Ирина Буянтуева
Сценарий летнего народного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Люблю березку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Приобщать детей к русской народной культуре формируя патриотические чувства, развивая духовность. Воспитывать в детях любовь к Родине, родной природе. Развивать интерес к народным праздникам, знакомящим с традициями и обычаями русского народа, истоками русской культуры через песни, пляски, игры, хороводы, потешки, прибаутки.
Действующие лица: Марьюшка, Березка, Иван, Баба – Яга – взрослые.
Публикация «Сценарий летнего народного праздника для детей старшего дошкольного возраста „Люблю березку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Сценарии праздников, развлечений
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Лето
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии летних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Троица. Празднуем День Святой Троицы
- Темочки
Зал в праздничном убранстве – расставлены бутафорские деревья, кусты, развешаны цветы, березовые ветки.
Звучит запись русской народной песни «Во поле береза стояла», в зал заходят дети в народных костюмах, им навстречу из «избы» выходит сказительница - Марьюшка. Марьюшка: Здравствуйте люди добрые, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее, расскажу я вам одну историю про светлый праздник.
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была березонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку, а весна – красна пришла, солнышком припекла, теплым ветром обвеяла и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась. А что же это за праздник, вы не знаете? Это Святая Троица – праздник русской березки. А на празднике ребята бывают разные чудеса, давайте позовем к нам березку в гости.
Дети: Рощица, рощица, к нам березку пошли,
К ней на праздник мы пришли.
(Звучит запись русской народной мелодии «Русский хоровод», появляется Березка в белом сарафане с зеленой косынкой на голове, в руках ветки березы.)
Марьюшка: Березка кудрявая, кудрявая моложавая,
Ты когда взросла, ты когда пришла?
Березка : Я, березка кудрявая, кудрявая моложавая,
Я весной взросла, по зорям расцвела,
По зорям расцвела, и вот к вам пришла.
Марьюшка: А что же ты такая грустная? Может тебя дождичек польет, или кукушечка своей песней порадует?
Березка : Нет, не дождичек мне нужен, мне нужны людские песни – светлые да ласковые.
Марьюшка: Что ж, березонька, не унывай, поздравленье с праздником принимай. Будем тебя чествовать, величать, твою красоту воспевать.
У моей березки длинные косицы,
У моей березки темные ресницы.
Березку всегда сравнивали с девушкой и ее красой. А вот и девушки – подруженьки идут, гостинцы – наряды тебе несут.
(Продолжает звучать «Русский хоровод», к березке подходят девочки с корзиночками.)
1 девочка: Мы пришли к тебе, березонька, с угощеньем и нарядом.
2 девочка: Будем мы тебя, березонька, украшать,
Шелковые ленты в твои косы вплетать. (Девочки украшают березку.)
Марьюшка: Нужно ветки нагибать, их по нескольку сплетать,
А уж на конец косы, нужно ленточку вплести.
Вот, березка и готова, к празднику наряжена,
И в девичьем хороводе солнышком украшена.
Вокруг тебя, березонька, девушки хоровод ведут,
На тебе, березонька соловьи поют.
(Звучит запись голоса соловья.)
Березка : Уж вы милые девушки мои,
Уж вы верные подруженьки,
Спасибо за подарки ваши, за наряды.
Я к вам в праздничек пришла, нарядилась, ожила,
Веселиться хочу, песни петь, хороводы водить.
(Девочки надевают на голову приготовленные веночки, водят хоровод вокруг березки напевая песню «Во поле, береза стояла.»)
Березка : Ребята, а вы знаете обо мне много песен, загадок сложено, вот послушайте:
- Стоят столбы беленые, на них шапки зеленые?
- На каком дереве две коры?
Сверху - кора белая, тонкая,
Снизу – черная, корявая,
- Кудревата, беловата, наклоняется у хаты?
- Беленькие палочки, зеленые махалочки?
Марьюшка: Ребята, а пойдемте вместе с березкой ко мне в избу, я вам что-то покажу.
(Дети вместе с Марьюшкой и Березкой заходят в избу, рассматривают предметы старинного быта, замечают Ивана на печи.)
Марьюшка: Ребята, смотрите на печи, Иван сидит, а на нас и не глядит.
Что ж ты, Ваня в избе сидишь,
В такой светлый праздник грустишь?
Выходи с нами поиграть,
Свои ноженьки размять.
Иван: Я играть с вами пойду,
Только сначала пироги замешу.
Мне маменька сказала никуда не ходить, пока пироги не испекутся.
Марьюшка: Ты, Ванюша не унывай,
Нашу помощь принимай. Ребята, поможем Ване тесто замесить, пироги испечь?
(Дети выходят из избы, проводится игра – эстафета «Замеси тесто».)
Марьюшка: Замесили пироги, а теперь пойдем к печи.
Ой, ты, печка, сударыня.
Помоги нам боярыня.
Обогрей, освети, пироги нам испеки.
(Марьюшка с Иваном относят поднос в избу, ставят в печь.)
Марьюшка: Покуда пекутся пироги, а ты, Иван, около березки пляши – твои лапти хороши!
Дети: Пляши смелей, не жалей лаптей,
Сходим лыка надерем, лапти новые сплетем.
(Звучит запись русской народной песни «Ах, вы, сени», Иван пляшет, все хлопают, Березка кружится на месте.)
Иван: Хорошо плясал, только ноги оттоптал.
Марьюшка: Ты плясал, а мы еще нет.
Ну-ка, молодцы, инструменты берите, а вы, красны – девицы, хоровод заводите.
Дети: Мы по улице гуляем, хороводы выбираем.
