Ирина Коршунова
«Листопад». Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение детский сад №4 комбинированного вида
Сценарий непосредственно образовательной деятельности
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Аппликация на тему: «Листопад»
Средний дошкольный возраст
Подготовила и провела
Воспитатель МДОБУ детского сада №4 КВ
Коршунова Ирина Ивановна
Дата проведения: 23.10.14
Публикация «„Листопад“, Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности : изобразительная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Задачи:
1. Учить детей создавать на цветном картоне композиции из природного материала – засушенных листьев (листья берёзы, клёна, рябины).
2. Познакомить детей с явлением контраста в изобразительном искусстве.
3. Развивать чувство цвета и композиции. Развивать интерес к аппликации.
4. Закреплять навыки аккуратного наклеивания засушенных листьев.
5. Формировать коммуникативные навыки: учить передавать в высказываниях своё отношение к природе. Расширять словарный запас.
6. Упражнять в умении выразительно читать стихотворения.
7. Пробуждать эстетические чувства.
8. Развивать произвольное внимание, память, воображение и творческую активность, наглядно-образное мышление.
9. Развивать умение сохранять равновесие, координацию движений, крупную и мелкую моторику обеих рук.
10. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.
11. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Вызвать желание сохранять её красоту в картинах и композициях из природного материала.
Обогащение словаря: листопад, золотая осень
Активизация словаря: осень, русский лес, платье золотое, праздник, букет, картина, рамка; осенние листья, кленовые, берёзовые, рябиновые, ярко-жёлтые, оранжевые, красные, засушенные; пожелтели, облетели, идёт, бегут, закружились, разлетелись.
Оборудование, материалы: вырезанные из цветной бумаги листья клёна, картины, репродукции картин с изображением осени; запись музыки П. И. Чайковского «Времена года», презентация с изображением на слайдах осеннего леса, деревьев – берёзы, клёна; компьютер, проектор.
Раздаточный материал: листы картона - синего, голубого, фиолетового, коричневого цвета; засушенные берёзовые, кленовые, рябиновые листья; клей ПВА, салфетки, клеёночки, кисти.
Предварительная работа:
1. Сбор осенних листьев на прогулке, наблюдение в природе.
2. Беседы на темы: «Осень на участке детского сада», «Подарки осени», «Осенние листья».
3. Чтение стихотворений: А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»,
4. Беседа по содержанию репродукции картины «Золотая осень» И. Левитана
Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Одинаковые – разные».
5. Экспериментирование с природным материалом для пробуждения художественных ассоциаций «На что похож листок?»
6. Разучивание отрывков из стихотворений. (А. Шибицкой, Ю. Капустиной, Е. Трутневой, Н. Найдёновой).
7. Разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья», подвижной игры «Листопад»
8. Выбор детьми цвета картона для выполнения работ.
9. Индивидуальная работа с детьми: наклеивание на альбомные листы засушенных листьев берёзы, клёна, рябины.
Содержание деятельности :
(Дети стоят в игровой зоне группы.)
- Здравствуйте, дети!
-Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие – в осенний лес. Пойдёмте по тропинке. (ходьба змейкой, размещение рядом с интерактивной доской, просмотр слайдов)
Послушайте стихотворение Ю. Капустиной:
В золотой карете, что с конём игривым,
Проскакала Осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница всё переиначила:
Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.
С неба сонный месяц чуду удивляется:
Всё кругом искрится, всё переливается.
- Дети, о каком времени года говорится в загадке?
(Показ слайдов с изображением осеннего леса.)
- Правильно, это осень. Артём З., что ты можешь сказать об осени:
Осень, осень, в гости просим!
Приходи к нам в детский сад.
Заждались тебя ребята.
Осень встретить каждый рад!
(А. Шибицкая)
- По каким приметам мы узнаем, что наступила осень? (дети отвечают)
- Правильно, стало холодно, пожелтели и облетели листья с деревьев, часто идёт дождь, облака бегут быстро.
- Посмотрите, какие красивые в лесу деревья. Это – берёзка. Берёза - главное дерево России, символ нашей страны. По этому дереву сразу можно узнать русский лес.
- Таня, прочитай стихотворение о берёзе Е. Трутневой:
(Показ слайда с изображением берёзы)
Стало вдруг светлее вдвое.
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У берёзы на плечах…
- А это дерево называется – клён. Посмотрите на листочки клёна. На, что они похожи? (Показ слайда с изображением клёна)
- Правильно, Даша, на звёздочки, а как их много, какие они разноцветные. Какого цвета листья?
