Галина Заварницына
Сценарий досуга «Творческая мастерская «Матрешка — символ России» для детей старшей группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историей русской деревянной матрешки как символа народной культуры.
Учить детей рассматривать, замечать красоту игрушки, отмечать особенности её формы, украшать силуэты матрешки разнообразными узорами.
Вызвать положительные эмоции от встречи с игрушкой с помощью художественных текстов, музыки, песен, игр, рисования.
Ход досуга :
Публикация «Сценарий досуга „Творческая мастерская „Матрешка — символ России“ для детей старшей группы,» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Конструирование, поделки
- Матрешка. Сценарии развлечений
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Россия. Поделки, конструирование
- Россия. Творчество, ИЗО, поделки, рисование
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
В зале стоит красочно оформленный теремок, за которым находятся куклы – матрешки, детские книги, иллюстрации с изображение матрешек. Для рисования приготовлены листы бумаги с нарисованными силуэтами матрешек (по числу детей, гуашь, акварель, черный фломастер, поролоновые палочки-печатки, мольберты.
Дети свободно входят в зал.
Воспитатель привлекает внимание детей к теремку и предлагает узнать, кто там живет.
Воспитатель: Ростом разные подружки,
Непохожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети: Матрешка!
Из окна теремка появляется большая матрешка.
Воспитатель: Эту куклу-матрешку очень любят дети и взрослые, она особенная, разбирается на две части. Все радуются игрушке. Уж больно хороша! Приветлива, да еще внутри целое семейство сидит. Иногда в одну 60 матрешек помещается. Последняя самая маленькая - с горошину величиной. Есть матрешки и вашего роста. Мы с вами знаем песню об этих игрушках. Давайте споем ее.
Песня «Матрешки», муз. Г. Фрида, сл. Н. Френкеля.
Дети садятся.
Воспитатель: Первую матрешку смастерили более 100 лет назад в старинном русском городе Сергиев Посад. Мастер сделал ее из дерева, а художник раскрасил. Так и появилась розовощекая девочка, наряженная в сарафан или юбку с рубашкой, передник, платочек. В руках она держала петуха или гусочку, а иногда узелочек. Так родился образ крестьянской девочки – милая деревенская Матрена, имя очень распространенное в то время. Вот и прозвали куклу – матрешкой.
Послушайте стихотворение С. Маршака о матрешках.
Ребенок: Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй,
Половинку отвинти,
Плотную, притертую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
А внутри пустая,
В ней живет шестая.
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
–Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: «Восемь!».
Воспитатель: Спустя много лет мастера стали вытачивать кукол на токарных станках, мастерицы расписывали красками – «одевали» куклу в пестрые сарафаны, цветастые платки. Самое сложное нарисовать лицо: глаза, пунцовые губы, румянец. Из года в год матрешки менялись.
Педагог показывает иллюстрации.
Вот богатыри, а это персонажи сказки «Репка», вот молодец удалой с балалайкой расписной.
Давайте и мы с вами возьмем в руки балалайку, другие музыкальные инструменты и поиграем для матрешек.
Ребенок: Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Исполняют русскую народную мелодию «Я на горку шла»
(на русских музыкальных инструментах).
Воспитатель: Производством матрешек сегодня занимаются и в других городах и селах нашей страны. Они отличаются друг от друга формой и приемами росписи.
Педагог сопровождает свой рассказ иллюстрациями
и демонстрацией игрушек.
Ребенок: У семеновских матрешек
Разноцветные одежки.
Поиграли, порезвились –
И одна в одну вложились.
Ребенок: Они и летом, и зимой
Любят жить одна в одной.
Принесите им сапожки
И пойдут плясать матрешки!
Танец «Русский пляс».
Воспитатель: В России есть город Семенов, и оттуда пришли эти яркие матрешки. Ярким цветом окрашен платок, рукава, сарафан. Черные, на пробор, волосы, строго смотрят небольшие глаза, бантиком маленький рот. Самое же главное – крупная цветочная роспись. Она заполняет весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.
Ребенок: Вот матрешки встали в ряд,
Что-то нам сказать хотят.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки:
Всегда раскрашены на диво
Очень ярко и красиво!
Воспитатель: Обратите внимание, какими различными красками расписаны матрешки.
Игра «Подбери краски к матрешке».
Воспитатель: А сами не хотите стать матрешками?
Девочки (надевают косыночки, подвязывают фартуки).
Весь народ глядит в окошко,
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
Исполняется песня «Ой, да мы матрешки»,
муз. Ю. Слонова, сл. 3. Петровой.
Воспитатель: А вот матрешки из Сергиева Посада – озорные, расписные. Они более приземистые, верхняя часть матрешки плавно переходит в утолщение.
Четыре Матрены и одна Матренка – не выше опенка! – прибыли из села Полхов-Майдан. Эти матрешки тоньше и выше семеновских и сергиевопосадских. Лицо обрамляют «кудри» и расписано оно только черной краской, а туловище огромными цветами. У них нет конкретных деталей: рук, платка, сарафана.
Сегодня знают матрешку уже во всем мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Родина матрешки-Матрены – Россия. Она и одета в народный русский костюм. Вспомните, как одевались русские женщины на Руси?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям поиграть.
Игра «Собери матрешку».
Воспитатель: Ребята, перед вами лист бумаги, на котором изображен силуэт матрешки. Сегодня вы будете настоящими художниками, постарайтесь придумать и «одеть» ее в яркий наряд. Подумайте, каков будет основной цвет сарафана, какой цветочный или геометрический узор украсит его. Матрешку можно украсить любой росписью и это станет вашей авторской работой. Сначала нужно нарисовать лицо, затем раскрасить платок, рубаху, сарафан. Далее используйте декоративные элементы (прямые и волнистые линии, точки, круги, цветы) для украшения. Для этого применяйте тонкие кисти и поролоновые палочки-печатки.
Дети работают самостоятельно.
У вас родились яркие и нарядные куклы Матрены, которым хочется погулять, поплясать. Куда может отправиться ваша матрешка?
Ответы детей.
Воспитатель: Возьмите краски, нарисуйте, куда отправилась гулять ваша Матрена.
Дети работают самостоятельно.
Педагог при необходимости осуществляет индивидуальную помощь
для решения изобразительной задачи.
В конце досуга проводится выставка детских рисунков и их обсуждение, выделяются наиболее удавшиеся работы.