Наталья Дудка
Сценарий казачьего праздника в старшей группе «У народа есть слова — хлеб всей жизни голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий казачьего праздника в старшей группе "У народа есть слова - хлеб всей жизни голова"
Цель: Формирование представления детей о процессе выращивания и приготовления хлеба и его значении в жизни людей.
Задачи:
- образовательные:
Публикация «Сценарий казачьего праздника в старшей группе „У народа есть слова — хлеб всей жизни голова“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
• формировать представление о том, как из зерна мы получаем хлеб;
• познакомить детей с техникой и профессиями людей, отвечающих за определенные этапы возникновения хлеба (сеялка, комбайн, зерносушилка, тракторист, комбайнер, пекарь);
• познакомить детей с заповедями русского народа по отношению к хлебу;
• познакомить со стихотворениями, пословицами и поговорками о хлебе.
- развивающие:
• расширить представление детей о том, как выращивают зерно, перерабатывают его и пекут хлеб;
• формировать представление о разнообразии хлеба и хлебобулочных изделий;
• формировать представление о хлебе, как условии существования людей на земле, как об одном из главных продуктов питания;
• развивать умения детей подбирать существительные, глаголы, прилагательные и синонимы к понятию «хлеб».
- воспитывающие:
• воспитывать бережное отношение к хлебу,
• воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
• показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Ход развлечения:
Звучит вступление с казачьей песней. На казачий двор выходят казаки.
Ведущий:У нас сегодня, станичники, особый день - уборка хлеба, настроение у всех замечательное, потому что хлеб мы вырастили отменный.
Всем знакомы слов
"Хлеб всему голова!"
Счастлив край. весел край,
Где хороший урожай!
Ведущий: Пожалуйста, гости дорогие, проходите.
Ребё нок:
1. Веселья вам, да радости!
Давно мы Вас поджидаем,
Ничего без вас не начинаем.
У нас для каждого найдётся
И словечко и местечко!
2. Ай, люли, ай, люли,
Нынче гости к нам пришли.
Добрый день и поклон Вам,
Гости дорогие (кланяются) .
Ведущий:
- Ой, ребята, посмотрите здесь что-то рассыпали (показывает детям крошки). Как вы думаете откуда они появились (ели, накрошили на пол, ветер принёс, высыпался из пакета с хлебом была дырочка, птички не доели).
- Да это хлебные крошки.
- Для чего нужен хлеб? (Чтобы есть, это пища.)
- Для чего нужна пища? (Пища нужна для роста человека, чтобы он мог двигаться, думать, работать. Пища помогает человеку быть здоровым, сильным, весёлым.)
Ведущий:
- Хлеб - самый необходимый продукт питания, т. к. в нём содержатся наиболее необходимые для жизни и здоровья человека элементы.
- Какие красивые слова о хлебе вы запомнили? (Душистый, тёплый, золотистый хлеб, словно солнцем налитой, с румяной корочкой.)
«Песня о хлебе».
Ведущий:
- Я расскажу вам о том, как первобытные люди стали сеять хлеб.
«Было это давным-давно, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полям и по лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть с голоду. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных пшеницы и ржи, ячменя и овса. Когда-то человек попробовал зёрна, и они ему понравились. Первобытные люди ели зерновую кашу до тех пор. Пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась эпоха хлебопечения. Человек стал растирать зерна камнями, и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, но однажды, тесто для хлеба случайно скисло. Лепёшка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб. С тех пор тесто стали заквашивать».
- К сожалению, мы не знаем как выглядел тот колосок, из которого приготовили первый хлеб, зато мы знаем как выглядят колоски сегодня.
Ведущий:
- А давайте посеем свое пшеничное поле.
Игра: «Зёрнышко»
Выйди, выйди, солнышко (руки вверх) .
Мы посеем зёрнышко (имитируют посев зерна)
Скоро вырастит росток (медленно поднимаются, поднимают руки вверх) .
Потянется на восток (наклон направо,
Потянется на восток (наклон налево,
Перекинется через мосток (руки вперёд, изображая мост,
По мостику пойдет (маршируют) .
В гости к солнышку придёт (руки тянутся к солнышку) .
Ведущий:
- А вам интересно, как собирали урожай, когда появились орудия труда?