- Правильно, Вика, жёлтые, оранжевые, красные. Ветер подует и срывает их с дерева, а листочки летят, летят…
- Сейчас Ангелина и Даша расскажут нам о листьях стихотворение :
(Показ слайда с изображением листьев)
Листья золотые падают, летят.
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых.
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола.
Осень золотая в гости к нам пришла.
(Н. Найдёнова)
- Таня, скажи, как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?
- Правильно – листопад. Теперь, скажем все вместе. Молодцы!
- Дети, а сейчас мы поиграем с листочками, возьмите кленовые листочки.
Физкультминутка: Подвижная игра «Листопад»
Листопад! Листопад! Действия выполняют дети с жёлтыми листьями.
Листья жёлтые летят!
Кружатся красивые
Жёлтые листочки!
Кружатся красивые Действия выполняют дети с красными листьями.
Красные листочки!
Сели! Уселись и замерли. Не шевелятся.
Прилетел лёгкий ветерок, подул. Дуют.
Поднялись листья, разлетелись Разбежались.
В разные стороны.
Закружились, закружились! Кружатся.
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
- Ребята, хотите сохранить красоту листопада? Как вы думаете, что для этого нужно сделать? Скажи, Настя.
- Правильно, Настя, можно собрать листья и составить букет. А, что ещё можно сделать?
- Правильно, Артём, можно создать картины из осенних листьев. Посмотрите, на эти картины.
(Показ слайдов с изображением картин из листьев - образцов)
- Дети, давайте соберём в лесу листочки, какие вам понравятся, и сделаем из них аппликации. Проходите и садитесь за столы.
- Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать.
Листья берёзы, Сжимают и разжимают кулачки.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём! «Шагают» пальчиками.
(Н. Нищева)
- Молодцы! Дети, чтобы создать картину, сначала нам нужно представить её себе, что на ней будет изображено. Затем мы выберем засушенные осенние листочки (цветной картон был выбран детьми до занятия и подписан, рассмотрим их и составим картину «Листопад». Вначале будем наклеивать самые крупные листья в середине листа, а затем мелкие листочки.
- Дети, как нужно держать кисточку? Покажите.
- Правильно, кисточку держим тремя пальчиками, правой рукой. Кладём листик на клеёночку и промазываем его клеем по всей поверхности. Затем приклеиваем на картон, прижимаем салфеткой. Потом приступаем к приклеиванию следующего листика.
- Дети, вы придумали какие листочки возьмёте для выполнения работы?
-Аня, какие листья ты возьмёшь? (спросить ещё нескольких детей)
- Какой лист нужно приклеить в середину листа, Вика?
- Правильно, большой. Разложите листики на картоне.
- Молодцы! Теперь вам осталось приклеить листочки. Приступайте.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь». Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям: советует, где лучше разместить листья, напоминает, как нужно держать кисточку, обращает внимание на осанку).
- Молодцы! Какие красивые картины у вас получились. Теперь мы надолго запомним красоту осени.
- Дети, а сейчас возьмите свои работы и подойдите ко мне, встаньте в круг, давайте полюбуемся вашими работами.
- Ангелина, чья работа тебе понравилась? (спросить ещё нескольких детей)
- Дети, вы меня очень порадовали, все старались, но мне больше всего понравились работы Ани З., Димы Д., Ангелины К. Они внимательно слушали, правильно разместили листья, аккуратно их приклеили.
- Молодцы! А сейчас давайте разместим наши картины на выставке.
(Размещение аппликаций на книжной полочке)
- Вика, Настя, Аня, подойдите ко мне, что вы можете сказать ещё об осени?
Дети читают стихотворения А. Шибицкой.
Вика Г.
Праздник осенью в лесу –
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила!
Настя З.
Каждый листик золотой –
Маленькое солнышко.
Соберу в корзину я,
Положу на донышко.
Аня З.
Берегу я листики…
Осень продолжается.
Долго дома у меня
Праздник не кончается.
- Дети, на этом наше путешествие в осенний лес подошло к концу, пора возвращаться в детский сад.
- Где мы с вами были? Что делали? Вам понравилось путешествие?
- Молодцы!
Список используемой литературы:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. // Издательский дом «Цветной мир». – М. 2013 – 36 с.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Средняя группа. – М. – 2008 – 31 – 41 с.
3. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по проведению прогулок детей 3 – 7 лет. Издательство «Детство – Пресс» - С-П. – 8 с.