Ольга Ехлакова
Сценарий фольклорного праздника «Весенние посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию
(музыка)
Подготовил:
музыкальный руководитель
Ехлакова О. А.
Цель: знакомство детей с истоками русской народной культуры, развитие музыкальных и творческих способностей.
Задачи
Обучающие:
Публикация «Сценарий фольклорного праздника „Весенние посиделки“» размещена в разделах
- Весенние посиделки. Сценарии фольклорных развлечений
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Посиделки
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2020
1. Учить выражать свое настроение в песне, высказываться о характере музыки.
2. Обучать хороводным движениям и перестроениям.
3. Закреплять навык игры в ансамбле на шумовых инструментах, передавая ритмический рисунок мелодии.
Развивающие:
1. Развивать творческие способности в основных видах музыкальной деятельности. 2. Продолжать развивать навыки инсценирования песен. 3. Развивать интерес к устному народному творчеству (потешкам, прибауткам) Воспитывающие: Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения русского фольклора.
Участники: дети вторая младшей, средней, старшей и подготовительной групп, воспитатели.
Предварительная работа: Беседы с детьми о традициях русского народа, о жанрах русского народного танца, о взаимосвязи компонентов народного танца: движений, музыки, костюмов. Разучивание песен, хороводов, подвижных игр и игры на музыкальных инструментах.
Материал: атрибуты русской избы: макет русской избы, лавочки, сундук, самовар, стол, предметы быта и утвари; музыкальный центр; музыкальные инструменты; ложки деревянные.
Костюмы: сарафаны, косоворотки, платки, платья, рубахи, костюм сороки.
Музыкальный материал:
1. Игра на ложках «Ложки озорные»- 2 младшая группа
2. Танец «Матрёшки»- средняя группа
3. Песня «Самовар»- старшая/подготовительная группа
4. Муз. игра «Веселый бубен»- общая игра
Герои: Ведущий, Сорока.
Ход мероприятия:
Сундук (в нем лежат ложки по 2 на каждого ребёнка, по платку на каждую девочку, самовар, блюдца, баранки, чайничек)
Ведущий: Здравствуйте, гости званные! Здравствуйте, гости желанные!
Весну –красную встречаем, веселье начинаем!
Не гром, не пляс,
Посиделки у нас!
Что такое посиделки
Расскажу я вам сейчас.
Посидите, отдохните,
И послушайте вы нас.
На посиделки собирали
Пожилых и молодых.
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких.
При свечах ли все сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели,
И водили хоровод.
Веселились и трудились.
Все так были хороши.
Словом, эти посиделки,
Были праздником души!
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Мы хотим их возродить!
Если ты в своей тарелке,
И пришёл к нам не на час
Предлагаем посиделки
Провести нам здесь, сейчас.
Дорогие ребята, сейчас я вам расскажу о том, что каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собирались люди, от мала до велика, чтобы себя показать и на других посмотреть.
По народному календарю первый месяц весны, март, богат праздниками и один из этих праздников - день прилёта птиц, а называется он «Cороки». Слово это – старинное, да необычное. Кто знает, что означает это слово? На что похоже? (ответы детей)
А ещё этот день так называется потому, что сорока - белобока хитра, быстра, всегда первая, да самая ловкая, всё-всё она знает, и новости всем разносит. Ребята, давайте Сороку позовём к нам в гости и все вместе, дружно скажем такие слова.
Ведущий с детьми: Сорока-белобока лети скорей лети, Лишь добрые вести к нам в садик неси!
Под музыку появляется Сорока.
Сорока: Hе сижу сама на месте, на хвосте несу я вести.
Может, в них и мало прока, но на то я и сорока.
Хозяйка: Ну, здравствуй, белобока. Мы тебя рады встретить, да приветить. Ты, Сорока, вовремя! Мы тебя звали, чтобы праздник наш начать, песни петь, да танцевать.
Сорока садится на сундук и говорит слова
Сорока: Да знаю я, знаю, что вам праздник надо начинать! Только, боюсь, у меня для вас плохие новости.
Хозяйка: Что случилось, белобока, что за новости у тебя.
Сорока: Вот что это такое? (показывает на сундук)
Ведущий: Сундук, в нем раньше в старину одежду хранили, важные документы, фотографии, подарки.
Сорока: То-то и оно. А это что? (показывает на замок)
Хозяйка: Замок. (берется за голову) Ой, ребята, я кажется, догадалась, мы не сможем с вами открыть сундук и не узнаем, что же хранится в нём. Что же делать, как быть?
Сорока: Что делать, что делать? Сейчас я вас скажу. Прошу обратить внимание вот на эту картину. (показывает на зеркало, где размещена картина)
Хозяйка: Сорока-белобока, так на картине не хватает нескольких частей и куда интересно они исчезли?
