Галина Хорошева
Сценарий НОД в старшей группе по теме «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представления детей об овощах.
Задачи:
Образовательные: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой. Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных во множественном числе, подбор прилагательных к существительному).
Публикация «Сценарий НОД в старшей группе по теме „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Овощи. Сценарии праздников, досугов, развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Развивающие: Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, память, мелкую и общую моторику.
Воспитательные: Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
Материал: Предметные картинки по темам «Осень», «Овощи». Поднос с овощами. Карточки для раскрытия стадий и условий роста растений. Два обруча разного цвета, муляжи овощей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
На мольберте осенние картинки. Дети проходят в группу и становятся в круг, ребенок читает стихотворение Н. Антоновой
Желтой краской кто-то выкрасил леса,
Стали отчего-то ниже небеса,
Ярче запылали кисточки рябин.
Все цветы увяли, лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
- Что случилось вдруг?
И ответил папа:
- Это осень, друг.
Игра с мячом «Назови приметы»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки и давайте вспомним все приметы осени. (Солнце прячется за тучами, греет все слабее. Небо становится хмурым, пасмурным, серым. Осенью часто идут дожди, поэтому много луж. Деревья роняют листья. Идет листопад. Трава становится желтой и сухой. Дуют холодные ветра. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Осенью изменяются природные условия, и насекомые уже не могут существовать так, как существовали летом: одни из них погибают, другие засыпают до весны. Люди стали одеваться теплее.)
- Молодцы, все приметы осени назвали.
2. Вводная часть.
Воспитатель приглашает детей к столу. На столе под салфеткой лежат овощи, педагог читает стихотворение
Осень, осень к нам пришла,
Что-то осень принесла.
Принесла вам овощей
И для супа и для щей.
Поднимает салфетку с овощей
Воспитатель: Дети, скажите, что лежит на подносе? (ответы детей. ) Как, всё это назвать одним словом? (ответы детей). Верно: сочный красный помидор, крепкий зелёный огурчик, хрустящая оранжевая морковка – это овощи. Давайте сядем на стульчики и продолжим наш разговор.
3. Основная часть.
Воспитатель: Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).
(Воспитатель по мере называния овощей выставляет предметные картинки на демонстрационную доску).
Воспитатель: Молодцы! Картошка и морковь, помидор и огурец, свёкла и редиска, редька и тыква, патиссон и кабачок, перец и баклажан, лук и чеснок, укроп и петрушка - овощи. Овощи - это плоды растения, его часть. Овощей много и все разные. Давайте найдём с вами признаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключения о различии овощей по форме, цвету, величине, вкусовым ощущениям и т. д.).
Воспитатель: Где растут овощи? (Ответы детей). Да, овощи растут на огороде, в поле, на садовом участке, некоторые овощи (помидоры, огурцы, перцы) растут в теплице. Но чтобы получить урожай овощей, их сперва нужно посеять.
(воспитатель выставляет на демонстрационную доску карточки для раскрытия стадий роста растений).
Воспитатель: Семя, попавшее в землю, поглощая влагу, начинает набухать и прорастать. Образуется корешок. Затем над землей появляются листочки, и с каждым днем растение вырастает все выше и выше. И, наконец, на нем образуются бутоны, и растение начинается цвести. А после опыления на наших грядках появляются плоды овощей.
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Овощи растут на грядке.
Скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы
Посчитай их по порядку:
Соединить по очереди пальцы на двух руках
Капуста, перец, огурец,
Кулак, ребро, ладонь
Я сегодня молодец.
Гладим себя по груди
На грядке овощи растут,
Скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы
Что же мы увидим тут?
Соединить по очереди пальцы на двух руках
Картофель, помидор, морковь,
Кулак, ребро, ладонь
Мы себя похвалим вновь.
Гладим себя по груди
Воспитатель: А какие овощи созрели на моей грядке и на ваших грядках мы сейчас и узнаем (приглашает детей поиграть в игру).
Игра с мячом «Один - много» (дети выходят на ковер; воспитатель бросает мяч ребенку, называя имена существительные в единственном числе, ребенок, возвращая мяч, называет это существительное во множественном числе)
Воспитатель: Посмотрите, какой богатый урожай овощей созрел на наших грядках (подходят к столу, на котором стоит поднос с овощами). Я буду показывать вам овощ, а вы мне будете говорить - какой он.
Игра «Подбери признак»
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: А кто выращивает овощи? (Ответы детей). Верно, человек сажает в землю семена или рассаду овощей. Когда появляются всходы овощей, человек ухаживает за ними: поливает, пропалывает, рыхлит землю. И только в конце лета начале осени получает урожай овощей. Расскажите, зачем выращивают овощи? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно! Для еды. Из них готовят салаты, супы. Их можно засолить. Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используют на корм скоту. Кролики, например, любят морковь, капусту. А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? Нет, я вас сейчас расскажу и покажу. (по ходу рассказа выставляет картинки условий роста растений):
Солнце согревает землю, даёт растениям свет.
Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.
Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.
Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.
Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц. А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.
Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников, например, у огурцов не было бы плодов.
- А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (Ответы детей - да, оно ест тлю). Вот сколько помощников у растений. Сейчас я предлагаю вам пройти на огород и собрать урожай овощей.
Физкультурная минутка «Урожай»
В огород пойдем, урожай соберем.
Мы морковки натаскаем
И картошку накапаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
Воспитатель: Молодцы! А теперь, дети, давайте поговорим о том, какую пользу приносят людям овощи. Овощи - основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня! Ведь наша пища большей частью состоит из растений. Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и моркови, колечки лука, листья петрушки и укропа. Ещё больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.
Овощи богаты витаминами, необходимыми человеку.
Лук, чеснок, редька, баклажан, перец обладают целебными свойствами и способны излечивать болезни.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные? (Ответы детей). А мы сейчас это проверим. Я предлагаю вам поиграть в игру «Вершки и корешки». В обруч красного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета - овощи, у которых используются вершки. (Ребенок берет один овощ, называет его и объясняя, кладет в нужный обруч. После того, как все овощи разложены по обручам, воспитатель обращает внимание детей на область пересечения обручей)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему я положила эти овощи сюда? (Ответы детей). Верно, есть овощи, у которых в пищу идут вершки и корешки. Назовите их (ответы детей - это лук, петрушка, свёкла). Кто назовёт овощи, у которых используются только вершки? (Ответы детей — помидор, огурец, горох, капуста). А кто назовёт овощи, у которых можно есть только корешки? (Ответы детей — морковь, репа, картофель).
4. Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня на занятии мы говорили об ….(овощах). Что нового вы узнали на занятии? (ответы детей)