на улицах (Слайд 7, вывешивают на щитах (Слайд 8). Есть реклама, которую показывают по телевизору, передают по радио, размещают в интернете. Такую рекламу создают режиссеры, операторы, звукорежиссеры (Слайд 9) и актеры (Слайд 10).
Воспитатель:
Ребята, вы ходите, чтобы наш детский сад «Гармошка» обрел популярность и родители привели к нам своих малышей? Что для этого необходимо сделать? ( Предполагаемый ответ: Создать рекламу). Как и где можно разместить нашу рекламу? ( Предполагаемые ответы: Ходить по улицам и раздавать рекламные листочки прохожим, приклеивать текстовую рекламу на двери в каждый дом, прикрепить рекламную афишу или вывеску на специальном щите в центре города, снять небольшой фильм о нашем детском садике и разместить его в интернете или телевидении). Какую из этих реклам увидит большее количество людей, как вы думаете? ( Предполагаемый ответ: Фильм на телевидении или в интернете). У нас впереди сложная и интересная работа, нужно немного взбодриться. Приглашаю детей и родителей на веселую разминку.
Динамическая пауза «Для настроения»
Настроение упало - опускают руки вниз.
Дело валится из рук - качание головой, встряхивают кистями.
Но еще не все пропало - разводят руками.
Если есть хороший друг - разворачиваются лицом друг к другу.
С делом справимся мы вместе - пожимают руки друг другу.
С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох.
Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются.
Улыбнемся и начнем!
Воспитатель:
Предлагаю разделиться на несколько групп. Первая группа – «Художники». Задание: выбрать рисунки, в которых отображены профессии работников детского сада. Ребята из группы «Фотографы» будут выбирать фотографии, на которых изображен именно наш детский сад. «Дизайнеры» будут создавать рекламные плакаты – раскладывать рисунки и фотографии и подбирать к ним подходящий текст (Дети и родители выбирают себе команду и приступают к работе). Воспитатель обращает внимание на эстетику размещения картинок на рекламных плакатах, чередование больших и маленьких фотографий, соответствие текста выбранной картинке.
Воспитатель:
Молодцы! Получились отличные рекламные плакаты. Предлагаю ребятам, ориентируясь на изготовленные плакаты, составить рассказ на тему «За что я люблю детский сад» (Выслушиваются рассказы нескольких детей).
Воспитатель:
Наши рекламные плакаты мы будем использовать при создании видеоролика. Предлагаю разделиться на две команды: родители займутся видеосъемкой, а дети озвучкой. Для создания телевизионной рекламы нужны определенные правила:
Мнемодорожка
- Приятный внешний вид.
- Улыбки на лицах актеров.
- Использование различных жестов и мимики в процессе ролика.
- Четкая дикция.
- Перечисление лучших качеств объекта рекламы.
- Использование картинок.
- Призыв (слоган).
И, обязательно, нужно указать название детского сада и адрес его местонахождения.
Для начала нам понадобится потренировать свое актерское мастерство и голос.
Мимические упражнения
Представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О-о-о! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о! (Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.)
Воспитатель:
Актеры, посмотрите на мнемодорожку:
- Повернулись-улыбнулись.
- Помахали руками.
- Показали жест – «класс!»
- Подняли надпись «Детский сад «Гармошка» (Родители снимают на камеру, закрепленную на штатив)
Дети поднимают плакаты и декламируют стихи и слоганы о детском садике.
1-й ребенок:
Наш сад мы, как детство свое, бережем.
Тепло, и уютно, и весело в нем.
Нас мамы спокойно за руку ведут.
Уверены - нам хорошо будет тут.
Здесь нет нетерпимости, боли, тревоги.
Здесь нашим талантам открыты дороги.
Здесь можно сомненьем своим поделиться.
Здесь можно в раздумьях уединиться.
Здесь можно играть и шалить.
Просто жить.
Дышать. Развиваться.
И мир полюбить.
Здесь можно по радуге, как по мосту,
Идти в доброту, чистоту, красоту.
А если вдруг дождик польет за окном,
Мы знаем, печаль где-то там, за стеклом.
2-й ребенок:
Для самых любимых – детский сад «Гармошка!»
3-й ребенок:
Время чудес, открытий, игр!
