Юлия Парфенова
Сценарий досуга «Игры и игрушки народов Крайнего Севера» для детей старшего и подготовительного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий досуга «Игры и игрушки народов Крайнего Севера» для детей старшего и подготовительного возраста
для проведения недели игры и игрушки
Разработала Парфенова Ю. А.
Провели Парфенова Ю. А., Полхова Ю. Е.
Действующие лица: ведущая, Вьюга, Олень.
Публикация «Сценарий досуга „Игры и игрушки народов Крайнего Севера“ для детей старшего и подготовительного возраста» размещена в разделах
- Игрушки. Сценарии развлечений с любимыми игрушками
- Игрушки. Сценарии развлечений, досугов
- Игры народов севера
- Народы севера
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Оборудование: проектор, экран, презентация о Севере, видео с северным сиянием, презентация по теме досуга, кольцебросы, стулья, четыре платка.
В зале звучит музыка, детей в музыкальном зале встречает ведущая. предлагает занять места.
Ведущая: Как велика наша планета! Как много народов населяют ее! Вчера мы познакомились с русскими народными игрушками и играми. А сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие. Ребятки, а какие виды транспорта вы знаете? (выслушивает ответы детей: наземный, воздушный, водный). Молодцы, ответили на вопрос. Сегодня мы полетим!
Звучит музыка. Дети подходят к парашюту. Несколько раз поднимают его и отпускают.
Музыка затихает, звучит завывание вьюги. На экране появляется изображение северного сияния.
Ведущая: Ой, ребятки, как здесь холодно. Посмотрите сюда (показывает на экран, где воспроизводиться видео с северным сиянием). Куда это мы попали? (выслушивает ответы детей, по мере необходимости подсказывает).
Дети: мы на Севере.
Ведущая: В преданьях северных племен, живущих в сумерках берложных,
Где на поселок пять имён, и то всё больше односложных,
Где не снимают лыж и шуб, гордятся климатом суровым,
Поют, не разжимая губ, и жиром мажутся моржовым.
Звуки вьюги усиливаются и в зал влетает Вьюга, обегает зал, детей, останавливается посреди зала.
Ведущая: Здравствуйте, а вы кто?
Вьюга: Я – Вьюга. Вы прилетели на Крайний Север. Я его постоянная жительница.
Слайд 1: Это крайний север, царство льдов и снегов. Земля и поверхность океана здесь покрыта льдом.
Слайд 2: Там деревьям не растется,
Там и речкам не течется,
Лишь косматая пурга
Кружит белые снега
Под промерзшим небосводом
Ледники сползают в воду,
И плывут потом вдали
Ледяные корабли
Слайд 3: По Северно-Ледовитому океану плавают айсберги. Айсберги – это огромные глыбы льда.
Ведущая: Как красиво!
Вьюга: Красиво, но очень опасно. Обращается к детям: Дети, вы же знаете, что вода в Северном –Ледовитом океане очень холодная, такая холодная, что глыба льда не могут растаять. И купаться в такой воде нельзя. Даже ноги мочить нельзя. Хотите попрыгать по льдинкам?
Дети: Да!
Вьюга: Давайте попробуем!
Ведущая: Ребятки, нам надо поделиться на команды. Приглашаем построиться команды групп.
Дети строятся, а Вьюга тем временем раскидывает по полу «льдинки»
Проводится игра «Прыгаем по льдинам».
По разложенным «льдинкам» прыгают дети, стараясь не наступить в холодный океан. Те, кто прыгнул садится на место.
Вьюга: Молодцы! Никто ноги не намочил.
Слайд 4: Зимой здесь совсем нет солнца, это время называют полярная ночь. Снежные просторы освещаются только светом луны и звезд.
А лето здесь очень короткое и холодное.
Слайд 5: Весной в Арктике можно увидеть северные сияния. Это светящиеся частицы воздуха, которые переливаются разными цветами: желтым, зеленым, красным. Лучше всего северное сияние видно в полярную ночь.
