Ольга Киреева
Сценарий образовательного квиза «У народа один дом — Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обеспечить методическое сопровождение педколлектива в начале реализации ФОП ДО
Задачи:
- познакомить педагогов с вариантом содержательного досуга в формате командной, интеллектуально-развлекательной игры
- Развивать и закреплять умения работать в команде, слушать, анализировать собственный ответ и ответ коллег;
- повышение педагогической компетентности педагогов по вопросам нравственно- патриотического воспитания;
- обобщение знаний педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;
- создать условия, в которых педагоги проявят свой творческий потенциал;
Публикация «Сценарий образовательного квиза „У народа один дом — Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, Россия. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- сплотить педколлектив на этапе внедрения ФОП ДО
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на сегодняшнем квизе, посвященному патриотическому воспитанию.
В. В. Путин: «Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
Воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность российского общества. Быть патриотом значит любить свою Родину, уважать славное историческое прошлое, ценить культуру, любить свой родной язык, природу родной страны и ее несметные богатства. Патриот – это человек, готовый защитить свое Отечество, постоянно осознающий себя частицей своего народа
КВИЗ - Эта командная, интеллектуально-развлекательная игра поможет нам не только получить бурю положительных эмоций и отличное настроение, но и пробудить любознательность и смекалку. Как говорил Конфуций: «Ученье без размышления бесполезно». Наш квиз посвящен теме «У народа один дом-Родина», и у нас с вами будет возможность поразмышлять об одном из направлений воспитания – патриотическом.
Согласно федеральной рабочей программе воспитания, Родина и природа – ценности, которые лежат в основе патриотического направления воспитания. Цель патриотического воспитания – содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца, ответственного за будущее своей страны. Сегодня нам предстоит расширить свои знания об этом направлении воспитания.
Участники квиза собираются в музыкальном зале, где их встречает ведущий. Команды рассаживаются за столы. Ведущий начинает мероприятие. Придумывание названия команд
Команды две минуты обсуждают и затем озвучивают свои названия.
Ведущий: Команды определены, напомню правила квиза. Вас ждут шесть раундов, в каждом из них определенное количество вопросов. Чтобы набрать наибольшее количество баллов, задача команд – правильно ответить на вопросы каждого раунда, используя бланки. После очередного раунда мы вместе будем проверять правильные ответы. Между раундами команду, которая выберет наибольшее количество баллов ждет дополнительное испытание. По итогам розыгрыша команда либо получает определенное количество дополнительных баллов, либо теряет из тех, которые набрала ранее. Также у вас есть возможность получить дополнительные баллы за быстроту. Та команда, которая первой сдаст членам жюри бланки с ответами, заработает дополнительный балл. А теперь поприветствуем славное и справедливое жюри!
Предлагаю командам-участницам размяться и по очереди отгадать загадки.
1. Как в старину называли дом? (Изба)
2. Один из главных православных праздников? (Пасха)
3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)
4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
7. Население определенной стороны? (Народ)
8. Страна, в которой человек родился? (Родина)
9. Где хранилось зерно у крестьян? (Амбар)
10. Человек любящий свою страну? (Патриот)
11. Как назывался старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)
12. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)
13. Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)
Ведущий: Разминка прошла успешно и нас ждет
Первый раунд «Мудрые пословицы»
Ведущий: Из века в век народные изречения были источником мудрости и морального устоя. Поговорки и пословицы о Родине показывают, сколько силы, гордости, величия включает это понятие. Итак, мы начинаем первый раунд «Мудрые пословицы». Каждой команде необходимо дописать слова, которых не хватает в пословице. Предлагаю потренироваться.
Все участники смотрят на экран, где высвечивается пословица.
Ведущий: Вот вам первая пословица: «Нет в мире краше». В ней не хватает слова «Родины нашей». Вы его угадываете и вписываете в бланки. Далее вас ждут 10 мудрых пословиц, на каждую – 10 секунд. За каждый правильный ответ – 1 балл.