- Весной землю вспахивают, боронят, удобряют.
- В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг.
- Раньше самый опытный член семьи - дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно, а в наше время зерно сеют сеялками.
- В старину во время жатвы использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны.
- Раньше зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн.
- Наши предки молотили муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе. До мельниц люди использовали камни с дощечками, ступу.
- Старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе.
Думаю, что в наше время стало легче выращивать хлеб.
Подвижная игра «Пшеница и хлебороб»
Дети - «колоски» встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо-влево, вперед - назад. Водящий - «хлебороб» (ребенок) вытягивает руки в стороны, идет между рядами. Дети должны успеть присесть (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»). Тот, кого задели, становится «хлеборобом» или выбывает из игры.
Ведущий: Сегодня, да и во все времена на самом почетном месте — хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, мягкий и сдобный.
1 реб-к: Каждый ломтик хлебушка
Пахнет теплым небушком,
И земля всю силу
В хлебе затаила.
2 реб-к: Здесь дождинки быстрые,
Зори здесь лучистые,
Радугой украшен
Хлеб родимых пашен.
3 реб-к: Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
4 реб-к: В нем — здоровье наше, сила,
В нем — чудесное тепло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем!
5 реб-к: Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Игра «Заправь хлебоуборочную технику».
Правила игры:выбрать двух игроков,поставить две машины и привязать к ним ленту. На концеленты-палочка-насос. Нужно скатать а руках на палочку ленту,приблизиться к машинеи «заправить бензином». Кто быстрее сделает,тот и победитель.
Ведущий:Посмотрю я вокруг –Поле колосится.
Урожай наш урожай – Золото пшеницы.
А сейчас наши мальчики покажут как работают на поле трактористы.
Танец «Трактористы».
Ведущий:
Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай!
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
Если мы хотим кого- то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!
Ведущий:
Наступило время в весёлые игры сыграть, свой ум и сноровку показать.
Игра «Сложи картинку: «Каравай» (из пазлов)
Правила игры: Дети становятся в четыре команды, поставить журнальный стол и сверху положить разрезные картинки каравая. Игроки должны собрать картинки из пазлов. Кто быстрей справится, тот должен поднять руку, он – победитель!
Игра «Собери урожай пшеницы»
Правила игры: взять обручи положить на пол, разбросать колосья по всему ковру. Выбрать игроков,по сигналу дети собирают колоски,кто больше соберёт,тот победитель.
Игра «Угадай с закрытыми глазами хлебобулочное изделие».
Правила игры:выбрать двух игроков (надеть перчатку,завязать детям глаза. Вынести стол с хлебобулочными изделиями. Игрок должен угадать изделие.
Ведущий: Сегодня мы с вами говорим о хлебе, а значит и о вас.
6 реб-к: Посмотри-ка ты на землю,
Посмотри на небо,
Ничего на свете нет
Поважнее хлеба.
7. реб-к: Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
8. Ребё нок: Человек привык трудиться
Люди пашут, сеют, жнут!
В каждом зернышке пшеницы,
В каждой крошке хлеба — труд!
Хвала рукам, что пахнут хлебом!
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
9. Ребё нок:Друг за другом красны девицы идут,
Как лебёдушки по реченьке плывут.
Высоко несут головушку свою –
В танце прославляют Русь свою.
Танец «С колосьями»
10 Ребё нок:Каждый ломтик хлебушка,
Пахнет тёплым небушком,
И земля всю силу подарила.
Теплым караваем мы вас угощаем.
(Детям раздают каравай.)
Ведущий:
Друзья! мы много узнали сегодня о том, как вырастить хлеб.
Вы держите в руках хлеб – это сокровище. Живите так, чтобы ваш хлеб всегда был справедливый и чистый. Запомните и скажите всем: у хлеба душа вашей родной земли, судьба многих людей, их неутомимый труд. Никогда не относитесь к хлебу цинично и равнодушно. Теперь, надеюсь, вы будете бережно относиться к каждому хлебному кусочку.
Ведущий:
А теперь самое время отведать нашего каравая!
Всех гостей мы угощаем. Сдобным вкусным караваем.
Он на блюдце золотом. Мы уселись за столом,
Чай по чашкам разливай,Налетай на каравай!
Спасибо за внимание!