Светлана
Сценарий литературного праздника «Белые журавли памяти»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий литературного праздника
«Белые журавли памяти»
подготовила воспитатель ГБОУ "Супоневской школы-интернат" Белоножко С. И.
Цель.
Воспитание патриотических чувств и гражданского самосознания учащихся.
Задачи.
Познавательные:
Познакомить с историей праздника, с памятниками «Журавли» - солдатам, погибшим за веру, Родину, народ.
Воспитательные:
Публикация «Сценарий литературного праздника „Белые журавли памяти“» размещена в разделах
- День Белых журавлей, 22 октября
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- Литературные сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Формировать гражданскую позицию школьников, уважительное отношение к исторической памяти и культуре своего народа, народов мира.
Развивающие:
Формирование желания творческого поиска, познавательного интереса.
Коррекционные:
Коррекция памяти через заучивание стихотворений наизусть, коррекция психоэмоционального состояния через прослушивание музыкальных произведений, коррекция мелкой моторики через выполнение оригами "Журавлик".
Ход праздника.
Звучит музыка. В зал входят девочки по очереди. В одной руке белый гелевый шарик, в другой бумажный журавлик и отпускают шарики с привязанными на веревочке журавликами. На экране слайд – летящие журавли и надпись «22 октября – день белых журавлей».
Воспитанник 1:
Сегодня праздник Белых Журавлей.
Не потому, что к югу косяками.
А в честь бойцов, которые с полей,
Не возвратились целыми полками.
Все полегли, уйдя в расцвете сил.
А многие - безусыми юнцами.
Но для себя о том бы попросил -
Хочу сравняться с ними, как с отцами.
Я думаю, солдат, что пал в бою,
Как Белый Ангел машет нам крылами.
И стих о Журавлях ему дарю.
Ведь это птица-символ.
Память с нами.
Воспитатель
произносит приветственное слово. Добрый день дорогие друзья. 22 октября в России отмечают литературный праздник Белых журавлей учрежденный народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник духовности поэзии и как светлая память о погибших во всех войнах и военных конфликтах.
Ведущий 1: 22 октября во многих странах мира отмечают праздник Белых журавлей.
Ведущий 2:С древнейших времен люди относились к журавлям с чувством особенного трепета, любви и уважения.
Ведущий 1: Китайцы считали - символом святости и чистоты. Журавль в Китае считался королем птиц.
Ведущий 2: Римляне и египтяне считали журавля посланником Солнца, символом дружбы и доброты.
Ведущий 1: У славян журавли считались посланниками бога. Улетающий осенью клин журавлей символизировал невероятную тоску по родному краю.
Ведущий 2: Греки считали журавля символом красоты и вестником весны.
Ведущий 1: На Кавказе существует поверье, будто павшие на поле сражения воины превращаются в журавлей. Народный дагестанский поэт Расул Гамзатов знал об этом.
Воспитатель: Именно его стихи положенные на музыку Яна Френкеля стали песней гимном памяти погибших во время ВОВ солдатам которых авторы сравнили с клином летящих журавлей.
Воспитанник 2: В этот день 22 октября вспоминают безвременно погибших не только во время ВОВ и ядерного взрыва в городе Хиросиме Япония. Но и всех пострадавших во всех терактах. Погибших от рук террористов в Московской трагедии на Дубровке в Норд Осте и жестокой расправе над детьми в Беслане. Вспоминают погибших в военных конфликтах в мирное время. Афганистан и Чечня. Сирия и Ирак. Донбасс и Приднестровье. Вспоминают жертв Чернобыльской катастрофы отголоски ее слышны и по сей день. На экране презентация под песню "Журавли"
На экране слайд — памятник в Хиросиме
Воспитатель: А знаете ли вы что стихотворение на основе которого была создана известная во всем мире песня имеет свою предысторию. В1965 году Расул Гамзатов гостил в Японии где принял участие в траурных мероприятиях посвященных 20 ой годовщине ядерной бомбардировки Хиросимы. Там он увидел памятник белым журавлям. На высоком постаменте хрупкая девочка держит над головой журавля, устремившегося ввысь. Памятник стоит в парке Мира, совсем недалеко от того места, над которым в августе 1945 года произошло жуткое событие:
На экране слайд-взрыв ядерной бомбы
Ведущий 1: На японский город Хиросиму упала американская ядерная бомба. Страшная катастрофа мгновенно унесла миллионы невинных жизней, но это стало только началом. Отравленные радиацией земля вода воздух отнимали силы у взрослых и детей, и они умирали.