ПРИМЕРЫ ПОСЛОВИЦ НА ЭКРАНЕ
Рыбам — море, птицам — воздух, а человеку — …. (отчизна).
Своя земля и в ….мила. (горсти)
Человек без Родины, что …. без песни. (соловей)
Глупа та птица, которой свое ….не мило. (Гнездо)
Одна у человека, одна у него и родина. (Мать)
У народа один … – Родина. (дом)
Всякому мила своя …. (сторона).
На чужой стороне и …не красна. (весна)
На чужой стороне Родина ….милей вдвойне
Ведущий: Подведем итоги первого раунда. Дополнительный балл за скорость получает команда. (называет).
Раунд № 2 «Черный ящик». (Бой в колокольчик)
(Слайд) Внимание! Вопрос!
В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту.
Итак, это…. (Самовар).
(Слайд)
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)
Ведущий: Подведем итоги 2 раунда. Дополнительный балл за скорость получает команда. (называет).
Раунд № 3 «Ботанический»
Ведущий: - С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся в листочках в конвертах с названием станции.
Задание команде № 1
1. Исключите птиц, которые не водятся в Краснодарском крае: Исключите птиц, которые не водятся в Краснодарском крае: Цапля, лебедь, утка, голубь, чайка, кукушка, выпь, скворец, синица, воробей, дятел, сойка, сорока, баклан, галка, стриж, снегирь, Черный аист. Болотный лунь Большой веретенник Дрозд Жаворонок Сапсан Степной орел, клест, соловей ворон, галок, поползней, сов, и филинов.
Задание команде № 2
2. Исключите растения, которые не растут в Краснодарском крае:
барбарис, береза, боярышник, василек, бузина, горицвет, спорыш, дуб, калина, зверобой, крапива, календула, липа, мать-и-мачеха, облепиха, лопух, пастушья сумка, подорожник, примула, полынь, манжетка, бадан, кровохлебка, маралий корень, пустырник, ромашка, шиповник, красавка, чистотел, щавель, череда, пижма, одуванчик, тмин, хвощ, тысячелистник, багульник, барвинок, брусника, валериана
Сейчас передаем свои ответы жюри.
Ведущий: Подведем итоги 3 раунда. Дополнительный балл за скорость получает команда. (называет).
Раунд № 4 «Живописный»
Любой человек стремится к прекрасному, и помогает нам в этом творчество. Чтобы формировать у детей эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве, мы обращаемся к произведениям живописи.
4-ый раунд называется «Живописный». На экране вы увидите репродукции известных картин. Вам предстоит назвать картину и ее автора.
В. А. Серов «Иван царевич на сером волке»
И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»
Б. М. Кустодиев «Масленица»
И. К. Айвазовский «Девятый вал» (лодка с людьми)
Б. М. Кустодиев «Христосование»
В. М. Васнецов «Спящая царевна»
Дополнительный балл вы можете получить если угадаете, какой предмет на этих картинах скрыты за красным квадратом. Свои отгадки вы вписываете в бланк. На обсуждение каждой картины – 15 секунд. За правильный ответ + 1 балла.
Члены команд рассматривают картины на экране, вписывают свои отгадки в бланк и стараются как можно быстрее передать его жюри.
Завершился 4-й раунд. Прошу передать карточки с ответами жюри.
5 раунд «Знатоки русских сказок».
За каждый правильный ответ в этом раунде также начисляется по 2 балла. Сейчас я вам зачитаю текст, в котором собраны небольшие сюжеты сказок.
Задание: написать название этих сказок. Время выполнения 60 секунд.
Жили-были дед да баба, и была у них избушка не ледяная, а лубяная. Жили они в ней тридцать лет и три года. Жили, не тужили, и всё было хорошо, да не дал Бог им деточек. Вот и говорит старуха старику: «Ступай-ка ты, старик, к золотой рыбке. Поклонись рыбке, повинись ей, да выпроси у нее яичко не простое, а золотое». И отправился старик к синему морю. А старуха у окна села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи, даже очи разболелись.
