светлана тихонова
Сценарий мастер класса для детей и родителей Тема: Изготовление куклы-мотанки в рамках знакомства детей и родителей с на
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мастер класса для детей и родителей
Тема : «Изготовление куклы-мотанки в рамках знакомства детей и родителей с народной культурой»
«Кукла Хороводница»
Цель: знакомство детей и родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол,обучить изготовлению тряпичной куклы-мотанки. Включение родителей в жизнь детского сада через совместное творчество - изготовление куклы - «Хороводница».
Задачи:
Образовательные : научить детей и родителей изготавливать куклу- мотанку
Воспитательные: прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки
Развивающие: развивать навыки работы с тканью; развивать мклкую моторику рук
Материалы: прямоугольник белой ткани - ситец, 2 круга разных диаметров, треугольник тканевый, палочка, нитки, ножницы (на каждого участника)
Оборудование: презентация «Тряпичная кукла», ноутбук, экран,
План работы мастер-класса:
Методы и приемы:
Наглядно-иллюстративный. Мультимедийная презентация иллюстративного материала, методические указания к выполнению работы, образец куклы.
Словесный: рассказ, беседа, инструктаж. Практический: изготовление изделия в материале в соответствии с заданием.
Подготовительная работа :беседа с детьми, экскурсия, рассматривание кукол
Вступительное слово.
Теоретическая часть:
1. Презентация на тему: «Тряпичные народные куклы».
2. Практическая часть: изготовление куклы «Хороводницы».
3. Подведение итогов. Анализ работы
Сл 1 … 1. Вступительное слово.
- Здравствуйте, гости дорогие, доброго вам дня! Сегодня мы собрались, как раньше в давние времена сходились на посиделки наши бабушки и прабабушки – рукодельничали, разговоры вели, да делились друг с другом секретами своего мастерства. Давайте сядем все рядком, да поговорим ладком.
А о чем будет наша беседа– угадайте.
В сундук я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды одевать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (кукла)
…. Достать куклу из шкатулки.
Сл 2….на экране кукла
Правильно кукла. Но не просто кукла, а кукла - хороводница.
Ребята, куклы это игрушки.? (ДА)У вас у всех дома есть игрушки.? Откуда у вас появились игрушки? (Ответы) Где их покупают? (Ответы) Как игрушки попали в магазин? (Ответы)А как вы думаете, где делают игрушки? (Ответы) Сл 3… Воспитатель : Игрушки делают на специальных фабриках. Ваши игрушки сделаны на фабрике игрушек. Когда-то очень давно, когда ваши бабушки были маленькими игрушек было мало. И их родители сами мастерили игрушки. Сл 4….
Их делали из разных материалов. Из соломы (показ, из глины (показ, из ниток (показ) или брали просто деревянную палочку, заворачивали в тряпочку и играли с ней. (просмотр на экране)
Скажите, если игрушка, сделана из дерева, какая она? (деревянная) Из глины? (глиняная) Из соломы? (соломенная) Из ваты? (ватная) Из резины? (резиновая)
Кукла Хороводница – одна из немногих чисто игровых тряпичных кукол, на которых не возлагали обережных обязанностей. Дети давайте рассмотрим куклу… какое у нее платье, головка, ручки…Это была обычная игрушка на палочке, которая при вращении весело крутилась. …Попробуй получится … Сл 5….
Я предлагаю Вам проделать интересное путешествие в мир добра, взаимопонимания и радости, оно будет посвящено изготовлению народной тряпичной кукле хороводнице.
В старину когда-то
Время не теряли
Вечерами зимними
Много пряли, ткали
А еще когда-то
Куколок крутили
Под рукой что было-
Из того лепили.
От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение. Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. А вы помните свою любимую игрушку ….Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь. Традиционная тряпичная народная кукла-оберег - это очень добрая и полезная игрушка.
1. Презентация на тему: «Тряпичные народные куклы»
Давайте узнаем какие куклы были в старину. Просмотр презентации
Сл 6….И так, в былые времена наши бабушки и прабабушки собирались на посиделки, где общались, обсуждали сельские новости, пели песни, рукодельничали, делились секретами творчества. И одним из видов творчества было изготовление тряпичных кукол.
Сл 7…. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым детям кукол делали мамы, старшие сёстры, бабушки, а детей постарше обучали специально традиционным приёмам изготовления куклы. И уже к пяти годам простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка. А начинали девочек учить изготовлять куклы уже с трёхлетнего возраста. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой, а наоборот, всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше девочка играет, тем счастливее и благополучнее будет её жизнь. В некоторых избах кукол насчитывалось не менее сотни. Изготовлять кукол было не трудно, крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпочек с помощью традиционных приемов.
Сл 8-9-10…Тряпичные куклы были разных видов….
Ну, что ж гости дорогие, а Вам предлагаю вместе со мной смастерить куклу «Хороводницу»
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Давайте окунемся в мир старины и каждый из вас попробует стать мастером по изготовлению кукол…
В первую очередь перед началом работы каждый мастер одевает фартук.
Перед началом сделаем гимнастику для пальчиков
Шили шила вышивала
Тряпки в кукол превращала
Красной нитью обвивали и
Косички заплетали на головку косынку покрывали.
2. Практическая часть: изготовление куклы «Хороводницы»
Сл 11…
Рассказываю и одновременно показываю каждый этап:
Посмотрите внимательно у вас у каждого на столах тарелочки.
Для изготовления нам потребуется: обратите внимание
Ровная палочка, два круга 19 и 21 см (для юбочки, прямоугольник из белой ткано 9*18см (для рубашки, треугольник 17*17 для платочка, немного ваты или синтепона, нитки.
Повторение правил техники безопасности: при работе с ножницами:
- на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;
- во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.
Начинаем нашу работу. Воспитатель осуществляет поэтапный показ
изготовления куклы и оказывает индивидуальную помощь в ходе выполнения и оформления куклы.
Сл 12
*У Вас на столе лежит заготовка палочка с головой для нашей куклы
*Возьмите 2 круга разного диаметра аккуратно разложите и найдите середину у кругов, и оденьте кукле на голову.
Сл 13
*Закрепите ниткой формируя красивые складочки.
*Возьмите прямоугольник подверните края, примерно на 1см.
Сл 14
*С помощью нитки сделайте ручки кукле. С начало с одной стороны, потом с другой
Сл 15
*Найдите середину кофточки и наденьте на голову кукле таким образом, чтобы лицо было ровным, а сбоку получилось два рукава.
*Закрепите рубашку и лицо ниткой под шеей.
Сл 16
*На голову кукле завязываем платок. Поправляем рукава, расправляем юбочки и наша кукла готова!
3. Подведение итогов
Мастер-класс подошел к концу. У всех получились разные, интересные, неповторимые куклы.
Выставка кукол, оценивание работ. Все молодцы.
Я хочу предложить вам обозначить свои впечатления о наших посиделках, выбрав атласную ленточку любого цвета и украсить ими наше дерево.
Лента красного цвета – понравилось все,
синяя - хочу узнать больше,
зеленая – заинтересовало, будем пробовать
Наши посиделки заканчиваются, надеюсь, что кукла «Хороводница» станет любимой и памятной для вас, потому что сделана она своими руками и в которую вложили вы частичку своей души.
Добрый гость всегда в пору. Приходите ещё – будем вам всегда рады!