Татьяна Аболмасова
Конспект НОД по изодеятельности в нетрадиционной технике граттаж «Фея и Баба Яга в гостях у ребят»
Сценарий НОД по изодеятельности в нетрадиционной технике «граттаж».
Цель: Развивать творческие способности ребёнка, способного успешно ориентироваться в общественной жизни, через решение нестандартных задач.
Задачи:
Систематизировать знания детей об изобразительных материалах; предметах, используемых для нанесения краски и создания изображения.
Актуализировать знания о произведениях устного народного творчества, предназначенных для прочтения малышам.
Публикация «Конспект НОД по изодеятельности в нетрадиционной технике граттаж „Фея и Баба Яга в гостях у ребят“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Закрепить понятие «граттаж» и навыки рисования в этой нетрадиционной технике : процарапывание основы острым предметом для получения изображения.
Развивать творческие способности детей, воображение, внимание.
Продолжать формировать композиционные умения.
Продолжать развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как это предполагает данная техника.
Повторить правила безопасности при создании изображения в технике «граттаж».
Продолжать развивать способность оценивать результаты труда других, своего труда.
Воспитывать стремление быть полезными для других членов общества; оказывать помощь в затруднительной ситуации.
Предварительная работа:
Познакомить детей с рисованием в нетрадиционной технике «граттаж».
Убрать заранее детские книги, краски, карандаши, фломастеры.
Материалы: Экран, видеопроэктор, ноутбук, видеоролик с сюжетом Бабы Яги, аудиофайл с голосом Бабы Яги, аудиофайл со спокойной музыкой, палочки для маникюра, картон с основой для граттажа, кусок мешковины (рогожи, коробка с книгами, красками, карандашами сверху которых стоит корзина с яблоками и письмом. Герои-взрослые Фея, Баба Яга.
Ход занятия:
Дети выходят на ковёр.
В. Дети, посмотрите сколько у нас сегодня гостей! Давайте, поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети говорят слова)
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
В. Надеюсь, теперь хорошее настроение будет у гостей и у детей в нашей дружной группе. В нашей группе дружат не только дети, но и ещё кое-кто. (Проводится пальчиковая гимнастика)
Дружба
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики
пальцы рук соединяются в "замок"
- Дружат в нашей у детей маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
- Раз, два, три, четыре, пять
(«снимание кольца» с каждого пальца)
- Начинай считать опять.
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистям)
Дружат наши две руки:
Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить –
И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)
Ладошкой могут рот прикрыть -
И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)
Они мне могут нос зажать –
И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Дорогу могут показать –
И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)
С руками я всегда дружу –
И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)
Обнимут вас, к себе прижмут –
И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)
В. Это хорошо, что вы научились дружить, ведь в детском саду вы самые взрослые из воспитанников. Скоро у вас выпускной, вы попрощаетесь с детским садом и пойдёте в школу, а к нам придут маленькие детки и мы будем их учить тому же чему учили и вас. Скажите, а чему вас научили в детском саду? (Ответы детей)
В. Правильно. Научили вас дружить, считать, рисовать, вырезать, одеваться самостоятельно и многому другому. А начинали с самого простого. Забавляли деток, рисовали с ними солнышко, читали детям сказки и потешки. Интересно, а сейчас вы потешки вспомните? (Ответы детей) А, как назывались самые первые сказки? (Ответы детей)
В. Да, а живут сказки в наших красочных книгах с иллюстрациями, стоящих на полках. Мы с малышами будем их читать и рассматривать картинки. (Вос-ль идёт к книжной полке)
В. Дети, а где же наши книги со сказками? (Ответы детей) Интересно, куда исчезли все книги? Почему нас никто не предупредил о том, что их кто-то взял. Сказки мы конечно помним, но малыши очень любят рассматривать красочно нарисованных сказочных героев и их действия. Что же теперь делать, ка вы думаете? (Дети высказывают предположения)
В. Вы правы. Мы так и поступим. Мы нарисуем для малышей сюжеты из сказок и потешек. Главное, чтобы рисунки были яркими, понятными для малышей. Не стоит забывать о композиционном решении. Давайте, вспомним правила композиции. (Ответы детей)
В. Композиция это распределение предметов и фигур на листе с учетом пропорций, расположения предметов, их цвета, теней. (Ответы детей)
В. Дети, а чем вообще можно рисовать? А чем можно наносить краску? (Ответы детей) Ответы сопровождаются показом изображений, вдруг на экране появляется Баба-Яга.
Б. Я. Книжки им подавай, с картинками! Ишь чего удумали! Вот вам! (Заливает заранее подготовленную (тщательно обёрнутую пищевой плёнкой) книгу тёмной краской (водоэмульсионной краской с колером).