На экране слайд-Садако Сасаки.
Ведущий 2: Одной из жертв этого смертельного недуга стала маленькая девочка по имени Садако. У нее обнаружили неизлечимое заболевание: белокровие. лейкемия рак крови
Воспитатель: Но мы живы, пока жива надежда. Девочка свято верила в свое выздоровление. Эту веру поддерживала старинная легенда о том, что у человека, который сможет изготовить из бумаги тысячу журавликов, непременно исполнится самое заветное желание.
На экране слайд - бумажный журавлик.
Ведущий 1:В палату принесли бумагу и ножницы. Девочка принялась мастерить. Одноклассники решили помочь ей. Они сами делали журавликов и привлекали к этому занятию своих друзей.
Воспитатель: Так весть о японских журавликах разнеслась по всему миру. В Японию со всех уголков земного шара летели белые журавлики. Все стремились помочь выздороветь девочке мечта Садако стала мечтой тысяч людей
Ведущий 2: Умирающий ребенок сделал только 644 журавля перед тем, как смертельная болезнь все-таки победила. Девочка умерла. 25 октября 1955 года
Воспитанник 3:
Но девочка не выжила и скоро умерла,
И тысячу журавликов не сделала она.
Последний журавленочек упал из мертвых рук —
И девочка не выжила, как тысячи вокруг.
На экране слайд-памятник Садако Сасаки, монумент Мира.
Воспитатель: До сих пор к мемориалу люди из разных стран присылают тысячи журавликов, которые не успела изготовить маленькая Садако. с надеждой на мир Огромное их количество хранится близ памятника в стеклянных ящиках.
Я предлагаю вам ребята научиться делать бумажных журавликов. (Детям раздаются листки белой бумаги квадратной формы и схемы оригами "Журавлик ")
Воспитанник 4:
Я хочу, чтоб в целом мире
Затрубили журавли
Напомнить всем могли
О погибших в Хиросиме.
И о девочке умершей,
Не хотевшей умирать,
И журавликов умевшей,
Из бумаги вырезать.
А журавликов-то малость
Сделать девочке осталось.
Для больной нелёгок труд,
Всё ей, бедненькой, казалось–
Журавли её спасут.
Журавли спасти не могут –
Это ясно даже мне.
Людям люди пусть помогут
Преградить пути войне.
(Расул Гамзатов)
На экране слайд - фото Расула Гамзатова
Ведущий 2: У памятника японской девочке с белым журавлем, поэт Дагестана Расул Гамзатов увидел впечатляющее зрелище - тысячи и тысячи женщин в белой одежде В Японии это цвет траура собрались в центре города у памятника Садако Сасаки. Случилось так, что в это время в небе появились вдруг настоящие журавли.
Ведущий 1: Говорили, что они прилетели из России.
По дороге домой, поэт думал о погибших двух братьях, о миллионах, не вернувшихся с войны, о женщинах в белом одеянии, о судьбе несчастной Садако, но мысли поэта все время возвращались к белым журавлям и вылились в стихи.
Ведущий 2: Эти стихи понравились артисту Марку Бернесу, он попросил композитора Яна Френкеля написать музыку. Так родилась песня «Журавли».
Воспитанник 5:
Мне кажется порою, что Гамзатов,
Ту песню написав про журавлей, -
Не песню сочинил, а гимн когда-то! -
Гимн памяти всех павших на земле.