Сорока: А вот теперь переходим к самому интересному. Я подготовила для ребят из каждой группы задания, а какие вы узнаете вот из этих конвертов. Когда вы справитесь с заданием, то получите не достающие части картины, которые вы принесёте мне в музыкальный зал. А за это я вам отдам ключ от замка, который закрывает сундук.
Хозяйка: Ребята, В группы вы сейчас пойдёте
Там задание найдёте
С ним скорее вы справляйтесь
И обратно возвращайтесь.
А мы вас тут подождём, потом картинку соберем. За это Сорока нам ключик отдаст и мы узнаем, что же лежит в сундуке.
Дорогие мои помощницы, ребята, я вас отпускаю по группам, для выполнения задания. И ждем скорейшего вашего возвращения.
ВСЕ РАСХОДЯТСЯ ПО ГРУППАМ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ
ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ
Хозяйка и Сорока встречают детей (у Сороки висит на веревочке, на шее ключ)
Хозяйка: Ребята, очень рада я вашему возвращению. Справились с заданиями, которые для вас Сорока приготовила? Давайте проверим, все ли части картины вы нам принесли.
(дети отдают картинки, прикрепляем их на основную картину)
Сорока: Ну, что же ребята. Задание вы моё выполнили, картинку собрали. Пора вам и ключ отдать. Что бы вы замок открыли, да посмотрели, что хранится в сундуке.
(отдает ключ хозяйке, открывает замок и сундук)
Хозяйка: Спасибо тебе Сорока, что обещание своё сдержала, ключ нам вернула. Но ты улетать не спеши, оставайся на нашем празднике. Посмотришь, как ребята играть, петь и танцевать умеют.
Сорока: С удовольствием останусь.
Хозяйка: Ну, что же ребята, время пришло, сундук открыть. Открываем? (Дети- Да) Ой, ребята посмотрите, что здесь. (достает ложки)
Велика РОССИЯ наша
И талантлив наш народ,
Об искусниках-умельцах
На весь мир молва идёт!
Ложкари играть начнут
Ноги сами в пляс пойдут!
От зари и до зари
Веселятся ложкари.
ТАНЕЦ «ЛОЖКИ ОЗАРНЫЕ» -2-я младшая
Хозяйка: Ай, да молодцы ребята, задорный танец нам показали. Спасибо вам. Присаживайтесь на места.
А мы посмотрим, что же ещё хранится в сундуке.
Хозяюшка: А теперь ребятки, у меня для вас загадка:
В нашем сундуке прячутся девицы.
Красные щечки, пестрые платочки,
Хлопают в ладошки веселые. МАТРЁШКИ
Весь народ глядит в окошки,
Танцевать пошли матрёшки.
Получай, дружочек,
От меня платочек.
(достают платки для девочек, повязывают им на голову)
ТАНЕЦ- МАТРЁШЕК- средняя группа
Хозяюшка: Вот мы с вами поплясали,
А играть мы не играли.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся детвора,
Ждет вас русская игра!
Сорока: Ребята, у меня для вас тоже есть загадка:
Как тарелка круглый он.
Встряхнешь его и слышен звон.
Что это? (бубен).
Игра с бубном:(дети встают в круг, бубен передают по кругу)
«Ты катись, веселый бубен, быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен, тот пускай и спляшет нам»
После игры дети садятся на места
Хозяйка: Ребята, загадаю я вам ещё одну загадку:
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
Ответ детей: Самовар.
Хозяйка: Правильно. Это самовар. В старые добрые времена был на Руси такой добрый обычай: посиделки устраивать, да с горячим чайком!
Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара. Самовар означал благосостояние, семейный уют, благополучие и достаток. Вся семья собиралась за столом, который венчал самовар, и по русской традиции пили чай из блюдечек с сахаром, вареньем, пирогами, блинами.
Так кто же он такой – самовар? Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды, он прадед современных чайников. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому первые самовары называют тульскими.
Делали самовары из серебра, меди, железа. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краник, ручки делали в виде образов различных животных, птиц, рыб.
Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу в домах, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, да паром дышащий, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.
Хозяйка: Дети, как вы думаете: «Почему назвали самовар «самоваром»?»
(Ответы детей).
Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и название произошло «самовар».
И сейчас девочки старшей/подготовительной группы исполнят песню «Самовар кипит»
ПЕСНЯ «САМОВАР КИПИТ»- девочки старшей/подготовительной
Хозяйка: Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Чем же нам гостей дорогих угостить, да попотчевать?
Сорока: Тары-бары, растабары!
Выпьем чай из самовара!
С пряниками, сушками, сладкими ватрушками.
Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем!
Хозяйка: Когда праздник подходил к концу, радушные хозяева угощали гостей дорогих сладким печеньем! И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам! Примите и вы, гости дорогие от радушной хозяйки угощение, ароматное печенье!
Всех присутствующих угощают печеньем
Хозяйка:
Посиделки – вечеринки,
У кого ты не спроси,-
Это – русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Сорока: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говоря: до новых встреч!