Зачем малышам книжки? Зачем им знать меня в лицо? То, выбегут дети на улицу, заиграются, и тут я с гусями-лебедями. Хвать самого маленького, одиноко сидящего и полетели. А другие пусть играют дальше. Да, кстати и рисовать-то у вас нечем! Уж, я об этом позаботилась! Стёрла краски с лица земли! Оставила только цвета ночи (показывает обложку книги тёмного цвета) Не люблю яркие цвета, краски разные! Аж глаза режет! День белый, тоже не очень люблю, хотя… еда бывает только днём! Ночью спит! Толи дело ночь! Темнота, меня не видно, дела мои тёмные тоже не видны! Между прочим, вам, каждому от меня колдовской приветик! Смотрите и любуйтесь краской ночи! Не видать вам разных красок! А приветик ждёт в приёмной. (Смеётся и связь прерывается)
В. Пойду посмотрю. (Выходит в приёмную и вносит завёрнутые в мешковину подготовленные для граттажа листы картона фиолетового цвета. (Один замеченный лист без нужной основы). Показывает детям)
В. Что же теперь делать? Где искать цветные краски? (Дети высказывают предположения)
В. Может поцарапать? (Пробует поцарапать замеченный лист) Нет. Ничего не выходит! Что делать? Где найти краски что бы нарисовать иллюстрации к сказкам для малышей? (Звучит музыка)
В. Слышите, интересно, что происходит? (Открывается дверь и входит Фея)
Ф. Я, фея волшебной страны Разнокрасья! Я увидела, что натворила Баба-Яга в моей волшебной стране! Везде мрак, темнота, маленьким жителям страшно. Как быть? Как оживить краски? Как избавиться от мрака ночи? Я пробовала исправить беду волшебством, но у меня ничего не получилось!
В. И мы пробовали найти краски – ничего не вышло! А, может нам вместе попробовать, ведь недаром говорят: «Один в поле не воин»
Ф. Давайте, вместе станем в круг, в середину положим подарки Бабы-Яги, возьмёмся за руки и скажем волшебные слов и посмотрим, получится что. Может чары Бабы Яги пропадут, найдутся краски, и мы сможем нарисовать сюжеты к потешкам и сказкам для малышей. Слушайте слова заклинания.
Хлопни, топни, повернись,
Крепко за руки возьмись,
Шаг назад и два вперёд,
Колдовство пускай спадёт,
Краски появись,
Баба-Яга испарись. (Дети повторяют один раз)
Ф. Нет, так чары не спадут! Надо громко и чётко, чтобы Баба Яга силу нашу почувствовала. (Дети выполняют)
(Раздаётся голос Бабы Яги)
Б. Я. Ой, что это пропадаю! Граттаж, граттаж…
Ф. По моему, ничего не изменилось! (Смотрит в центр круга на подарки Бабы Яги)
В. А, мне кажется, Баба Яга перед исчезновением, случайно сказала заветное слово. Вы его слышали? (Ответы детей)
Ф. Я такое слово даже не слышала. А что оно означает? (Ответы детей)
В. Правильно. Граттаж - в переводе с французского значит процарапывание. Мы с ребятами пробовали работать в этой технике рисования, только мы видели верхний тёмный слой и белый слой основы. И никаких других красок там не было.
Ф. А чем можно выполнять это процарапывание? (Ответы детей)
В. Работая в этой технике рисования, нужно четко помнить правила безопасности. Давайте их повторим. (Дети повторяют правила безопасности)
Ф. Ну что же, давай те попробуем. Вдруг краски найдутся. А палочки у меня есть! (Дети берут палочки)
В. Прежде чем начать поиск, следует подумать, сюжет какой сказки или потешки вы хотите изобразить, что хотите показать малышам. И не забудьте, ваши композиционные решения должны быть им понятны.
(Дети садят и начинают выполнять задания, находят цветную основу)
Ф. Ой, как хорошо пойду порадуюсь вместе с жителями моей волшебной страны. Спасибо вам ребята!
(Дети продолжают работу под спокойную музыку) (Работы тех, кто закончил работу, крепятся к магнитной доске)
В. Дети, какие вы молодцы. Давайте встанем из-за столов и выйдем на ковёр. Вы работали, устали. Давайте немного разомнёмся.
Мы старались, рисовали (сжимаем, разжимаем кулачки)
И немножечко устали, (трясём кистями рук)
Рады что всё получилось (хлопаем в ладоши)
И буйство красок проявилось (прыгаем)
В. А теперь давайте, и расскажем к какой сказке или потешке вы нарисовали иллюстрации. (Дети рассказывают)
В. Скажите, что вам было трудно или легко? Что было самым трудным? (Ответы детей)
В. Вы сегодня молодцы. Вместе с феей Разнокрасья вы победили Бабу Ягу, отыскали краски, разъяснили ей смысл слова граттаж, вспомнили правила композиции и правила безопасности при выполнении работ в стиле граттаж, и самое главное - теперь малыши смогут увидеть героев сказок и потешек. Я чуть позже сложу ваши работы в коробку, и мы, вместе с малышами, будем читать сказки и рассматривать ваши иллюстрации.
(Раздаётся стук в дверь, воспитатель идет к двери)
В. Дети, здесь посылка с письмом. (Читает) «Жители страны Разнокрасья благодарят своих маленьких друзей, которые спасли всех от тьмы, которую наслала Баба Яга. Наша волшебная жизнь вновь засияла разными красками благодаря вам. Вероятно, вы потратили много сил в борьбе с чарами Бабы Яги, и чтобы их быстрее восполнить мы посылаем вам витамины из собственного сада. Приятного аппетита!»
В. Чтобы это может быть? (Дети высказывают предположения). (Воспитатель открывает посылку, достаёт корзину с яблоками) Жители Разнокрасья прислали вам яблоки.
В. Ой, а здесь ещё кое-что есть, смотрите. (Дети смотрят в коробку находят книги, краски, карандаши)
Дети и гости угощаются яблоками.