Слайд 6: Кажется, что на Северном полюсе, где все покрыто льдом, никто не живет, но это не так. Здесь живут самые разные животные. Самый известный обитатель Арктики – белый медведь.
Слайд 7: На Севере Белый мишутка живет,
Но только как бурый, он мед не сосет,
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать,
И жить – не тужить.
Слайд 8: Медведь больше всего любит есть рыбу, которую ловит сам. Он отлично плавает. А иногда он даже нападает на тюленей или моржей
Слайд 9: Зимой медведь роет в снегу берлогу и спит в ней самые холодные месяцы зимы.
Слайд10: В Арктике можно повстречать и северного оленя. Олень любит есть траву и лишайники, он находит их под слоями снега. У оленя очень широкие копыта, поэтому он легко может ходить по глубокому снегу.
Слайд 11: А разводят оленей чукчи. Это люди, которые живут на Крайнем Севере. Олени помогают чукчам передвигаться по снежным просторам.
Вьюга: Дети! А вы хотите попробовать поймать оленя?
Дети: Да!
Вьюга: Если олень убегает, то его надо поймать-накинуть на рога веревку. Так и родилась игра «Ловля оленей». Давайте поиграем в эту игру.
Ведущий выносит кольцебросы, на которые прикреплены фигурки оленей, вокруг нее встают дети, разделенные на команды по группам. Детям раздают кольца (как для игры в «Кольцеброс»). Задача каждого ребенка набросить кольца на палку («поймать оленя»).
Слайд 12: Также чукчи едят оленье мясо, а из шкур оленя шьют одежду и даже строят дома. Дом чукчи называется чум.
Вьюга: А чум хотите построить?
Дети: Да!
Проводиться игра «Построй юрту».
В игре принимают 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, весёлые ребята,
соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
и помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают над головой в виде шатра, получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившей юрту.
Слайд 13.
Вьюга: Молодцы! Тяжелые условия для жизни на Крайнем Севере. Поэтому и игры детей направлены на развитие ловкость и силы. Вы уже поиграли в такие игры. Ну ка, поделитесь впечатлениями: стали вы сильными и ловкими? (выслушивает ответы детей).
Ведущая: Вьюга, скажи, а игрушки у детей Крайнего Севера есть?
Вьюга: Конечно! И сейчас я вам их покажу.
Слайд 14: Девочки любят играть в кукол в национальной одежде. Одежда для кукол делает из меха, кусочков кожи зверей.
Слайд 15: А мальчики любят всякие головоломки. Почти все головоломки сделаны из дерева, веревочек.
Слайд 16: А это олень, сделанный из щепы
Слайд 17: А это лодка. Она сделана из дерева.
Вьюга: Спасибо за внимание. Надеюсь вам понравился мой рассказ.
Дети: Очень!
Ведущая: Дети, нам пора возвращаться.
Вьюга: Я видела, что вы прилетели на парашюте. Он у вас волшебный!
Слайд 18. На Северный полюс можно добраться на ледоколах. Это большие корабли, которые раскалывают лед, чтобы проплыть по океану.
Ведущая: ну а мы полетим на парашюте. Счастливо оставаться!
Вьюга: Скоро я к вам в гости приду. Ведь зима не за горами! (незаметно уходит)
Дети подходят к парашюту. Несколько раз его поднимают и опускают
Звучит спокойная музыка.
Ведущая: Ну вот мы снова в детском саду. Все не месте? Никого не забыли на Севере? (дети рассаживаются на места). Понравилось вам путешествие? (выслушивает ответы детей).
Стук в дверь.
Входит Северный Олень и передаёт письмо Ведущей: «Вам письмо». Уходит.
Ведущая: Вот так сюрприз. Дети, это письмо от Вьюги. Она предлагает, что бы продолжилось наше волшебное путешествие нарисовать как вы играете.
Дети вместе с воспитателем расходятся по группам. В группе выполняют во второй половине дня задание коллективную работу «Мы играем», «Наши любимые игрушки» (техника выполнения любая).
В работе использованы материалы с интернета.