4-й ребенок:
Родители на работе – ребенок в безопасности!
5-й ребенок:
Будущее в надежных руках!
6-й ребенок:
Обучаемся, играя!
7-й ребенок:
На любви к детям держится мир!
8-й ребенок:
Детский сад «Гармошка» подарит ребенку счастье!
(Родители снимают короткие отрезки).
А теперь, друзья, отдадим наш рабочий материал в отдел монтажа и подождем наш готовый рекламный ролик.
Физкультминутка с музыкальным сопровождением «Мы – мультипликаторы»
Кто такой режиссёр?
Оператор? Декоратор?
А что делает актёр?
Это знаем мы – ребята!
(Стоят лицом в круг, поворачиваясь друг к другу, пожимают плечами, разводят руки в стороны. Поочерёдно указывают указательными пальцами друг на друга.)
Что такое план и кадр?
Что значит декорация?
Мы расскажем много вам
О нашей мультипликации!
(Поворачиваясь друг к другу, пожимают плечами, разводят руки в стороны.
Поочерёдно указывают указательными пальцами друг на друга. Разводят ладони в стороны.)
Вот как много мы узнали –
Сами мы с усами!
Мастерим мультфильмы мы
Своими руками!
(Маршируют на месте, высоко поднимая колени. «Дразнятся» широко раскрытыми ладонями, приставленными к носу, в одну и в другую сторону. Поочерёдно раскрывают и закрывают кулачки. Показывают ладошки.)
Просмотр рекламного ролика
Воспитатель:
Ребята, мы отправим наш ролик в интернет и на телевидение, и фильм о детском садике «Гармошка» увидят многие. Как вы думаете, родители с удовольствием приведут в наш садик своих детей? (Предполагаемые ответы детей).
Рефлексия
Ребята, сегодня мы с вами поработали создателями рекламы, узнали, как работают профессионалы в рекламном агентстве, создали прекрасный видеоролик, посвященный нашему саду. Что нового вы узнали? Что вас удивило? Захотели ли вы в будущем заниматься рекламой? (Ответы детей и родителей)
Воспитатель:
Можешь ли сейчас понять,
Кем ты хочешь после стать?
Где работать, кем трудиться
На кого пойти учиться?
Да, вопросы сложноваты,
Но решенье есть, ребята,
Нужно пробовать, мечтать,
О профессиях читать.
В разные кружки ходить,
Чтоб понять, кем хочешь быть.
До новых встреч!
Вывод:
В ходе данного мероприятия воспитатели вместе с родителями уточнили знания детей о том, что такое реклама, зачем она нужна людям, кто рекламу делает, всегда ли можно верить рекламе. Итог работы - создание детьми и родителями рекламных плакатов с использованием рисунков, созданных предварительно дома и в детском саду «Если бы у меня было собственное дело», «Какая реклама мне нравится», «Моя профессия – кем я буду, когда вырасту», «Профессии работников детского сада», «Будни и праздники в детском саду», и создание рекламного видеоролика «Наш любимый детский сад».
Ценностью данного мероприятия стало то, что возникло интересное сотрудничество родителей и детей, сотворчество, которое их сблизило, привело к взаимопониманию и содержательному общению. Положительный эмоциональный фон, созданный в ходе мероприятия, обеспечил особую действенность, активизировал мыслительную деятельность, развил сообразительность, смекалку, творческие способности, помог детям овладеть базовыми понятиями финансовой грамотности.
Список литературы:
1. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями//Детский сад от А до Я. 2003. №4.
2. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки//Дошкольная педагогика. 2009. №7.
3. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников. Министерство просвещения РФ. М: 2019.
4. Поварницина Г. П., Киселева Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. (Учитель, ИП Гринин, 2019).
Аудиоресурс: Детская песня «Ах, как хорошо в садике живется». Музыка и слова С. Г. Насауленко
Видеоресурсы:
Детские мультфильмы по экономическому воспитанию:
1. Мультсериал «Уроки тетушки Совы».
2. Мультсериал «Смешарики в мире финасов», «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».
3. Мультсериал «Три кота». Серия «Поход в магазин».
4. Мультфильм «Как старик корову продавал».
Интернетресурс: strategy_razvit_vospitaniya_2025/doc, sloganlib.ru