А старик в это время не шутит; руки, ноги он рыбке веревками крутит. Зубы острые в самое сердце вонзает и яичко у нее выпрошает. А старуха в избе усмехается и Ивана-дурака дожидается. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Вот уж и зима прошла, весна наступила. Стало солнышко припекать и захотелось старухе ключевой воды испить. Пошла она к колодцу, зачерпнула воды, да вот беда – оступилась. Упало ведро на самое дно колодца. Плачет старуха, слезами горькими умывается. Глядь – лужица. Дай, думает старуха, напьюсь из этой лужицы.
А тут мышка бежит, молвит голосом человеческим: «Не пей, старая, козленочком станешь». Не послушалась старуха мышку, напилась из лужицы. Вдруг грянул гром, засверкали молнии, и превратилась старуха в лягушку. Сидит себе да поквакивает. А на ту пору Иван-дурак возвращается с охоты. Глядит – лягушка сидит. Натянул он лук, прицелился… Тут взмолилась лягушка: «Не губи меня, Иванушка, я тебе пригожусь». Так и вышло, по-лягушачьи. Принес Иванушка лягушку во дворец к царю-батюшке. И велел тут же государь приготовить три котла: с водою ледяною, водою вареною и с парным молоком. Выкупалась лягушка в трех котлах и стала красавицей писаной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И детушки не заставили себя долго ждать. Народилось у них детей великое множество: в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря.
А старик у синего моря по сей день ходит. Пойдет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит ту, которую вы сейчас услышали. Вот и получается, что сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам и старикам урок.
- Подошёл к концу шестой раунд. Передаём ваши ответы.
«Заюшкина избушка»,
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Снегурочка»,
«Курочка-ряба»,
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
«Муха-цокатуха»,
«Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке»,
«Мороз Иванович»,
«Царевна-лягушка»,
«Конек-горбунок»,
«Сказка о царе Салтане»,
поэма «Руслан Людмила».
Ведущий: Подведем итоги 6 раунда. Дополнительный балл за скорость получает команда. (называет).
6 раунд «Ребусы по сказкам»
В каждом ребусе зашифрованы понятия, относящиеся к нашей теме. Задача команд расшифровать ребусы. За правильный ответ команда получает 1 балл.
Ведущий: Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Через сказку ребенок получает первые представления о добре и зле, отваге и трусости, о дружбе и предательстве. Конечно же, важную роль в этом играют персонажи сказок. Итак, начинаем четвертый раунд «Кто, кто в сказочке живет». Вам предстоит угадать пять героев сказок, которые зашифрованы с помощью ребусов. На обсуждение каждого – 20 секунд. За правильный ответ – 1 балл. Предлагаю потренироваться: Дюймовочка Конек-Горбунок Айболит
Члены команд рассматривают ребусы на экране, вписывают свои отгадки в бланк и стараются как можно быстрее передать его жюри.
ГЕРОИ из произведений которых угадывают команды
Ответы: Аленький цветочек
Двенадцать месяцев
Конек Горбунок
Три толстяка
Ведущий: Подведем итоги 7-го раунда. Дополнительный балл за скорость получает команда. (называет).
7 раунд «Чему учит фильм»
Ведущий: Не секрет, что детей привлекают отрицательные герои некоторых художественных и мультипликационных фильмов, которым они начинают подражать. К сожалению, доступ к таким фильмам дети часто получают во время семейных просмотров. Однако мы должны знакомить детей с фильмами, которые расширяют их эмоциональный опыт, формируют эмпатию и ценностное отношение к окружающему миру, учат конструктивно взаимодействовать.