Где веселый народ, тут наш будет хоровод.
(Звучит запись русской народной песни «На горе-то, калина», мальчики играют на ложках, трещетках, дудочках, свистульках, бубнах, девочки водят хоровод, инсценируют песню.) Березка : Хорошо мы плясали, даже ноженьки устали.
Давно дождичек не лил, мои корни не поил.
Марьюшка: Я знаю, как дождичек позвать, нужно тучи собрать.
Тучи, тучи, набегайте в кучу,
Солнышко заволоките, дождем землю примочите.
Не помогает! Давайте иначе закликать, дождик звать.
Все: Дождик лей, дождик лей, на меня и на людей,
На людей по ложке, на меня по крошке,
А на Бабу – Ягу, лей по целому ведру.
(Появляется Баба – Яга.)
Баба – Яга: Я, Баба – Яга, костяная нога,
В ступе я летаю, помелом след заметаю.
Уж, как я наскочу, схвачу, поколочу.
Это кто меня здесь вспоминал, дождем поливал? Всю меня замочил, нитки сухой не оставил.
(Замечает Березку.)
А вот и березка! Ее – то я и ищу, срублю, да на дрова распилю, буду печку топить, кашу варить.
Марьюшка: Ты что, Баба – Яга, не тронь березку, у нее сегодня праздник, посмотри, сколько гостей собралось.
Баба – Яга: Значит березку трогать нельзя, а меня дождем мочить можно. Ишь вы какие, у березки праздник, а у меня, бедной бабушки, ни одного светлого денечка.
В гости никогда не пригласят,
Только все обидеть норовят.
Марьюшка: Нечего обижаться, сама виновата.
Никого не уважаешь, только всех пугаешь.
Баба – Яга: Простите, касатики, не прогоняйте.
Лучше со мной поиграйте.
Марьюшка: А в какую же игру ты хочешь поиграть?
Баба – Яга: «Бояре, а мы к вам пришли.»
Марьюшка: Ну что, ребята, оставим Бабу-Ягу на празднике?
Марьюшка: Становись, Баба – Яга с мальчиками против нас, а мы с березкой и девочками против тебя.
(Проводится игра «Бояре».)
- Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли,
- Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?
- Бояре, мы невесту выбирать, молодые, мы невесту выбирать.
- Бояре, а какая вам мила, молодые, а какая вам мила?
- Бояре, нам вот эта мила, молодые нам вот эта мила.
- Бояре отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда.
(Дети выбирают березку.)
Баба – Яга: Хорошо вы играете, только не ту выбираете.
Марьюшка: Ах, Баба Яга, а кого же надо выбирать, уж не тебя ли? У березки ведь сегодня праздник, ее и выбираем.
Марьюшка: Ладно, бабушка не сердить, на тебе платочек, с платочком покружись.
Баба Яга: Одна не пойду, подружек позову.
Марьюшка: А кто же твои подружки?
Баба – Яга: А вот, березка, да девчонки – хохотушки!
Марьюшка: Пойдете девочки, с Бабой Ягой плясать?
А ты не будешь их пугать?
(Звучит запись русской народной песни. «Ходила младешенька», девочки выполняют танец с платочками, затем проводится игра «Колечко», сл. и муз. С. Насауленко)
Баба Яга: Хватит петь, плясать, играть!
Марьюшка: Опять ты, Баба Яга, чем – то не довольна.
Хватит уже сердиться, давай мириться.
Пару себе выбирай и кумиться начинай.
Баба – Яга: А что значит кумиться?
Марьюшка: Это значит поцеловаться и помириться.
(Звучит запись русской народной песни «Во поле береза стояла», дети становятся в пары друг за другом, идут «ручейком» - первая пара ведет всех за собой вперед, затем дети расходятся вправо, влево становятся в конец «ручейка», останавливаются.)
Марьюшка: Вот вам от березоньки подарочек, зелененький веночек.
Через него целуйтесь, миритесь, И никогда не ссорьтесь, не бранитесь. (Дети, начиная с первой пары повернувшись лицом друг к другу через венок имитируют поцелуй, передают венок следующей паре, и так до конца «ручейка.»)
Марьюшка: Вот и помирились, вот и покумились.
Чтоб нам не браниться, нужно подариться.
(Дети дарят друг другу березовые листочки, вырезанные из цветной бумаги.)
Марьюшка: А теперь давайте выберем старшую куму – подружку. Березка и Баба-Яга бросайте со мной вместе платочки вверх, кто выше.
(Марьюшка, Баба – Яга, Березка подбрасывают платки вверх, чей выше – та и старшая кума. Березка подбрасывает выше всех.)
Марьюшка: Твой день, твой праздник сегодня, березка.
Тебя мы прославляем, тебя мы поздравляем.
Солнце по небу гуляло, к вечеру оно устало.
День прошел, уж ночь стучится, домой пора нам возвратиться.
Балалайка, балалайка, ты веселую сыграй-ка,
Ты сыграешь, мы споем, дружно все домой пойдем!
(Звучит запись плясовой мелодии «Камаринская», дети пляшут используя знакомые плясовые движения.)
Марьюшка: Мы с вами играли и пели, не заметили, как пироги поспели.
(Марьюшка с Иваном выносят из избы пироги на подносе, угощают Березку, Бабу – Ягу и всех детей.)
Радуйся, березка, радуйся, зеленая.
Мы тебя любим, уважаем,
Тебя и всех гостей пирогами угощаем.
Ну, что же, гости дорогие, пришло время проститься.
Наш праздник вспоминайте, березку берегите, уважайте!
(Под запись русской народной мелодии «Ах, ты, береза», дети уходят из зала.)