Воспитатель:
День Белых Журавлей был основан по инициативе Гамзатова еще в 1986 году и стал не только всероссийским национальным Днем Памяти но и международным литературно поэтическим праздником. Его поэзия и сегодня объединяет людей разных национальностей учит добру мудрости и любви.
На экране слайд – журавли кружат над вечным огнём.
Воспитатель: Песня «Журавли» стала гимном праздника Белых Журавлей.
Ведущий 1:Журавли -символизируют память обо всех погибших на полях сражения.
Ведущий 2: Всех нас объединяет память,общая история общее родство. По всему миру воздвигнуты памятники белым журавлям.
На экране слайд под песню Юлии Началовой "Солдат"
Воспитанник 6: Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.
Песня "Алёша" исполняют дети 7-б класса (всем присутствующим раздать текст песни, по желанию дети могут подпевать)
Возлагают цветы по очереди (мальчики после 3го куплета, затем девочки после 4го куплета) к импровизированному "вечному огню"
Затем все дети, сделавшие "Журавликов", возлагают их к импровизированному "вечному огню"
Воспитанник 7: Сраженные вихрем пуль вы упали
И головы от земли не подняли,
А вместе с вами сердце разбилось
И будто в стекло навсегда превратилось.
Живите сквозь муку тоскливых вы дней,
Летите стаей живых журавлей,
А мы будем помнить и мы будем знать,
Кому за свободу «спасибо» сказать!
Ведущий 1: Мы не знаем, что такое война, мы не знаем, как это – отдавать жизнь ради другого, мы не знаем, как это, не видеть солнца, когда оно есть. Мы не знаем. Мы не знаем этого благодаря нашим предкам, героям, которые положили свою жизнь ради свободы страны.
Воспитатель И все, что мы можем сейчас сделать для них – это помнить и чтить их подвиги.
Почтим память погибших во всех войнах минутой молчания.
Звучит метроном, дети выдерживают скорбную минуту молчания.
Воспитатель: Спасибо. Прошу всех садиться.
Воспитанник 8:
Сделаю бумажного журавлика,
Отпущу по ветру, пусть летит.
Он до стран далеких доберётся,
На твоё окошко сесть решит.
Отдохнёт бумажная игрушка,
Ты, мой друг, расправь ему крыла.
Подсуши, разгладь его немножко,
И отправь в далёкие края.
Пусть летит, и будет всем на счастье,
Разнесёт по странам мира свет.
Память он подарит всем и радость,
И в сердцах оставит добрый след.
Воспитатель: Ребята, давайте наших журавликов (прикрепленных к белым шарам) запустим в небо в память о погибших во всех войнах.
Приложение 1
Приложение 2
Белеет ли в поле пороша, пороша, пороша!
Белеет ли в поле пороша иль гулкие ливни шумят!
Стоит над горою Алеша, Алеша, Алеша.
Стоит над горою Алеша, в Болгарии русский солдат.
А сердцу по-прежнему горько, по-прежнему горько.
А сердцу по-прежнему горько, что после свинцовой пурги
Из камня его гимнастерка, его гимнастерка.
Из камня его гимнастерка, из камня его сапоги.
Немало под страшною ношей, под страшною ношей,
Немало под страшною ношей легло безымянных парней.
Но то, что вот этот Алеша, Алеша, Алеша.
Но то, что вот этот Алеша известно Болгарии всей.
К долинам покоем объятым, покоем объятым,
К долинам покоем объятым, ему не сойти с высоты.
Цветов он не дарит девчатам, девчатам, девчатам.
Цветов он не дарит девчатам, они ему дарят цветы.
Привычный как солнце и ветер, как солнце и ветер.
Привычный как солнце, как ветер, как в небе вечернем звезда.
Стоит он над городом этим, над городом этим,
Как будто над городом этим вот так и стоял он всегда.
Белеет ли в поле пороша, пороша, пороша!
Белеет ли в поле пороша иль гулкие ливни шумят!
Стоит над горою Алеша, Алеша, Алеша.
Стоит над горою Алеша, в Болгарии русский солдат.