Итак, начинаем третий раунд «Чему учит фильм». Сейчас вы увидите на экране три фрагмента. Ваша задача – записать в бланках основную мысль каждого фильма. На обсуждение – 25 секунд. За правильный ответ – 10 баллов. Предлагаю потренироваться на фрагменте из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена» режиссера Романа Качанова. Основная идея этого мультфильма – крепкая дружба, помощь друзьям, взаимовыручка. Теперь переходите к основному испытанию третьего раунда.
Фильмы и фрагменты из которых интерпретируют команды
«Морозко»- учит детей трудолюбию, послушанию и доброте, быть скромными и отзывчивыми людьми. Главной мыслью данной сказки является то, что необходимо трудится, делать людям добро бескорыстно, выносить с гордостью все удары судьбы. За все эти качества хорошие люди вознаграждаются, а злые в свою очередь наказываются и получают то, что заслужили. То есть все получают по своим заслугам.
Огонь, вода и медные трубы» -В этой сказке четко определены границы добра и зла, что очень важно для нынешних детей, которые порой не различают их совершенно. Они узн ют, что такое настоящее мужество, бескорыстие и самоотверженность. Дети откроют для себя то, что и мужество, и любовь, и самоотверженность окажутся совершенно бессильны перед злом, если человек поддастся гордости, славолюбию и самомнению.
Цветик-семицветик»- Эта сказка учит доброте, как и любая другая сказка, учит тому, что нет на свете ничего дороже жизни и здоровья человека, а все остальное мелочи, которые, как бы их не было много, не принесут человеку счастья. Учит эта сказка и серьезному отношению к жизни, учит не разбрасываться возможностями, а использовать их, ловить подвернувшуюся удачу. Учит она и состраданию, чуткости к чужим бедам и проблемам, учит дружбе и взаимовыручке.
Старик Хотабыч» Главная мысль сказки в том, что нужно быть добрым и терпимым. С уважением относиться к старикам и к их слабостям. Люди способны меняться, если в них верить и помогать им.
Королевство кривых зеркал- Сказка учит смелости, честности, решительности, трудолюбии, доброте, дружбе. Главная мысль сказки заключается в том, что каждому человеку полезно взглянуть на себя со стороны. Думаю, автор хотел сказать читателю, что очень важно осознавать свои ошибки и вовремя их исправлять.
Снежная королева- заключается в важности и силе истинной дружбы, верности, и доброты. Она подчеркивает силу любви и веры в человеческое добро, которые могут преодолеть даже самые холодные и страшные силы. Сказка учит нас преодолевать трудности, быть сильными и верными своей дружбе, учит пониманию и прощению близких, верить в добро и доброе начало в людях.
Ведущий: Подведем итоги 8 раунда. Дополнительный балл за скорость получает команда. (называет). Для команды, которая набрала максимальный балл,
8 раунд «Секретная тема» (заключительный)
Ведущий: В шестом раунде под названием «Секретная тема» не торопитесь, так как фортуна может улыбнуться любой команде. В данном раунде вам предстоит определить окончание четырех известных высказываний. Из трех предложенных картинок одна будет подсказкой, цель остальных – вас запутать.
ПРИМЕРЫ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
Родина краше солнца, …. дороже золота.
Без любви к человеку нет любви к Родине.
Ведущий: Дорогие друзья, наша игра подошла к концу! Вы замечательно играли и продемонстрировали свою смекалку, сплоченность, знания. Знать все невозможно, но ценить то место, где родился, уважать тех, кто рядом, гордиться своим прошлым и строить будущее – в наших силах. Ведь «Родина одна на все времена». Благодарим команды за увлекательную игру! Пришло время объявить итоги игры.
Пока жюри занимается подсчетом, мы с вами проведем небольшую рефлексию.
Рефлексия «Душевная»
Песня душа народа. Много песен сложено о великой России, её красотах…Предлагаем песенный блиц. Каждая команда должна пропеть несколько строк из полюбившихся песен о России.
Подведение итогов. Выступление жюри. Спасибо всем участникам за игру.
Ведущий и члены жюри подводят итоги игры, объявляют команду-победителя и награждают всех участников квиза.